Муниципальные выборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:09, реферат

Описание работы

Понятие муниципальных (местных) выборов. В Конституции РФ выборы характеризуются как высшее непосредственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3), способ осуществления гражданами не только государственной власти, но и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 130). Муниципальные выборы - стадия формирования местной публичной власти. Они являются единственным способом формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований. В уставах муниципальных образований круг должностных лиц местного аппарата власти, подлежащих избранию, может расширяться.

Файлы: 1 файл

Муниципальные выборы.docx

— 24.43 Кб (Скачать файл)

Статусные институты  объединяют материальные нормы, а совокупность статусных институтов составляет материальное избирательное право.

Безусловно, обе группы институтов (и этапные, и статусные) тесно переплетены. Многие нормы  избирательного права имеют как  бы "двойную прописку", относясь и к этапным, и к статусным  институтам (например, нормы, закрепляющие правомочия участковых избирательных  комиссий по работе со списками избирателей, по организации голосования в  день выборов и др.).

Муниципальное избирательное  право в выделенном нами значении называют избирательным правом в  объективном смысле. Наряду с ним  выделяют субъективное избирательное  право как право граждан избирать (т.е. выступать в роли избирателей) и быть избранными (т.е. выступать  в роли кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избранных депутатов, выборных должностных лиц). Право избирать именуют активным избирательным  правом, а право быть избранным - пассивным избирательным правом. Пассивный характер данного права  заключается не в том, что его  обладатели должны занимать недеятельную позицию, а в том, что осуществление  этого права (факт избрания) в конечном итоге зависит от волеизъявления избирателей (сторонних лиц).

Избирательное право  как индивидуальное право граждан  избирать и быть избранными проистекает  из положений избирательного права  в объективном смысле, производно от него в своей позитивной (нормативной) оболочке. Однако как естественное право индивидов оно во многом определяет содержание объективного избирательного права: требует своего закрепления, подразумевает необходимость предоставления государством, местной публичной  властью индивидам широких возможностей по участию в выборном процессе и  т.д.

Муниципальная (местная) избирательная система. Под избирательной  системой понимается совокупность организационно-правовых мероприятий и иных элементов  выборного процесса (правовых, иных регуляторов), объединяемых вокруг способов организации избирательной территории, определения результатов голосования  и распределения мандатов между  кандидатами, списками кандидатов.

Местные избирательные  системы в России базируются по преимуществу на двух способах, давших имя видам  избирательной системы: а) мажоритарной избирательной системе; б) пропорциональной избирательной системе.

Суть мажоритарной системы заключается в разделении избирательной территории на несколько  территориальных округов, от каждого  из которых избирается один или несколько  кандидатов (по числу депутатских  мандатов, положенных на округ) на основе абсолютного или относительного большинства голосов. Независимо от числа мандатов, положенных на избирательный  округ, каждый из кандидатов в юридическом  смысле ведет борьбу за свой мандат со всеми иными претендентами. Разновидностью мажоритарной системы являются выборы глав муниципальных образований. Здесь  территории избирательной единицы  и муниципального образования совпадают.

Пропорциональная  система предполагает, что депутатские  места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединений  и блоков в зависимости от числа  голосов, полученного каждым списком  в рамках единой избирательной территории (единого избирательного округа), охватывающей всю территорию муниципального образования. Предвыборная борьба при пропорциональной системе ведется не между отдельными кандидатами, а между списками кандидатов. Депутатские мандаты распределяются вначале между последними, и уже  после этого начинается распределение  мандатов внутри отдельных списков  между входящими в них кандидатами.

В субъектах РФ при  проведении местных выборов в  настоящее время преобладает  мажоритарная избирательная система. Тот же подход предусматривает Временное  положение о проведении выборов  депутатов представительных органов  местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Хотя, например, Избирательный кодекс Свердловской области предусматривает право  муниципальных образований в  собственных уставах закреплять в соответствии с федеральным  и областным законодательством  как мажоритарную, так и пропорциональную системы выборов (п. 5 ст. 7).

Источники муниципального избирательного права. Муниципальное  избирательное право имеет свою систему формальных нормативных  источников. Отправное значение имеет, конечно, Конституция РФ (ст. ст. 3, 32, 130, 133 и др.). Избирательное законодательство должно соответствовать также международно-правовым стандартам. Международные стандарты  выборов содержат, например, Международный  пакт о гражданских и политических правах (ст. ст. 5, 25), Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод (ст. ст. 3, 17), Декларация о критериях  свободных и честных выборов.

Развернутое регулирование  выборов на федеральном уровне обеспечивают Законы: "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" и "Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Последний  Закон имеет выборочное действие. Он применяется лишь тогда, когда  выборы органов местного самоуправления не могут быть проведены на основе актов конкретных субъектов Федерации, муниципальных образований, например, ввиду их неконституционности. Этим Законом утверждено Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Федеральное избирательное  законодательство применительно к  местным выборам является гарантом реальности, демократизма местного выборного  процесса, действенности конституционных  норм о праве граждан избирать и быть избранными. Отсюда и содержательная направленность федеральных законов, отражающаяся уже в их наименованиях.

В субъектах РФ основными  источниками местного избирательного права наряду с их конституциями, уставами являются законы субъектов  РФ о местном самоуправлении и  о выборах органов местного самоуправления. В ряде субъектов РФ приняты избирательные  кодексы, регулирующие организацию  как выборов уровня субъекта Федерации, так и местных выборов (Алтайский  край, Воронежская область, Свердловская область). Нормы избирательного права  содержатся также в уставах муниципальных  образований.

В случае принятия в  период избирательной кампании закона или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, либо в  случае внесения в указанный период в закон или устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и  проведения соответствующих выборов, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются  к выборам, назначенным после  вступления в силу этих нормативных правовых актов, изменений и дополнений.

Информация о работе Муниципальные выборы