Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:42, реферат
Существует довольно распространенное мнение о несоответствии норм ст. 12 Конституции РФ об организационной обособленности местного самоуправления требованиям Хартии. Как справедливо указывают ее критики, данная конституционная норма не имеет прямых аналогов среди норм Европейской хартии местного самоуправления. Однако сам по себе этот факт еще не может рассматриваться как утверждение о наличии противоречий между ст. 12 Конституции РФ и Хартией, поскольку в Хартии нет положений, предписывающих вхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Для оценки рассматриваемой нормы Конституции с точки зрения соответствия ее нормам Европейской хартии местного самоуправления недостаточно простого сравнения текстов.
Введение..............................................................................................................
3
1. Законодательное определение местного самоуправления....................
5
2. Местное самоуправление как основа конституционного строя..........
10
3. Децентрализация и местное самоуправление.........................................
16
4. Система местного самоуправления...........................................................
20
5. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации....................
22
Заключение........................................................................................................
24
Список использованных источников и литературы.................................
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................... |
3 |
1. Законодательное
определение местного |
5 |
2. Местное самоуправление как основа конституционного строя.......... |
10 |
3. Децентрализация
и местное самоуправление...... |
16 |
4. Система
местного самоуправления....... |
20 |
5. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.................... |
22 |
Заключение.................... |
24 |
Список использованных
источников и литературы.................. |
26 |
Введение
Конституцией
РФ определено, что органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной власти
Местное самоуправление - это элемент государственного устройства Российской Федерации, являющийся одновременно и составной частью системы управления государством, и самостоятельным уровнем публичной власти, и элементом самоорганизации граждан.
Принципом организационного обособления местного самоуправления в системе управления обществом и государством (ст. 12) является то, что местное самоуправление должно иметь автономию в отношении своей компетенции, обладать свободой действия для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, находящемуся в ее ведении.
Органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной власти
Существует довольно распространенное мнение о несоответствии норм ст. 12 Конституции РФ об организационной обособленности местного самоуправления требованиям Хартии. Как справедливо указывают ее критики, данная конституционная норма не имеет прямых аналогов среди норм Европейской хартии местного самоуправления. Однако сам по себе этот факт еще не может рассматриваться как утверждение о наличии противоречий между ст. 12 Конституции РФ и Хартией, поскольку в Хартии нет положений, предписывающих вхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Для оценки рассматриваемой нормы Конституции с точки зрения соответствия ее нормам Европейской хартии местного самоуправления недостаточно простого сравнения текстов.
1. Законодательное
определение местного
Конституция РФ
провозглашает признание и
Развивая конституционную
модель местного самоуправления, Закон
от 6 октября 2003 г. характеризует его
как форму осуществления
В обоих определениях местное самоуправление наделяется качеством самостоятельной и под свою ответственность активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельности по решению вопросов местного самоуправления). Оба Закона вслед за Конституцией говорят о признании и гарантировании местного самоуправления. Кратко раскроем все эти качества. Исходное определение местного самоуправления уточняется в его содержательной, пространственной, субъектной составляющих. Для этого законодатель раскрывает смысл таких категорий, как "вопросы местного значения", "муниципальное образование", "органы местного самоуправления", "должностное лицо местного самоуправления" и др.
Самостоятельная и под свою ответственность активность. Самостоятельная активность - осуществляемая людьми по своей воле и в своем интересе. По В. Далю самостоятельный - это стоящий или сущий сам по себе, независимо от других, от чего-то другого. Однако В.И. Даль добавляет, что самостоятельный человек тот, у кого свои твердые убеждения, в ком нет шаткости1. Получается, что как самостоятельную мы должны оценивать ту деятельность людей, которая не только осуществляется по их воле и в их интересах, но еще и покоится на их твердых убеждениях, на осознании ими своих действительных, а не мнимых интересов. Выходит, что самостояние не дается законом или по одному желанию - до него надо еще дорасти.
Что означает активность
под свою ответственность? В правоведении
принято различать
Конечно, законодатель, говоря об ответственности населения, имеет в виду ответственность положительную. Деятельность под свою ответственность - это не обязанность населения претерпевать коллективные лишения, применяемые государством, а обязанность деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права, полномочия. Правда, ответственное самоуправление предполагает, что в случае ненадлежащего осуществления гражданами своих прав вытекающие отсюда неблагоприятные социально-экономические, политические, т.п. последствия ложатся на население и могут государством не компенсироваться.
Публичная самостоятельность
региональных коллективов, внешне отражаемая
в статусе субъектов федерации,
имеет обязательным источником их собственную
волю. Да, статус субъектов закрепляется
прежде всего в федеральном
Гарантируемая активность - подкрепляемая, защищаемая государством с помощью ряда мер, прежде всего, тех, что предусмотрены конституционно. Имеется в виду законодательное, материальное, организационное, методическое, тому подобное содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. Местному самоуправлению как праву населения корреспондирует обязанность государства, его органов обеспечивать условия для его деятельного осуществления.
Содержание местного самоуправления. Его составляют вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, вопросы местного значения - это совокупность дел, во-первых, нацеленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности местных сообществ жителей и, во-вторых, решаемых самими этими сообществами самостоятельно или предрасположенных к такому решению, пусть и посредством публичного управления, разделяющего управляющих и управляемых. Круг вопросов местного значения очерчен в гл. 3 Закона от 6 октября 2003 г.
Пространственные
рамки местного самоуправления. Такие
рамки законодатель устанавливает
с помощью категории "муниципальное
образование". Муниципальное
образование - это городское или сельское
поселение, муниципальный район, городской
округ либо внутригородская территория
города федерального значения. Отличительные
признаки муниципального образования:
а) осуществление в его рамках местного
самоуправления; б) обособленная муниципальная
собственность; в) местный бюджет; г) наличие
органов местного самоуправления (представительного,
исполнительно-
Для формализации
субъектного состава местного самоуправления
законодатель использует двухуровневую
модель. К первому уровню он относит
население соответствующих
Второй уровень
составляют отдельные жители, иные
непосредственно изъявляющие
2. Местное самоуправление как основа конституционного строя
Основы конституционного строя представляют собой систему исходных конституционных принципов, закрепляемых в гл. 1 Конституции РФ, задающих юридическую модель всего общества, государства, национального права в совокупности всех его отраслей. Основы конституционного строя - это и действительное осуществление данных принципов, и то состояние общества, государства, национального права, которое сложилось под их воздействием.
Конституционные проявления местного самоуправления. Будучи основой конституционного строя, местное самоуправление выступает как:
- конституционный принцип, признающий и гарантирующий самостоятельность мест, определяющий нормативную политику правотворческих органов, деятельность правоприменителей, всех, кто так или иначе вступает в сферу местного самоуправления;
- коллективное право местного населения (местных сообществ жителей) на властную самоорганизацию;
- социальный институт, включающий в себя организационно-правовые формы самоуправленческой деятельности жителей (муниципальные образования, органы местного самоуправления, выборы, референдумы, иные формы прямого волеизъявления граждан);
- правотворческая и правореализационная деятельность по осуществлению местного самоуправления в качестве конституционного принципа и права населения в установленных законом организационно-правовых формах;
- реальное состояние местной жизни, складывающееся под воздействием права и факторов его искажающих.
Местное самоуправление как принцип и коллективное право местных сообществ жителей, вырастающее из индивидуальных, групповых прав, и наоборот, порождающее их, прежде всего, является средством уточнения, конкретизации правового положения человека и гражданина, инструментом обеспечения достоинства личности. Местное самоуправление как социальный институт наряду с государством выступает механизмом осуществления народного суверенитета, инструментом обеспечения державности. В силу ч. ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Последняя норма предполагает референдумы и выборы не только государственного, но и муниципального уровня.
Информация о работе Организационное обособление местного самоуправления