Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:42, реферат
Существует довольно распространенное мнение о несоответствии норм ст. 12 Конституции РФ об организационной обособленности местного самоуправления требованиям Хартии. Как справедливо указывают ее критики, данная конституционная норма не имеет прямых аналогов среди норм Европейской хартии местного самоуправления. Однако сам по себе этот факт еще не может рассматриваться как утверждение о наличии противоречий между ст. 12 Конституции РФ и Хартией, поскольку в Хартии нет положений, предписывающих вхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Для оценки рассматриваемой нормы Конституции с точки зрения соответствия ее нормам Европейской хартии местного самоуправления недостаточно простого сравнения текстов.
Введение..............................................................................................................
3
1. Законодательное определение местного самоуправления....................
5
2. Местное самоуправление как основа конституционного строя..........
10
3. Децентрализация и местное самоуправление.........................................
16
4. Система местного самоуправления...........................................................
20
5. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации....................
22
Заключение........................................................................................................
24
Список использованных источников и литературы.................................
Осуществление
полномочий государства на местах.
Государство сохраняет за собой
ряд каналов властного
4. Система местного самоуправления
Систему местного самоуправления допустимо определить как совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собою и с внешней средой в процессе отправления самоуправленческих функций.
Наиболее общую субъектную его основу составляют низовые территориальные сообщества жителей, соединяющие в себе в сущностном (потребности, интересы), содержательном (функционально-целевая активность), формальном (правовые, иные нормы, структуры управления) деятельность индивидов, групп, коллективов, предприятий, учреждений, организаций, социально-экономическую инфраструктуру. Внешне формальным выражением территориальных сообществ жителей выступают муниципальные образования как политико-территориальные единицы. Получается, что муниципальное образование - одна из "телесных" оболочек территориального сообщества жителей.
Население и местное сообщество. Федеральный законодатель для обозначения базового, первичного субъекта самоуправления использует категорию "население". Местное сообщество - это объединение людей по месту жительства с многочисленными формальными, безличными и неформальными, личностно окрашенными связями между ними. Надо ли в сфере правового регулирования, где важно в первую очередь безличное содержание отношений не людей, а субъектов права, использовать подобные категории? Наверное, надо, если обращать внимание на ценностно-эмоциональную сторону правового регулирования, использовать ее, адресуясь не только к сознанию, но и к чувствам людей.
Было бы оптимальным
юридическое описание первичного субъекта
местного самоуправления основывать и
на категории "местное сообщество",
и на категории "муниципальное
образование". Первое концентрировало
бы в себе в целях дальнейшей правовой
детализации ценностно-
Способы осуществления
воли местных сообществ, населения.
Воля местных сообществ, населения
в рамках муниципальных образований
формируется посредством
5. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления не только возможно, но и необходимо, поскольку и те, и другие представляют и выражают интересы народа, и их взаимодействие является неотъемлемой частью отражения всей системой публичной власти интересов народа Российской Федерации в целом, отдельных территориальных сообществ и каждого из лиц, составляющих в совокупности народ Российской Федерации.
Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти осуществляется в следующих формах.
1. В форме
влияния органов
1.1. Нормативное регулирование:
- установление общих принципов организации местного самоуправления законами и иными государственными нормативными правовыми актами;
- принятие законов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
- издание нормативных правовых актов, устанавливающих государственные гарантии осуществления местного самоуправления, участия граждан в осуществлении местного самоуправления;
- издание нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность за нарушение актов, регламентирующих осуществление местного самоуправления.
1.2. Государственный контроль за законностью в деятельности органов местного самоуправления.
1.3. Контроль
за осуществлением органами
1.4. Организация
работы по повышению
1.5. Учреждение
и организация работы
1.6. Досрочное
прекращение полномочий
2. В форме влияния органов местного самоуправления на органы государственной власти.
2.1. Осуществление
законодательной инициативы
2.2. Обращения
с жалобами на действия
2.3. Обжалование
органами местного самоуправлен
3. В форме
взаимодействия органов
- заключение договоров о совместной деятельности в интересах населения;
- участие в работе создаваемых на паритетных началах совещательных органов (согласительные комиссии и пр.).
Заключение
Существует довольно распространенное мнение о несоответствии норм ст. 12 Конституции РФ об организационной обособленности местного самоуправления требованиям Хартии.
Принципом организационного обособления местного самоуправления в системе управления обществом и государством (ст. 12) является то, что местное самоуправление должно иметь автономию в отношении своей компетенции, обладать свободой действия для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, находящемуся в ее ведении.
Анализ Хартии позволяет утверждать, что норма о том, что "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", служит основанием для утверждения о необходимости осуществления публичной власти в муниципальных образованиях лицами, замещающими свои должности в силу избрания их населением, и о недопустимости замещения соответствующих должностей путем назначения органами или должностными лицами государственной власти.
Такое следствие применения российской конституционной нормы в полной мере соответствует положениям Хартии, а именно: о приверженности принципу децентрализации власти (преамбула); об осуществлении местного самоуправления "советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования" (ст. 3).
В качестве косвенного
аргумента в подтверждение
Реализация нормы Конституции России о том, что "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", препятствует широкому, не санкционированному законодательно применению механизмов административного воздействия органов (должностных лиц) государственной власти на органы (должностные лица) местного самоуправления.
Такой результат
применения рассматриваемой
Обособленность
органов местного самоуправления от
системы органов
1. Источники
1.1. Опубликованные
2. Литература
3. Справочные и информационные издания
1 Даль В. И. Толковый словарь. - М. , 1955. - С. 135.
2 Бондарь Н. С., Авсеенко В. И., Бочаров С. Н. Муниципальное право РФ / Н. С. Бондарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 142.
3 Кутафин О. Е., Фадеев Н. И. Муниципальное право РФ / О. Е. Кутафин. - 2-е изд, перераб. и доп. - М. : Юрист, 2001. - С. 214.
4 СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708; ВКС РФ. 1998. №2.
5 Брэбан Г. Французское административное право. - М., 1988. - С. 86.
6 Граф И .В. Обеспечение конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления в деятельности органов государственной власти в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юр. наук : 12.01.2001 / И. В. Граф. - Казань : Изд-во Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2001. - С. 26.
Информация о работе Организационное обособление местного самоуправления