Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:18, реферат
С началом процесса экономических реформ в России разнообразные аспекты социально-экономического развития муниципальных образований находятся в центре внимания научной общественности и практических работников. Быстрая трансформация отношений собственности, приведшая к созданию новой для России формы - собственности муниципального образования, одновременно породила множество теоретических и прикладных проблем, связанных с управлением данным видом собственности.
Введение
С началом процесса экономических реформ в России разнообразные аспекты социально-экономического развития муниципальных образований находятся в центре внимания научной общественности и практических работников. Быстрая трансформация отношений собственности, приведшая к созданию новой для России формы - собственности муниципального образования, одновременно породила множество теоретических и прикладных проблем, связанных с управлением данным видом собственности.
Эффективность местного самоуправления
определяется как правовой основой,
так и наличием достаточных материальных
ресурсов, обеспечивающих финансовую
независимость и
Создавая муниципальные унитарные предприятия , местные органы самоуправления, как правило, преследуют две основные цели: пополнение доходной части муниципального бюджета и создание нормальных жизненных условий на территории муниципального образования и удовлетворение первостепенных потребностей населения [1, с. 125].
Анализ финансово-
В 90-е годы и до настоящего времени
управление МУП со стороны органов
муниципальной власти основывалось
на административных и организационно-
В настоящее время в различных
отраслях появился опыт успешного функционирования
частных предприятий, и созрели
предпосылки для
В связи с этим возникла настоятельная потребность в исследовании различных аспектов совершенствования управления МУП на основе муниципально- частного сотрудничества с применением организационно-экономических и организационно-правовых методов [1, c. 128].
Цель реферата- определить проблемы и пути совершенствования деятельности муниципальных унитарных предприятий.
Исходя из этой цели, определены следующие основные задачи:
- раскрыть сущность и правовой статус унитарных предприятий с участием муниципальных образований;
- рассмотреть виды
- провести анализ современного
состояния муниципальных
- выявить проблемы деятельности муниципальных унитарных предприятий;
- определить пути и перспективы развития муниципальных унитарных предприятий.
Структура реферата состоит из введения, пяти глав, заключения, а так же списка использованной литературы - нормативной и основной.
Согласно статье 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Органы местного самоуправления создают унитарные предприятия, т.е. коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество [2, ст. 51].
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Основные положения по данному вопросу содержатся в статьях 113-115 Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды муниципальных унитарных предприятий:
- муниципальное предприятие - унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;
- муниципальное казенное предприятие - унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления [3, c.29]
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
Исполнение муниципальных
Муниципальные предприятия имеются
во всем мире. В российских городах
и других муниципальных образованиях
они выполняют подавляющую
Учредителем муниципального унитарного предприятия может выступать муниципальное образование.
Решение об учреждении муниципального
предприятия принимается
В соответствии со статьей 8 Закона об унитарных предприятиях муниципальное предприятие может быть создано в случае:
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной [4, ст. 8].
Целесообразность создания муниципальных
предприятий обусловлена
- потребностью в бесперебойном и гарантированном по объему и минимальным стандартам качества исполнении некоторых важнейших муниципальных услуг;
- локальным (местным) монополизмом предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает быть зависимым от частника;
- стремлением к обеспечению социальной справедливости и предотвращению дискриминации потребителей услуг (по районам проживания, по категориям потребителей);
- возможностью муниципальной власти влиять на цены и тарифы [5, c. 16].
Чем менее устойчива социально-
Сознавая ряд положительных моментов деятельности муниципальных предприятий, нельзя одновременно не видеть их существенные недостатки:
- большинство муниципальных предприятий выполняют либо общественные, либо социально значимые частные услуги и поэтому получают дотации из бюджета. Этим предприятиям выгоднее оставаться на иждивении, и они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокращению бюджетных дотаций. Поэтому необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль над экономической деятельностью муниципальных предприятий;
- муниципальное предприятие всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрицательно относится к появлению любого конкурента, который, возможно, будет выполнять ту же услугу дешевле и качественнее.
В силу изложенного выше и население, и муниципальная власть заинтересованы в создании конкурентной среды по оказанию муниципальных услуг при участии предприятий различных форм собственности [6, c. 21].
Налогоплательщиками для местной казны являются и другие организации, зарегистрированные на территории муниципального образования и не находящиеся в муниципальной собственности. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями других форм собственности (государственных, частных и др.), расположенными на территории муниципального образования, а также с физическими лицами строятся на договорной основе. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения для хозяйственной деятельности этих предприятий, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Тем не менее местные нормативно-правовые акты, принятые органами местного самоуправления в пределах их компетенции и касающиеся деятельности предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, обязательны для исполнения (например, решения о планировке и застройке территории, об использовании водных объектов местного значения и т.п.) [ 6, c. 28].
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то органа местного самоуправления.
Согласно статье 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества [ 7, cт. 295].
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования [2, ст. 51].
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию достаточно широкие полномочия. Собственник имущества обладает в основном контрольными полномочиями, дает согласие на совершение отдельных сделок.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника [8, c. 49].
Остальным имуществом, принадлежащим
предприятию, оно распоряжается
самостоятельно, за исключением случаев,
установленных законом или
Плоды, продукция и доходы от использования
имущества, находящегося в хозяйственном
ведении, а также имущество, приобретенное
унитарным предприятием по договору
или иным основаниям, поступают в
хозяйственное ведение
Размер уставного фонда
Согласно статье 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия не может быть менее 100000 рублей.
Информация о работе Муниципальные унитарные предприятия:проблемы и перспективы развития