Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:09, реферат
Понятие муниципальных (местных) выборов. В Конституции РФ выборы характеризуются как высшее непосредственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3), способ осуществления гражданами не только государственной власти, но и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 130). Муниципальные выборы - стадия формирования местной публичной власти. Они являются единственным способом формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований. В уставах муниципальных образований круг должностных лиц местного аппарата власти, подлежащих избранию, может расширяться.
Муниципальные
выборы, избирательное
право и избирательная
система
Понятие муниципальных
(местных) выборов. В Конституции
РФ выборы характеризуются как высшее
непосредственное выражение власти
народа (ч. 3 ст. 3), способ осуществления
гражданами не только государственной
власти, но и местного самоуправления
(ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 130). Муниципальные выборы
- стадия формирования местной публичной
власти. Они являются единственным
способом формирования депутатского корпуса
представительных органов местного
самоуправления, а также замещения
должностей глав муниципальных образований.
В уставах муниципальных
Выделим ряд характерных черт выборов.
1. Выборы - один из
основных институтов прямой
2. Выборы выступают
не только в качестве формы
прямого волеизъявления
Следует также принимать
во внимание, что современное
3. Выборы, с учетом
изложенного выше, есть сфера
соединения институтов прямой
и представительной демократии.
Однако их основу все-таки
4. Выборы позволяют
жителям непосредственно
Собственно избирательные
права не сводятся к праву граждан
избирать и быть избранными в органы
власти. Они также включают право
участвовать в выдвижении кандидатов,
списков кандидатов, в предвыборной
агитации, в наблюдении за проведением
выборов, работой избирательных
комиссий, включая установление итогов
голосования и определение
5. Выборы обеспечивают
"вторжение" общественного
мнения в будущую деятельность
избираемых органов и
6. По своим масштабам,
широте участия разных слоев
местного населения выборы
7. Наконец, выборы
помогают укреплять
С учетом сказанного муниципальные (местные) выборы, по смыслу избирательного законодательства, - общемуниципальное мероприятие, в ходе которого избиратели муниципальных образований осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно путем голосования формировать органы местного самоуправления, иные права; движение, сочетающее в себе формы представительной и непосредственной демократии, упорядочивающее и структурирующее местные сообщества жителей.
В узком смысле выборы
есть совокупность организационно-правовых
мероприятий по избранию депутатского
состава местных
Представляется, что
непрямые выборы органов местного самоуправления
должны стать пусть и своеобразным,
но предметом регулирования
Виды выборов. Выборы бывают очередные, дополнительные, досрочные, повторные.
Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленного законом срока полномочий представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования. Они назначаются таким образом, чтобы вновь избранные органы местного самоуправления в идеале смогли приступить к исполнению полномочий сразу после истечения срока полномочий у ранее избранных органов. Таким образом, главная целевая установка очередных выборов - обеспечение преемственности муниципальной власти.
Дополнительные выборы направлены на замещение вакантных депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления работающего созыва. Такая вакансия может образоваться после отзыва депутата, перехода его на работу, несовместимую с депутатским мандатом, по иным причинам. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному округу, дополнительные выборы назначаются тогда, когда в округе оказываются замещенными 2/3 мандатов. Дополнительные выборы не проводятся тогда, когда до истечения срока полномочий представительного органа работающего созыва осталось менее одного года. Цель дополнительных выборов - обеспечение максимального уровня представительности муниципальной власти.
Досрочными называют
выборы, проводимые в связи с досрочным
прекращением полномочий представительного
органа местного самоуправления в целом,
главы муниципального образования.
Здесь применительно к
Повторные выборы проводятся
тогда, когда очередные, досрочные
выборы признаются несостоявшимися
или недействительными, или кандидат,
избранный по одномандатному или
многомандатному округу, не сложил
с себя полномочия, несовместимые
со статусом депутата, выборного должностного
лица. Повторные выборы депутатов, выборных
должностных лиц в случае, если
представительный орган местного самоуправления
остался в неправомочном
Очередные, досрочные, повторные выборы представительных органов власти в целом именуют еще общими выборами.
С понятием выборов
тесно связано понятие
Муниципальное (местное) избирательное право. В процессе подготовки и проведения выборов возникают многочисленные публичные отношения: между жителями, общественно-политическими, иными негосударственными объединениями, государственными, муниципальными органами, другими субъектами, в значительной своей части подверженные правовому регулированию. Государство, местные органы с помощью права устанавливают определенный порядок выборов, принципы их проведения. Так сложилась целая подотрасль муниципального права - муниципальное избирательное право, предметом регулирования которого и выступают муниципальные выборы. Муниципальное избирательное право следует рассматривать также в качестве составной части российского избирательного права в целом.
Муниципальное избирательное право - система конституционных и обычных норм, исходящих от федеральных органов, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в процессе подготовки и проведения местных выборов. Муниципальное избирательное право составляет основу выборного процесса, однако наряду с ним ход выборов определяют и иные социальные регуляторы: нормы морали, деловые обыкновения, соображения целесообразности и т.п.
Муниципальное избирательное право, будучи подотраслью муниципального права, само по себе внутренне членимо и разделяется на ряд самостоятельных институтов, нацеленных на регулирование различных этапов выборного процесса и определение юридического статуса различных его участников. Выделим две группы избирательных институтов. Первая - этапные институты, отвечающие за процедуру выборного процесса. Вторая - статусные институты, отвечающие за определение правосубъектности участников выборного процесса.
Поскольку выборы - это
совокупность как бы нанизанных на
одну нитку последовательных организационно-правовых
действий, этапов, то этапные институты
выстраиваются в
Этапные институты включают процессуальные нормы, а совокупность этапных институтов составляет процессуальное избирательное право.
Статусные институты имеют сквозной характер, поскольку объединяют правовые нормы, фиксирующие правовое положение участников выборного процесса на разных его этапах. К статусным относятся институты: а) статуса избирателей; б) статуса избирательных объединений и их блоков; в) статуса кандидатов в депутаты и на выборные должности; г) статуса доверенных лиц кандидатов, групп поддержки кандидатов; д) статуса наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений и блоков, иных субъектов; е) статуса избирательных округов и избирательных участков; ж) статуса избирательных комиссий разного уровня, членов избирательных комиссий с решающим голосом и с совещательным голосом; з) статуса журналистов и средств массовой информации; и) статуса органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц государственного и местного аппаратов власти; к) охранительные: уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые.