Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:18, реферат
С началом процесса экономических реформ в России разнообразные аспекты социально-экономического развития муниципальных образований находятся в центре внимания научной общественности и практических работников. Быстрая трансформация отношений собственности, приведшая к созданию новой для России формы - собственности муниципального образования, одновременно породила множество теоретических и прикладных проблем, связанных с управлением данным видом собственности.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом об унитарных предприятиях, на базе муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Согласно статье 8 Закона об унитарных
предприятиях муниципальное казенное
предприятие учреждается
Казенное предприятие может быть создано в случае:
- если преобладающая или
- необходимости использования
имущества, приватизация
- необходимости осуществления
деятельности по производству
товаров, выполнению работ,
- необходимости разработки и
производства отдельных видов
продукции, обеспечивающей
- необходимости производства
- необходимости осуществления
отдельных дотируемых видов
- необходимости осуществления
деятельности, предусмотренной федеральными
законами исключительно для
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Муниципальное казенное предприятие
вправе отчуждать или иным способом
распоряжаться принадлежащим
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Казенное предприятие
Казенное предприятие вправе распоряжаться
принадлежащим ему имуществом, в
том числе с согласия собственника
такого имущества, только в пределах,
не лишающих его возможности осуществлять
деятельность, предмет и цели которой
определены уставом такого предприятия.
Деятельность казенного предприятия
осуществляется в соответствии со сметой
доходов и расходов, утверждаемой
собственником имущества
Таким образом, собственник имущества казенного предприятия обладает широкими полномочиями в отношении указанного имущества.
В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.
Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.
Российская Федерация, субъект
РФ или муниципальное образование
несут субсидиарную ответственность
по обязательствам казенного предприятия
при недостаточности его
Самые сложные проблемы для органов
местного самоуправления связаны с
регулированием деятельности МУП. В
большинстве муниципальных
Муниципальное образование не несет
ответственности по обязательствам
МУП, за исключением случаев, когда
несостоятельность (банкротство) такого
предприятия вызвана
Основная проблема российских МУП состоит в том, что большинство из них неэффективны, оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно, что вызывает жалобы населения; многие доведены до банкротства. Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления, которые (в интересах населения) устанавливают экономически необоснованные цены и тарифы на продукцию и услуги МУП, не обеспечивающие их рентабельной работы. В то же время они не в полной мере компенсируют (или совсем не компенсируют) теряющиеся при этом доходы МУП, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Через некоторое время МУП неизбежно становится банкротом. Сами МУП также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, ибо это приводит не к улучшению их финансового состояния, а к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций. Будучи местными монополистами, они крайне отрицательно относятся к появлению конкурентов в сферах своей деятельности [10, c. 144].
Сама форма хозяйственного ведения,
на основе которой имущественные
комплексы МУП передаются их директорам,
крайне неэффективна и обременительна
для муниципального образования. После
заключения договора (контракта) с руководителем
МУП органы местного самоуправления
фактически не вправе вмешиваться в
его хозяйственную
5 Перспективы развития муниципальных унитарных предприятий
Стратегия развития и реформирования
комплекса муниципальных
1. Оптимизация структуры
2. Повышение
3. Повышение качества услуг,
выполнения работ МУП
4. Привлечение дополнительных
5. Увеличение доходов местного бюджета от деятельности МУП;
6. Снижение расходов
В рамках указанных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Определение сфер
2. Выбор приоритетных
3. Совершенствование
4. Внедрение новых механизмов контроля за деятельностью МУП;
5. Реформирование системы
6. Разработка поэтапного
Многие исследователи
Заключение
Необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей населения, а также формирование и пополнение местных бюджетов является объективной основой возникновения, становления и развития муниципальной собственности, значительную часть которой составляет муниципальное имущество.
В настоящее время создание муниципальных унитарных предприятий (МУП) — одна из форм использования муниципального имущества, и функционирование таких предприятий - один из источников пополнения городского бюджета.
Другой объективной задачей
существования МУП является жизнеобеспечение
населения муниципального образования.
С этой целью органы местного самоуправления
создают муниципальные
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды муниципальных унитарных предприятий:
- муниципальное предприятие - унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;
- муниципальное казенное предприятие - унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности .
Основная проблема российских
муниципальных унитарных
Для того, чтобы совершенствовать деятельность муниципальных унитарных предприятий необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль над экономической деятельностью муниципальных предприятий, так как они, выполняя социально значимые услуги и получая дотации из бюджета, остаются на иждивении, и не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, что приводит к сокращению бюджетных дотаций. Так же следует повышать качество услуг, привлекать дополнительные инвестиции в муниципальные унитарные предприятия, увеличивать доходы местного бюджета от деятельности МУП, внедрять новые механизмы контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий и т.д.
Информация о работе Муниципальные унитарные предприятия:проблемы и перспективы развития