Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:09, реферат
Понятие муниципальных (местных) выборов. В Конституции РФ выборы характеризуются как высшее непосредственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3), способ осуществления гражданами не только государственной власти, но и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 130). Муниципальные выборы - стадия формирования местной публичной власти. Они являются единственным способом формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований. В уставах муниципальных образований круг должностных лиц местного аппарата власти, подлежащих избранию, может расширяться.
Статусные институты объединяют материальные нормы, а совокупность статусных институтов составляет материальное избирательное право.
Безусловно, обе группы институтов (и этапные, и статусные) тесно переплетены. Многие нормы избирательного права имеют как бы "двойную прописку", относясь и к этапным, и к статусным институтам (например, нормы, закрепляющие правомочия участковых избирательных комиссий по работе со списками избирателей, по организации голосования в день выборов и др.).
Муниципальное избирательное
право в выделенном нами значении
называют избирательным правом в
объективном смысле. Наряду с ним
выделяют субъективное избирательное
право как право граждан
Избирательное право
как индивидуальное право граждан
избирать и быть избранными проистекает
из положений избирательного права
в объективном смысле, производно
от него в своей позитивной (нормативной)
оболочке. Однако как естественное
право индивидов оно во многом
определяет содержание объективного избирательного
права: требует своего закрепления,
подразумевает необходимость
Муниципальная (местная)
избирательная система. Под избирательной
системой понимается совокупность организационно-правовых
мероприятий и иных элементов
выборного процесса (правовых, иных
регуляторов), объединяемых вокруг способов
организации избирательной
Местные избирательные системы в России базируются по преимуществу на двух способах, давших имя видам избирательной системы: а) мажоритарной избирательной системе; б) пропорциональной избирательной системе.
Суть мажоритарной
системы заключается в
Пропорциональная
система предполагает, что депутатские
места в представительном органе
распределяются между списками кандидатов
от разных избирательных объединений
и блоков в зависимости от числа
голосов, полученного каждым списком
в рамках единой избирательной территории
(единого избирательного округа), охватывающей
всю территорию муниципального образования.
Предвыборная борьба при пропорциональной
системе ведется не между отдельными
кандидатами, а между списками кандидатов.
Депутатские мандаты
В субъектах РФ при проведении местных выборов в настоящее время преобладает мажоритарная избирательная система. Тот же подход предусматривает Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Хотя, например, Избирательный кодекс Свердловской области предусматривает право муниципальных образований в собственных уставах закреплять в соответствии с федеральным и областным законодательством как мажоритарную, так и пропорциональную системы выборов (п. 5 ст. 7).
Источники муниципального
избирательного права. Муниципальное
избирательное право имеет свою
систему формальных нормативных
источников. Отправное значение имеет,
конечно, Конституция РФ (ст. ст. 3, 32,
130, 133 и др.). Избирательное законодательство
должно соответствовать также
Развернутое регулирование выборов на федеральном уровне обеспечивают Законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Последний Закон имеет выборочное действие. Он применяется лишь тогда, когда выборы органов местного самоуправления не могут быть проведены на основе актов конкретных субъектов Федерации, муниципальных образований, например, ввиду их неконституционности. Этим Законом утверждено Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Федеральное избирательное законодательство применительно к местным выборам является гарантом реальности, демократизма местного выборного процесса, действенности конституционных норм о праве граждан избирать и быть избранными. Отсюда и содержательная направленность федеральных законов, отражающаяся уже в их наименованиях.
В субъектах РФ основными источниками местного избирательного права наряду с их конституциями, уставами являются законы субъектов РФ о местном самоуправлении и о выборах органов местного самоуправления. В ряде субъектов РФ приняты избирательные кодексы, регулирующие организацию как выборов уровня субъекта Федерации, так и местных выборов (Алтайский край, Воронежская область, Свердловская область). Нормы избирательного права содержатся также в уставах муниципальных образований.
В случае принятия в
период избирательной кампании закона
или устава муниципального образования,
содержащих положения, которыми определяется
порядок подготовки и проведения
соответствующих выборов, либо в
случае внесения в указанный период
в закон или устав