Муниципальные источники муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Своеобразие источников муниципального права проявляется, прежде всего, в том, что они связаны с организацией и функционированием местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти на местном (муниципальном) уровне, посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Содержание работы

1) Муниципальные источники муниципального права;
2) Местное самоуправление: понятие, определение, природа (общественная или государственная);
3) Принципы финансирования деятельности местного самоуправления: доходы и расходы местных бюджетов.

Файлы: 1 файл

мунправо.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН:

 

1) Муниципальные источники муниципального  права;

2) Местное самоуправление: понятие,  определение, природа (общественная  или государственная);

3) Принципы финансирования деятельности  местного самоуправления: доходы  и расходы местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальные источники муниципального права

Своеобразие источников муниципального права проявляется, прежде всего, в том, что они связаны  с организацией и функционированием  местного самоуправления как формы  осуществления народом своей власти на местном (муниципальном) уровне, посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения с учетом исторических и иных местных традиций. На местном уровне в качестве источников муниципального права выступают нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к ним относятся:

-устав муниципального  образования; 

-правовые акты, принятые на местном референдуме ;

-нормативные и иные  правовые акты представительного  органа муниципального образования;

-правовые акты глав  муниципальных образований (глав  местных администраций и иных  органов и должностных лиц  местного самоуправления), предусмотренных уставом муниципального образования, а так же другие правовые акты муниципальных образований (муниципальные правовые акты и муниципальные правовые договоры - могут заключаться между органами местного самоуправления, между государственными органами и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления и другими субъектами права.)

- регламент представительного органа муниципального образования, в котором определяется порядок его работы;

- общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования

-правовые акты, издаваемые  структурными подразделениями местных  администраций;

Важнейшим среди актов  местного самоуправления является устав муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается либо представительным органом местного самоуправления, либо населением непосредственно, принятие устава на местном референдуме исключено. Устав - это документ комплексного характера, наиболее полно отражающий правовой статус муниципальных образований. Устав имеет сложную юридическую природу. С одной стороны, он носит локальный характер:

-создается на основе  федерального и регионального  законодательства; 
-не должен противоречить федеральному и региональному законодательству; 
-действует только на территории соответствующего муниципального образования.

С другой стороны, это:

-документ высшей юридической  силы на данной территории;* -все другие муниципальные нормативно-правовые акты принимаются на его основе и во его исполнение;

-все другие акты  не могут ему противоречить  под страхом признания недействительными.  Устав проходит государственную  регистрацию либо в органах  юстиции, либо в высшем законодательном  органе субъекта федерации. 
Устав муниципального образования вступает в силу только после его официального опубликования (обнародования).

Помимо уставов органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) и другие правовые акты, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно ст. 44, п. 1 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые по вопросам местного значения органами местного самоуправления, являются обязательными для исполнения на территории муниципального образования всеми предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, гражданами, общественными объединениями. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законом. В этом Законе определено, что наименования и виды правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами и должностными лицами местного самоуправления определяются в уставе муниципального образования в соответствии с законами Российской Федерации (ст. 19, п. 1). Эти правовые акты не должны противоречить законам, имеющим верховенство в системе правовых актов государства. В зависимости от своих юридических свойств, правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные акты, т.е. содержащие общие правила поведения и индивидуальные акты. Правовые акты представительных органов местного самоуправления именуются решениями. Порядок их принятия и вступления в силу устанавливаются в уставе муниципального образования. В этих актах традиционно определятся кворумы для принятия решений и для преодоления «вето» главы муниципального образования. Руководитель исполнительного органа местного самоуправления (глава администрации), а также глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена в уставе муниципального образования) в пределах своих полномочий издают постановления и распоряжения. В форме постановления издаются акты, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также связанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов. Правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления определяются, как правило, соответствующими положениями об этих органах. Обычно руководители структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления (администрации) издают по вопросам своего ведения приказы.

Правовые акты органов  и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены этими органами и должностными лицами либо признаны недействительными по решению суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Местное самоуправление: понятие, определение, природа (общественная или государственная)

 

1.Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.

Местное управление можно  рассматривать в качестве:

а) основы конституционного строя;

б) права наследия на самостоятельное  решение вопросов местного значения;

в) формы народовластия;

Право населения на местное  самоуправление обеспечивается посредством  гарантирования права каждого гражданина независимо от того, на территории какого субъекта РФ он проживает. Формы народовластия  в соответствии с Конституцией РФ выражаются:

  • непосредственно;
  • через органы государственной власти;
  • через органы местного самоуправления.

Можно выделить ряд признаков, характеризующих местное самоуправление как форму народовластия и отличающих его от других форм осуществления власти народа:

- значительная роль местного самоуправления в демократическом механизме управления государством и обществом;

- местное самоуправление не включается в систему управления государством;

- местное самоуправление имеет свой субъект. Им является население, граждане.

-особый объект местного самоуправления, установленный законом (вопросы местного значения);

-самостоятельность местного самоуправления;

-ответственность перед населением и государством;

-учет исторических традиций при организации и функционировании местного самоуправления на различных территориях РФ.

Современное легальное  определение местного самоуправления дается в ст.2 Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления…» Под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Еще одно определение, можно почерпнуть из текста Хартии о местном самоуправлении п.1 ст.3, которой, закрепляет, что под  местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Природа власти местного самоуправления признается двойственной. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное.1 Двойственность местного самоуправления состоит в том, что оно является, с одной стороны, аналогом центрального правительства, с другой – формой народовластия, позволяющей гражданам реализовать свои права на местное самоуправление и дающей местному населению возможность превратить свою волю в публичную власть.2

Дальнейшее формирование системы  местного самоуправления в России будет  осуществляться в соответствии с преобладающей позицией. Причем, с принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ подлинная реформа еще и не началась. Указанный закон решает частные задачи, не отвечая однозначно на вопрос, какова же природа местного самоуправления. Но он и не может дать ясный ответ, так как связан существующими конституционными нормами. Однако некоторые тенденции в осуществлении политики государства в развитии местного самоуправления в нем обозначены недвусмысленно.

В частности, усилена  централизация в правовом регулировании  вопросов местного значения. Так, согласно ст. 18 закона перечень вопросов местного значения, входящих в компетенцию местного самоуправления, носит закрытый характер. Дополнения в него вправе вносить федеральный законодатель. Ни субъекты РФ, ни тем более органы местного самоуправления этим правом не пользуются. Нетрудно представить, как сложно будет центральной власти учесть все особенности местной жизни в такой огромной стране, как наша Россия. Существует мнение, что местное самоуправление как одна из основ конституционного строя имеет источником своего существования не государственную, а конституционную волю.3 С таким утверждением согласиться нельзя. Конституционная воля – это преобразованное выражение воли народа, принявшего на референдуме Конституцию РФ. Подобным образом путем народного волеизъявления в Конституции закреплены и другие государственные институты. Таким образом, у государственного управления и местного самоуправления единый источник происхождения – воля народа. И уже поэтому нельзя противопоставлять государственной власти муниципальную власть. Как известно, государственная власть разделяется по горизонтали: на законодательную, исполнительную и судебную, и по вертикали – на федеральную власть, власть субъектов Федерации и местную (муниципальную) власть.

Муниципальная власть по своей нынешней сути является разновидностью государственной власти на местном уровне. Соответственно и органы местного самоуправления не что иное, как местные органы государственной власти.4 Но как тогда относиться к положению Конституции РФ, устанавливающей, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти? Это ошибочное положение можно изменить, отметив в Конституции, что местное самоуправление осуществляется населением либо непосредственно, либо через формируемые им местные органы государственной власти и самоуправления

Принципы финансирования деятельности местного самоуправления: доходы и расходы местного бюджета

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основными принципами финансирования являются: плановость, целевое направление средств, безвозвратность, постоянный контроль за использованием финансовых средств.

Принцип плановости означает, что все государственные расходы осуществляются строго по планам: по бюджету, по сметам и т.д.

Принцип целевого направления  средств означает, что государственные расходы используются строго на мероприятия и цели, предусмотренные в финансовых планах и планах социально-экономического развития.

Принцип безвозвратности выделенных средств означает, что государственные расходы не требуют обязательного возмещения средств.

Принцип постоянного  контроля означает, что финансирование государственных расходов производится на базе постоянного контроля за их использованием.

 Наиболее полным  отражением состояния финансовых  ресурсов муниципального образования  являются местные бюджеты (бюджеты  муниципальных образований). В связи  с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов местного самоуправления и выделением собственных предметов ведения возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. Бюджет выступает не только как опись доходов и расходов, но и как важнейший инструмент осуществления определенной политики, отражает реальные цели и задачи данного муниципального образования. Местный бюджет - это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.

Доходы местных  бюджетов – собственные доходы, поступления от регулирующих доходов, а также финансовая помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов.

Информация о работе Муниципальные источники муниципального права