Муниципальная политика в области развития туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

В процессе достижения главной цели работы предусматривается решение ряда конкретных задач, отвечающих потребностям современного туриста и возможностям края, а также основным тенденциям развития туризма:
- анализ тенденций развития сферы туризма Пермского района;
- анализ основных проблем развития туризма в Пермском районе;
- анализ современного состояния туризма в Пермском районе;
- совершенствование действующей программы “Развитие туризма в Пермском муниципальном районе Пермского края на 2011-2015 годы”;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Муниципальная политика в области развития туризма……………………………………………………………………………5
1.1. Основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности…………………………….……………………………….……....5
1.2.Правовые основы создания условий для развития туризма на муниципальном уровне………………………………………………………….8
1.3.Основные нормативные документы в сфере туризма………………………………………………………………………..….10
2.Программа “Развитие туризма в Пермском муниципальном районе Пермского края на 2011-2015 годы”…….…………………………………….14
2.1. Современное состояние туризма в Пермском муниципальном районе…………………………………………………………………………...14
2.2.Программно-целевые методы в развитии туризма в Пермском Муниципальном районе………………………………………………………..17
2.3.Общие положения…………………………………………………….20
2.4.Цели и задачи программы…………………………………………….21
2.5.Сроки и этапы реализации программы……………………………....23
2.6.Методы реализации программы……………………………………...25
2.7.Ожидаемые результаты реализации Программы и критерии оценки ее эффективности………………………………………………………………..28

Заключение…………………………………………………………….…………33

Список использованной литературы………………………………….……......35

Файлы: 1 файл

Контрольная работа2.docx

— 75.03 Кб (Скачать файл)

- определение потенциального объема туристического потока и его структуры, выделение целевых клиентских групп;

- определение структуры и содержания предложения туристского продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей района;

- формирование туристского продукта для целевых клиентских групп: с учетом планируемого объема и структуры туристического потока определение потребности в создании различных типов туристической и базовой инфраструктуры, сферы услуг;

- разработка комплекса мероприятий по привлечению частных и государственных инвестиций;

- разработка системы продвижения туристского продукта на рынке.

В основу механизмов формирования и реализации мероприятий Программы должны быть заложены следующие принципы:

- развитие туризма не является самоцелью, а лишь одним из способов, за счет использования туристического потенциала района, а также потенциала малого предпринимательства в сфере туризма, для решения проблем социально-экономического развития района, удовлетворения потребностей его жителей в создании новых рабочих мест, развития инженерной, транспортной, коммунальной инфраструктуры, повышения общего уровня благосостояния, в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям;

- заказ по развитию туризма в виде муниципальной Программы должен отражать, прежде всего, интересы жителей района, а не бизнеса в сфере туризма;

- в основу формирования муниципального заказа по развитию туризма должна быть положена «концепция 4-х П», предполагающая отражение в Программе проблем, потребностей, потенциала и приоритетов муниципального образования;

- механизм реализации Программы должен быть выстроен на основе частно-государственного партнерства, в котором турагенты и туроператоры принимают участие в формировании и продвижении турпродукта, представители бизнеса привлекают инвестиции и реализуют проекты в сфере туризма на территории района при условии создания рабочих мест и уплаты установленных налогов;

- в развитии туризма на территории Пермского района могут быть заинтересованы как региональные структуры, так и частный бизнес, которые также могут выступить заказчиками ряда мероприятий и профинансировать их. При разработке и реализации программных мероприятий важно учитывать принцип разделения полномочий и ответственности;

- муниципальная Программа должна представлять из себя единый масштабный проект, в котором все мероприятия взаимоувязаны и обоснованы, как в части финансирования, так и по срокам реализации. Только в этом случае достигается максимальная эффективность использования бюджетных средств в достижении намеченного результата.12

Таким образом, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития района является создание условий для улучшения качества жизни граждан, проживающих на территории района, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на внутреннем рынке.

2.5. Сроки и этапы реализации Программы

Период действия Программы рассчитан на 2011-2015 годы.

На первом этапе (2011г.) необходимо провести маркетинговые исследования, приступить к формированию конкурентоспособного турпродукта в определенных сегментах потребительского рынка (по видам туризма), подготовить проектную документацию по инвестиционным проектам в сфере туризма, реализуемых на территории Пермского муниципального района, в целях включения инвестиционных проектов в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)».

Ориентируясь на изученные в ходе маркетинговых исследований сегменты, планируется разработать поэтапный план формирования турпродукта (развития туристской инфраструктуры и объектов туриндустрии) в каждой перспективной для туризма территории района и продвижение его на российский и зарубежный рынки. Для этого определяются конкретные туристские зоны, проектируются маршруты и спектр услуг, разрабатывается план развития туристской инфраструктуры, хозяйствующими субъектами разрабатываются инвестиционные проекты (бизнес-планы).

 Второй этап (2012-2015 годы) предусматривает реализацию инвестиционных проектов, продвижение туристского продукта в соответствии с перечнем программных мероприятий.

При необходимости ответственный исполнитель Программы вносит предложение о продлении срока реализации Программы. Срок реализации Программы может быть продлен не более чем на один год.

Таким образом, программа рассчитана на 2011-2015 годы, в которой есть два этапа реализации. Первый этап (2011 год) - подготовительный, включает подготовку и начало осуществления программных мероприятий. Второй этап (2012-2015 годы) - реализация инвестиционных проектов, продвижение туристского продукта в соответствии с перечнем программных мероприятий.

2.6. Методы реализации программы

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированную по объему финансирования, срокам и ответственным исполнителям мероприятий систему, обеспечивающую достижение намеченных результатов.

Реализация Программы осуществляется путем выполнения предусмотренных мероприятий, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей как промежуточных, так и конечных результатов Программы.

Ответственным исполнителем Программы является отдел развития предпринимательства финансово-экономического управления Администрации Пермского муниципального района.

Реализацию мероприятий Программы осуществляют поставщики работ, услуг, привлекаемые в соответствии законодательством Российской Федерации о размещении заказов для муниципальных нужд.

С участниками Программы заключаются соглашения о сотрудничестве и реализации программных мероприятий. Участники Программы предоставляют данные по утвержденному перечню статистической и бухгалтерской отчетности. Также заключаются соглашения о совместной деятельности по обмену информацией с Центром занятости Пермского муниципального района, налоговыми органами и иными организациями, принимающими участие в Программе.

В целях реализации Программы планируется:

- создание координационного совета  по реализации Программы, объединяющего  участников Программы, представителей  туриндустрии, сферы образования  в туризме и общественный сектор;

- создание информационной системы, содержащей данные статистической  отчетности, информацию обо всех  субъектах туриндустрии района, позволяющую не только хранить  систематизированную по географическому  и тематическому принципам информацию, но и осуществлять комплексный  мониторинг состояния и динамики  всех секторов туриндустрии района.

 

Система программных мероприятий состоит из трех основных блоков:

  1. Научно-исследовательские работы - в целях определения потенциального объема туристического потока и его структуры; выделения целевых клиентских групп; определения структуры и содержания предложения туристского продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей района. Четкое представление о запросах в отношении отдыха позволит максимально удовлетворить потребности прибывающих в район туристов.

Также в рамках научно-методического обеспечения реализации программных мероприятий предполагается:

- проведение ежегодной научно-практической  конференции по вопросам развития  въездного и внутреннего туризма;

- проведение конкурсов среди  учебных заведений на создание  туристских маршрутов и проектов  в сфере внутреннего и въездного  туризма;

- издание методической литературы  по вопросам развития сельского  туризма;

- проведение экологических лагерей  и экологических экспедиций.

  1. Мероприятия направлены на подготовку инвестиционных площадок, бизнес-предложений для потенциальных инвесторов и партнеров, привлечение российских и иностранных инвестиций, подготовку, разработку и внедрение механизма государственной поддержки по инвестиционным проектам, направленным на развитие туристской индустрии.

В целях привлечения инвестиций на развитие туристской индустрии района в рамках Программы планируется:

- разработать паспорта инвестиционных  площадок, перспективных для инвестирования;

- подготовить и тиражировать  инвестиционные предложения;

- содействовать продвижению инвестиционных  проектов (бизнес-планов) на российских  выставках и форумах (подготовка  и участие).

  1. Мероприятия по продвижению туристского продукта и рекламно-информационному обеспечению развития туризма: целенаправленное формирование имиджа Пермского района как территории, благоприятной для туризма; активное продвижение туристского продукта, прежде всего на внутреннем туристском рынке; совершенствование системы информационного обеспечения туристской деятельности, создание информационного туристского центра.

Таким образом, в целях формирования атмосферы гостеприимства планируется ежегодно осуществлять ряд информационных кампаний в средствах массовой информации, проводить открытые семинары, размещать информацию просветительского характера в средствах массовой информации.

 

2.7. Ожидаемые результаты реализации Программы и критерии оценки ее эффективности

Главный социальный эффект Программы состоит в создании предпосылок для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям.

Реализация Программы также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство территорий муниципальных образований, производство сувенирной продукции, подготовка и переподготовка кадров.

Выполнение Программы будет способствовать экономическому развитию Пермского муниципального района, формированию его социально-культурного облика, содействовать повышению жизненного уровня населения.

Система контролируемых показателей по Программе включает:

- показатели выполнения  системы программных мероприятий - по срокам, объему и качеству;

- показатели эффективности  реализации инвестиционных проектов;

- целевые показатели  Программы.

 Целевые показатели Программы характеризуют изменение ситуации и достижение заявленной цели в результате реализации Программы.

В качестве целевых показателей Программы используются следующие показатели:

- количество туристских  прибытий на территорию района;

- количество созданных  рабочих мест;

- объем налоговых поступлений  в местный бюджет от туристской  деятельности и от дополнительного  развития видов деятельности, связанных  с туризмом.

В целях получения необходимых данных для оценки эффективности и результативности Программы в соответствии принятыми целевыми показателями необходимо заключить с участниками Программы соглашения о предоставлении соответствующей информации. В качестве источника информации также можно использовать данные статистического и налогового учета. Для своевременного и максимально полного получения информации необходимо заключить с органами статистики и налоговой инспекции соглашения, в которых предусмотреть перечень, периодичность и формы предоставления требуемой информации.

Условия расчета целевых показателей Программы:

  1. Плановые значения целевых показателей по количеству туристов соответствуют показателям и их динамике, установленным для Пермского муниципального района Правительством Пермского края, согласно письма от 27.08.2010 СЭД-01-21-2189;
  2. Предусмотрен рост туристического потока ежегодно на 14%. В качестве базового уровня для подсчета туристического потока принят показатель 2009 г., когда по расчетным данным количество туристов на территории Пермского муниципального района составило 42,2 тыс. человек. За период действия Программы количество туристов должно увеличиться в 2 раза, достигнув к 2015 г. уровня – 84,3 тыс. человек в год;
  3. Доля курорта «Усть-Качка» в формировании туристического потока составляет 76% (2009 г. – 31,7 тыс.чел.). На сегодняшний день, при количестве мест размещения – 2000, загруженность курорта составляет не более 75% от имеющихся возможностей;
  4. Доля иных участников рынка туристических услуг в формировании туристического потока, соответственно, составляет 24% (2009 г. – 10,5 тыс. чел.);
  5. Согласно информации, представленной курортом «Усть-Качка», рост туристских прибытий на курорт составляет в среднем 6% в год. Так в 2007 г. заполняемость курорта составила 27,7 тыс. чел., в 2008 г. – 29,2 тыс. чел., в 2009 г. – 31,7 тыс. чел. Следовательно, наибольшие темпы по числу туристских прибытий будут зафиксированы у остальных участников рынка туруслуг, в среднем на 30% ежегодно, что обеспечит рост общего туристического потока на 14% в год;
  6. В соответствии с Методическими рекомендациями по подсчету туристического потока Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края, учет количества туристов следует производить в случае их регистрации в средствах размещения.
  7. Помимо туристов, учитываемых по месту регистрации, следует учитывать туристов, не пользующихся средствами размещения, в том числе прибывающих из краевого центра - г. Перми. Число таких не зарегистрированных туристов может превышать число «официальных» туристов в десятки раз. Так, только число посетителей горнолыжного комплекса «Юго-Камский», по оценке организаторов бизнеса, будет достигать более 26 тыс. в год;
  8. Общее количество вновь созданных рабочих мест на предприятиях, реализующих проекты в сфере туризма, за период действия Программы составит не менее 100, а если учесть, что 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта, то следует говорить о создании не менее 300 рабочих мест;
  9. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Пермского муниципального района составит:

Информация о работе Муниципальная политика в области развития туризма