Муниципальные источники муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Своеобразие источников муниципального права проявляется, прежде всего, в том, что они связаны с организацией и функционированием местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти на местном (муниципальном) уровне, посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Содержание работы

1) Муниципальные источники муниципального права;
2) Местное самоуправление: понятие, определение, природа (общественная или государственная);
3) Принципы финансирования деятельности местного самоуправления: доходы и расходы местных бюджетов.

Файлы: 1 файл

мунправо.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, могут быть отнесены к четырем категориям - налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.

Налоги. По своей природе налоги как инструмент хозяйственной политики играют двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода, а с другой стороны - как мощный регулятор определенных хозяйственных и общественных отношений. Изменение ставки налогообложения может стимулировать или, наоборот, тормозить определенные процессы, происходящие в обществе. Налоги позволяют также систематизировать и регламентировать определенные виды деятельности. Поэтому принципиально важно не только то, какие объемы доходов обеспечивают налоговые поступления, но и способность муниципалитетов влиять на формирование самой налоговой базы. С точки зрения способов разграничения налоговых поступлений между уровнями власти можно выделить три основных вида:

1.Система надбавок и отчислений.

2.Система размежевания доходных источников между государством и местным самоуправлением по конструкции налогов.

3.Система размежевания доходных источников между государством и местным самоуправлением по видовому признаку.

Неналоговые поступления. К неналоговым поступлениям обычно относят следующие источники дохода: городскую и земельную ренту, доходы от тарифных платежей за услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями, санкционные (прежде всего штрафы) различные виды пошлин и сборов.

Городская и земельная  рента активно применяются во многих странах мира и являются достаточно весомой добавкой к бюджетам муниципальных образований. В нашей стране она, к сожалению, не применяется в связи с тем, что местные органы власти пока лишены права самостоятельно устанавливать виды налогов. Не менее проблематичным в нашей стране является и применение штрафов, поскольку установлением их видов и размеров занимаются органы государственной власти. Подобная практика приводит к тому, что штрафы (особенно взимаемые с граждан) практически не применяются, так как исчезает заинтересованность в них органов местного самоуправления. Другим достаточно распространенным видом неналоговых поступлений являются тарифные платежи за услуги муниципальных предприятий. Отличает их от взаиморасчетов между другими субъектами хозяйственных отношений то, что тарифы на услуги утверждаются органами местного самоуправления. К этой же группе доходных источников относятся и сборы, которые также являются платой за услуги, оказываемые органами местного самоуправления.

Муниципальный кредит. По своей природе кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования. Источниками муниципального кредита могут выступать население, государство, частные кредитные учреждения, другие органы местного самоуправления (взаимный кредит).

Наиболее важной формой муниципального кредита является взаимный кредит, который подразумевает объединение  ресурсов муниципальных образований  для решения конкретных задач. Однако применение той или иной формы  взаимного кредита зависит от ряда условий. Прежде всего от величины самого муниципального образования и его финансово-экономической мощности. Так, для городских органов местного самоуправления кредитная кооперация может осуществляться в рамках одного муниципального образования и выступать как взаимное кредитование производственной деятельности муниципальных предприятий через организацию муниципальных банков. В ряде муниципальных образований уже сегодня формируются финансово-промышленные группы, где взаимное кредитование очень гибко учитывает все формы взаимного кредитования.

Расходы местных  бюджетов. Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель деятельности органа власти. Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджетов на решение вопросов местного значения. В муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Федерации. Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, устанавливается соответственно федеральными и региональными органами государственной власти. В случаях и порядке, которые предусмотрены указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами, осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных и региональных органов государственной власти не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными и региональными законами. Соответственно классификация видов расходов, прежде всего, исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства. Обычно выделяют две основные группы расходов:

Обязательные  расходы. К этой группе относят расходы на финансирование отраслей городского хозяйства, связанные с поддержанием определенного уровня его развития. Как правило, первоочередность финансирования данных расходов закрепляется нормативно, и выполнение этих работ законодательно отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления.

Необязательные  расходы. К этой группе расходов относят расходы на мероприятия краткосрочного характера, и в большинстве случаев эти обязанности возлагаются на органы местного самоуправления населением или самими органами местного самоуправления, исходя опять же из интересов жителей, которых эти органы представляют.

Не менее важным является деление расходов на текущие расходы  и расходы на развитие, так как  данная классификация позволяет  увидеть динамику развития муниципального образования.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.Кутафин О. Е., Фадеев В. И. «Муниципальное право Российской Федерации», 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 672 с.

2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003 г. – № 131-ФЗ.

3.Баглай. М. В. «Конституционное право Российской Федерации», М., 1999.

4.Выдрин И. В. «Муниципальное право России: учебник для вузов», И. В. Выдрин, А. А. Кокотов. – М., 1999.

5. Чеботарев Г. Н. «Муниципальное право России: учебник»  Г. Н. Чеботарев. – М.: Юристъ, 2005.

6.Шеремет, К. Ф. «Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации», К. Ф. Шеремет  «Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: учебное пособие», под ред. К. Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова. – М., 1998.

7.Шугрина, Е. С. «Муниципальное право»– М., 1999.

8. ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления 
в Российской Федерации» 10 сентября 1997 года 
(в ред. Федерального закона от 09.07.99 № 159-ФЗ)

 

 

 

 

 

1 Шугрина, Е. С. Указ. соч. – 18 с.

2 Шеремет, К. Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление: современный российский опыт: учебное пособие. – М., 1998. – 49 с.

3 Выдрин, И. В., Кокотов, А. А. Муниципальное право России: учебник для вузов. – М., 1999. – 41 с.

4 Безуглов, А. А., Солдатов, А. А. Указ. соч. – 351 с.


Информация о работе Муниципальные источники муниципального права