Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:13, курсовая работа
Целью работы – является изучение занятости и ее видов и определение путей ее преодоления.
В связи с этим были сформулированы следующие задачи работы:
1. Исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости и трудовых отношений.
3. Изучить занятость и её виды.
4. Предложить рекомендации по совершенствованию регулирования в области занятости.
Введение ………………………… ……………………………………………...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………..……...5 1.1 Политика Муниципального регулирования занятости ..……………...5
1.2 Занятость и ее виды………………………………………………………...9
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ……………………………………….13
2.1. Анализ занятости на ГУ Центре занятости населения Белорецкого района Республики Башкортостан.…………………………………………13
2.2. Результаты исследования и выводы…………………………….…………….15
Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЗАНЯТОСТИ И ПРЕОДОЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ ….…………………………………….20
3.1 Законопроекты, регулирующие занятость и процесс роста безработицы.……………………………………………………………………20
3.2 Рекомендации по регулированию занятости в г. Белорецке ………24
Заключение ……………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………….32
- граждане временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- граждане являющиеся учредителями организации, за исключением учредителей общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественного права в отношении этих организаций.
С 1997 г. начала реализовываться Комплексная программа подготовки и переподготовки управленческих кадров.
С 2001 г. Министерство труда и социального развития РФ ввело в практику определение субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда. Порядок выявления таких территорий предусмотрен постановлением правительства РФ от 2 ноября 2000 года № 875 «О правилах отнесения территорий к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда».
Госкомстат ежегодно до 15 марта представляет данные по Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации за 2 последних года по шести показателям:
- уровень занятости в % от общей численности населения в возрасте 15 - 72 лет;
- уровень общей безработицы (безработицы по МОТ);
- уровень регистрируемой безработицы;
- доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в общей численности безработных;
- доля работающих не полное рабочее время и находящихся в отпусках по инициативе администрации в общей численности работающих (по крупным и средним организациям);
- коэффициент напряжённости на рынке труда.
Регионы Российской Федерации ранжируют по значениям показателей, т. е. им присваивается номер, находящийся в определённой зависимости от величины показателя: чем больше величина показателя, тем больше порядковый номер. Лишь показатели уровня занятости ранжируют в обратной зависимости от величины. При равной величине одного показателя у разных территорий им присваивается одинаковый порядковый номер. Для каждого субъекта Российской Федерации и для Российской Федерации в целом по формуле средней арифметической простой рассчитывается средний порядковый номер (общий показатель).
Уровень напряжённости на рынке труда определяется путём деления среднего порядкового номера (среднего ранга) по данной территории на аналогичный общий показатель по Российской Федерации в целом. Если средний порядковый номер по территории превышает общий показатель по Российской Федерации более чем в 1,5 раза, то этот субъект Федерации считается территорией с напряжённой ситуацией на рынке труда.
Введённый порядок расчётов призван способствовать выработке практических мер, целенаправленной, адресной политики по стабилизации положения на рынке труда конкретных территорий с учётом региональных особенностей и интересов.
В настоящее время существуют законодательные ограничения, связанные с гибкостью найма, увольнения работников, использованием рабочего времени, совершенствованием системы охраны труда, развитием социального партнерства, которые препятствуют естественному и оперативному изменению структуры занятости на отдельных предприятиях и между отраслями.
Основными направлениями совершенствования трудового законодательства для достижения рациональной занятости, возможности создания новых рабочих мест являются:
– повышение гибкости использования рабочей силы;
– развитие системы социального партнерства на уровне регионов и отдельных предприятий;
– изменение системы предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также совершенствование муниципальной экспертизы условий труда.
В Российской Федерации существует целый ряд административных и экономических препятствий для развития трудовой миграции. Это сдерживает переток рабочей силы из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные. Для повышения мобильности рабочей силы необходимо в среднесрочной перспективе направить усилия на:
– снятие административных ограничений для перемещения рабочей силы внутри страны;
– создание эффективного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;
– формирование экономических условий, содействующих свободному переливу рабочей силы;
– развитие экономических механизмов, обеспечивающих доступность найма и приобретения жилья (что во многом решается с помощью использования ипотечных механизмов и других инструментов, направленных на обеспечение доступности жилья).
В сложившихся условиях низкий уровень заработной платы способствует сохранению экономически неэффективных рабочих мест, развитию бедности, ограничивает рост внутреннего потребительского спроса, не стимулирует внедрение эффективных и современных технологий. Сохраняющийся низкий уровень заработанной платы деформирует систему спроса и предложения на рабочую силу.
Необходимо в течение трех лет повысить заработную плату работников бюджетной сферы в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза.
В то же время простого повышения заработной платы для решения проблем бюджетного сектора недостаточно. Назрела необходимость в таких финансовых решениях и механизмах, которые способны мотивировать к достижению эффективных результатов сами учреждения бюджетной сферы.
Одновременно с модернизацией системы учреждений бюджетной сферы, в том числе переходом части учреждений на новые организационно правовые формы, необходимо проведение реформирования системы оплаты труда, направленное на повышение стимулирования работников к оказанию качественных услуг.
Новые системы оплаты труда будут учитывать специфику каждой из бюджетных отраслей, построенных на единых основополагающих принципах. При их внедрении повышение общего уровня оплаты труда помимо увеличения расходов федерального бюджета, будет также осуществляться за счет оптимизации структуры занятости в бюджетной сфере и реструктуризации сети бюджетных учреждений.
Значительный рост оплаты труда в бюджетном секторе и повышение производительности труда повлечет изменения в структуре занятости. Увеличение оплаты труда работников бюджетной сферы предусматривает повышение качества занятости, ликвидацию неэффективных рабочих мест. Вместе с тем возможности работников, занятых в бюджетных отраслях, перейти во внебюджетный сектор пока ограничены, что сдерживает переток рабочей силы.
В настоящее время только треть безработных граждан обращается к услугам органов службы занятости населения. Основными клиентами службы занятости населения являются граждане с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающие трудности при трудоустройстве, в том числе выпускники общеобразовательных учреждений, не имеющие опыта работы, граждане, имеющие длительный перерыв в работе, малоквалифицированные работники. В условиях более динамичных изменений на отраслевых и региональных рынках труда в среднесрочной перспективе повышаются требования работодателей к качеству рабочей силы с учетом предполагаемого роста заработной платы. Необходимо принять меры для того, чтобы органы службы занятости стали важным инструментом перераспределения рабочей силы.
В этой связи основными направлениями совершенствования качества услуг в сфере содействия занятости являются:
– качественное улучшение системы информирования населения о состоянии рынка труда и возможностях трудоустройства в различных отраслях экономики;
– повышение эффективности и уровня охвата граждан (в первую очередь учащихся общеобразовательных и среднеспециальных учреждений) государственными услугами в области профориентации;
– реализация превентивных мер содействия занятости граждан, внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан;
– совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу;
– расширение номенклатуры и разработка стандартов услуг государственной службы занятости.
Меры муниципального воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей.
В связи с этим выделяются следующие основные направления совершенствования в области занятости в г. Белорецке.
1. Обеспечение функционирования
рынка труда и содействие
– обеспечение гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;
– совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация проведения научных исследований по проблемам занятости;
– повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижение неконтролируемого роста безработицы;
– внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан и разработка соответствующих мероприятий по их трудоустройству;
– защита территориального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочей силы).
2. Специальные мероприятия
– временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, путем частичной компенсации расходов работодателям на организацию их труда (организация занятости выпускников образовательных учреждений, многодетных и одиноких родителей, инвалидов, длительно безработных граждан и лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы);
– содействие предпринимательству посредством финансовой и организационно-методической поддержки безработных граждан, решивших создать собственное дело; участие в разработке целевых программ содействия развитию предпринимательской инициативы населения города и поддержки малого предпринимательства.
3. Повышение качества рабочей силы:
– совершенствование системы профессионального обучения и профессиональной ориентации населения, в том числе безработных граждан и незанятого населения, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
– повышение мотивации незанятых граждан к трудовой деятельности и формирование их активной позиции, ориентированной на самостоятельный поиск работы;
4. Социальная поддержка граждан при безработице:
– своевременное начисление пособий по безработице;
– оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей;
– обеспечение оформления и выплаты досрочных пенсий безработным гражданам предпенсионного возраста, получившим право выхода на досрочную пенсию при отсутствии возможности их трудоустройства;
– обеспечение выплаты стипендий гражданам, обучающимся по направлению службы занятости.
5. Обеспечение функционирования службы занятости:
– совершенствование структуры службы занятости, методов управления, повышение профессионального уровня ее персонала;
– обеспечение функционирования программно-технических средств, каналов обмена информацией, локальных вычислительных сетей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического исследования
по теме «Муниципальное регулирование занятости»
было рассмотрено муниципальное регулирование
занятости и занятость, и её виды. Согласно
определению занятость - это целесообразная, сознательная деятельность чело
В результате исследования можно сказать, что мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Муниципальная политика занятости должна иметь предупреждающий характер, включать целый комплекс мер муниципального регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму и опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут увеличить безработицу. Основная цель такой политики – снижение безработицы уже в среднесрочном периоде.
На основе проведенного анализа можно выделить следующие проблемы в сфере занятости и на рынке труда:
– несоответствие спроса и предложения на рынке труда;
– трудности в обеспечении занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите (инвалиды, молодежь до 18 лет, женщины, имеющие малолетних детей, лица, освобожденные из МЛС, и др.);
– непредоставление работодателями полной и достоверной информации о потребности в кадрах, особенно вакансий для специалистов и служащих;
– сокращение сферы приложения женского труда;
– наличие «скрытой» безработицы.