Муниципальное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в следующем:
• раскрыть сущность понятия «муниципальное образование», определить его полномочия;
• определить состав территории и правовую регламентацию границ.

Файлы: 1 файл

Введение мун.право.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

Одним из ключевых понятий местного самоуправления является понятие муниципальное образование. Оно и является объектом исследования работы.

Тема контрольной  работы является актуальной в связи  с тем, что от развития муниципального образования зависит развитие региона и страны в целом.

Цель работы заключается в следующем:

  • раскрыть сущность понятия «муниципальное образование», определить его полномочия;
  • определить состав территории и правовую регламентацию границ.

В процессе работы были использованы работы В.Б. Зотова, Е.С. Шугриной, А.А. Замотаева, Н.А. Игнатюк А.В. Павлушкина и других, а также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

 

 

 

  1. Понятие «муниципальное образование», признаки и виды муниципальных образований

Термин «  муниципальное образование» был  введен Гражданским кодексом РФ в 1994 г. И раскрыт в Федеральном  законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Федеральном  законе 1995 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное  образование определялось как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения1.

Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. 

Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.  

Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Эти признаки следует квалифицировать как юридические признаки муниципальных образований. Однако тот факт, что в Россию далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует о том, что наряду с юридическими муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии. Перечислим эти признаки.

  1. Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.
  2. Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчёркивающее её влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.
  3. Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.
  4. Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчёта и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения2.

 

  1. Принципы формирования территории муниципального образования

Муниципальное образование – населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

К видам муниципальных  образований относятся:

  • городское поселение
  • сельское поселение
  • муниципальный район
  • городской округ
  • внутригородской район города федерального значения

Обязательными признаками любых муниципальных образований являются следующие:

  • наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
  • устав муниципального образования;
  • обособленная муниципальная собственность;
  • местный бюджет;
  • органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона.

При создании муниципальных  образований учитывается история складывания местного сообщества, величина его территории, тип поселений и их число, численность населения соответствующих поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра и др3.

Особенности территорий МО:

1. Территорию  городского или сельского поселения  составляют исторически сложившиеся  земли населенных пунктов, прилегающие  к ним земли общего пользования,  территории традиционного природопользования  населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

2. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

Указанный критерий вызывает сложность при определении  территорий муниципальных образований  крупных городов, традиционно включающих в свой состав поселки.

3. Размеры территории  поселения устанавливаются с  учетом численности его населения. 

4. Границы поселения не  могут пересекаться границами  населенного пункта.

5. Наделение городского  поселения статусом городского  округа осуществляется законом  субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение и изменение границ муниципального образования

При определении  территории муниципального образования  надо учитывать следующее5:

1-й критерий. Местное самоуправление является территориальным, т.е. осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга. Субъекты Российской Федерации по-разному решают вопрос о том, на каких территориях осуществляется местное самоуправление.

2-й  критерий. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации без каких-либо изъятий. В пунктах 1-2 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями; территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

В соответствии с пунктами 3—4 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Это означает, что юрисдикция органов местного самоуправления распространяется в равной мере на все земли в границах муниципального образования независимо от их целевого назначения, нахождения в разных формах собственности.

3-й критерий. Территория муниципального образования является целостной, т. е. все муниципальное образование должно иметь непрерывную границу. В пунктах 12,13,16 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения; территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; территория поселения должна полностью входить в состав муниципального района.

4-й критерий. Муниципальное образование определяется как населенная территория. Отсюда следует, что квалифицирующим признаком муниципального образования является наличие населения. Численность населения является очень важным фактором. В зависимости от численности населения происходит, например, деление городов на мелкие, средние, крупные и т. п. В статье 11 несколько норм посвящено особенностям учета численности населения.

5-й  критерий. Территория муниципального образования должна быть такой, чтобы проживающее в ее границах население было объединено общими интересами в тех вопросах, решение которых отнесено к ведению местного самоуправления. Например, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

6-й  критерий. Границы административно-территориальных единиц могут не совпадать с границами муниципальных образований. Поэтому следует разводить понятия «территория поселения» и «территория муниципального образования». Вопросы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерациинаходятся в их исключительном ведении. Представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут решать эти вопросы самостоятельно без согласования с кем бы то ни было. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Информация о работе Муниципальное образование