Муниципальные унитарные предприятия:проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:18, реферат

Описание работы

С началом процесса экономических реформ в России разнообразные аспекты социально-экономического развития муниципальных образований находятся в центре внимания научной общественности и практических работников. Быстрая трансформация отношений собственности, приведшая к созданию новой для России формы - собственности муниципального образования, одновременно породила множество теоретических и прикладных проблем, связанных с управлением данным видом собственности.

Файлы: 1 файл

УМС.docx

— 40.77 Кб (Скачать файл)

Введение

С началом процесса экономических  реформ в России разнообразные аспекты  социально-экономического развития муниципальных  образований находятся в центре внимания научной общественности и  практических работников. Быстрая трансформация  отношений собственности, приведшая  к созданию новой для России формы - собственности муниципального образования, одновременно породила множество теоретических  и прикладных проблем, связанных  с управлением данным видом собственности.

Эффективность местного самоуправления определяется как правовой основой, так и наличием достаточных материальных ресурсов, обеспечивающих финансовую независимость и самостоятельность  муниципальных органов власти. Финансово-экономической  основой местного самоуправления является муниципальное имущество. Основную и наиболее социально значимую часть  муниципального имущества составляют муниципальные унитарные предприятия (от 15-20 в небольших муниципальных  образованиях до 300 в крупных городах).

Создавая муниципальные унитарные предприятия , местные органы самоуправления, как правило, преследуют две основные цели: пополнение доходной части муниципального бюджета и создание нормальных жизненных условий на территории муниципального образования и удовлетворение первостепенных потребностей населения [1, с. 125].

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности МУП показывает, что  большинство предприятий находятся  в кризисном состоянии: дефицит  финансовых ресурсов, рост кредиторской задолженности, дотационный характер деятельности, большой процент износа основных фондов, технически устаревшее оборудование, недостаток собственных  средств.

В 90-е годы и до настоящего времени  управление МУП со стороны органов  муниципальной власти основывалось на административных и организационно-распорядительных методах, что было оправдано, так  как отсутствовали организационно-экономические и частично правовые основы других методов управления, не было опыта работы в новых экономических условиях.

В настоящее время в различных  отраслях появился опыт успешного функционирования частных предприятий, и созрели  предпосылки для совершенствования  управления МУП и вывода их из кризисного состояния на основе различных форм муниципально- частного сотрудничества, которые успешно применяются и развиваются за рубежом как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой, подобных России. Опыта такой деятельности в России нет. Кроме того, привлечение для управления муниципальным имуществом успешно хозяйствующих субъектов сдерживается особенностью организационно-правового статуса МУП.

В связи с этим возникла настоятельная  потребность в исследовании различных  аспектов совершенствования управления МУП на основе муниципально- частного сотрудничества с применением организационно-экономических и организационно-правовых методов [1, c. 128].

Цель реферата-  определить проблемы и пути совершенствования деятельности муниципальных унитарных предприятий.

Исходя из этой цели, определены следующие основные задачи:

- раскрыть сущность и правовой статус унитарных предприятий с участием муниципальных образований;

- рассмотреть виды муниципальных  унитарных предприятий;

- провести анализ современного  состояния муниципальных унитарных  предприятий;

- выявить проблемы деятельности муниципальных унитарных предприятий;

- определить пути и  перспективы развития муниципальных унитарных предприятий.

Структура реферата состоит из введения, пяти глав, заключения, а так же списка использованной литературы - нормативной и основной. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и правовой статус муниципального унитарного предприятия

Согласно статье 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Органы местного самоуправления создают унитарные предприятия, т.е. коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество [2, ст. 51].

Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками  предприятия. Основные положения по данному вопросу содержатся в  статьях 113-115 Гражданского кодекса  Российской Федерации и в Федеральном  законе от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В Российской Федерации создаются  и действуют следующие виды муниципальных  унитарных предприятий:

- муниципальное предприятие - унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;

- муниципальное казенное предприятие - унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления [3, c.29]

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной  собственности, осуществляют регулирование  цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Исполнение муниципальных услуг  составляет суть хозяйственной деятельности местного самоуправления.

Муниципальные предприятия имеются  во всем мире. В российских городах  и других муниципальных образованиях они выполняют подавляющую часть  муниципальных услуг по тепло-, электро-, газо-, водоснабжению и водоотведению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора, пожаротушению и др.[3, c. 38]

Учредителем муниципального унитарного предприятия может выступать  муниципальное образование.

Решение об учреждении муниципального предприятия принимается уполномоченным органом местного самоуправления в  соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов [5, c.13].

В соответствии со статьей 8 Закона об унитарных предприятиях муниципальное  предприятие может быть создано  в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной [4, ст. 8].

Целесообразность создания муниципальных  предприятий обусловлена следующими факторами:

- потребностью в бесперебойном и гарантированном по объему и минимальным стандартам качества исполнении некоторых важнейших муниципальных услуг;

- локальным (местным) монополизмом предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает быть зависимым от частника;

- стремлением к обеспечению социальной справедливости и предотвращению дискриминации потребителей услуг (по районам проживания, по категориям потребителей);

- возможностью муниципальной власти влиять на цены и тарифы [5, c. 16].

Чем менее устойчива социально-экономическая  ситуация в стране и на территории, тем более склонна муниципальная  власть оказывать муниципальные  услуги силами муниципальных предприятий.

Сознавая ряд положительных  моментов деятельности муниципальных  предприятий, нельзя одновременно не видеть их существенные недостатки:

- большинство муниципальных предприятий выполняют либо общественные, либо социально значимые частные услуги и поэтому получают дотации из бюджета. Этим предприятиям выгоднее оставаться на иждивении, и они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокращению бюджетных дотаций. Поэтому необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль над экономической деятельностью муниципальных предприятий;

- муниципальное предприятие всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрицательно относится к появлению любого конкурента, который, возможно, будет выполнять ту же услугу дешевле и качественнее.

В силу изложенного выше и население, и муниципальная власть заинтересованы в создании конкурентной среды по оказанию муниципальных услуг при участии предприятий различных форм собственности [6, c. 21].

Налогоплательщиками для местной  казны являются и другие организации, зарегистрированные на территории муниципального образования и не находящиеся  в муниципальной собственности. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и  организациями других форм собственности (государственных, частных и др.), расположенными на территории муниципального образования, а также с физическими  лицами строятся на договорной основе. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения для  хозяйственной деятельности этих предприятий, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Тем не менее местные нормативно-правовые акты, принятые органами местного самоуправления в пределах их компетенции и касающиеся деятельности предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, обязательны для исполнения (например, решения о планировке и застройке территории, об использовании водных объектов местного значения и т.п.) [ 6, c. 28].

    1. Муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается  по решению уполномоченного на то органа местного самоуправления.

Согласно статье 295 ГК РФ, собственник  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении, в соответствии с законом  решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей  его деятельности, его реорганизации  и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества [ 7, cт. 295].

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок  деятельности муниципальных предприятий, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности  руководителей данных предприятий, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом  муниципального образования [2, ст. 51].

Собственник имеет право на получение  части прибыли от использования  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении предприятия.

Право хозяйственного ведения предоставляет  унитарному предприятию достаточно широкие полномочия. Собственник  имущества обладает в основном контрольными полномочиями, дает согласие на совершение отдельных сделок.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее  ему на праве хозяйственного ведения  недвижимое имущество, сдавать его  в аренду, отдавать в залог, вносить  в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ  и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника [8, c. 49].

Остальным имуществом, принадлежащим  предприятию, оно распоряжается  самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными  правовыми актами.

Плоды, продукция и доходы от использования  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении, а также имущество, приобретенное  унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в  хозяйственное ведение предприятия  или учреждения в порядке, установленном  ГК РФ, другими законами и иными  правовыми актами для приобретения права собственности.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее  тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия [8, c. 51].

Согласно статье 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия не может быть менее 100000 рублей.

Информация о работе Муниципальные унитарные предприятия:проблемы и перспективы развития