Организационные формы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская (1864 год) и городская реформы (1870 год) Александра II, целью которых было децентрализация управления и развитие начал местного самоуправления в России. Эти реформы явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, так как они ввели ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиняться.

Содержание работы

Введение
Территориальная организация местного самоуправления
Территориальная основа местного самоуправления
Понятие «территории муниципального образования»
Особенности организации местного самоуправления в приграничных регионах
Ассоциации и союзы муниципальных образований
Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

Важное значение имеет законодательное  регулирование организации местного самоуправления в пограничных регионах. На сегодняшний день из 89 субъектов Российской Федерации 44 являются приграничными или прибрежными территориями. Они являются центрами пересечения самых разных интересов, представленных в конечном итоге, с одной стороны, органами государственной власти Российской Федерации, реже – органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а с другой – органами местного самоуправления. Найти и соблюсти баланс государственных и местных интересов призваны и особые нормы муниципального права, которые действуют на таких территориях.

Рассматривая особенности  функционирования местного самоуправления на приграничных территориях, прежде всего  необходимо отметить, что установление и обеспечение особого режима, связанного с охраной госграницы, на таких территориях осуществляется федеральными органами власти. Иные особенности развития приграничных территорий, гарантий и защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны окружающей среды вправе устанавливать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах их компетенции. Они же принимают меры по доведению до граждан Российской Федерации, иностранных граждан и иных лиц, проживающих и находящихся на приграничной территории, информацию о принятых нормативных и других правовых актах, устанавливающих режим приграничной территории.

Наряду с осуществлением информационных функций органы местного самоуправления вправе:

-принимать собственные  инвестиционные программы;

-принимать решения  о перемещении через Государственную  границу Российской Федерации машин, механизмов, материальных ресурсов, рабочей силы, необходимых для выполнения работ, предусмотренных заключенными приграничными территориями соглашениями;

-принимать участие в разработке правил, устанавливающих порядок въезда на приграничные территории;

-устанавливать по  согласованию с органами государственной  власти Российской Федерации специальные сборы, взимаемые при пересечении границы, средства от которых направляются на развитие инфраструктуры приграничной территории;

     -принимать  в пределах своих полномочий  положения о свободной экономической зоне и зоне свободной приграничной торговли, утверждаемые органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

     -устанавливать  по согласованию с органами  государственной власти Российской Федерации особенности землепользования на приграничных территориях в соответствии с законодательством;

     -согласовывать  с представителями приграничных войск местонахождение и размеры земельных участков, отдаваемых в аренду иностранным физическим и юридическим лицам вблизи Государственной границы Российской Федерации.

Вместе с тем режим  приграничной территории предполагает ряд правил, которые ограничивают права населения на осуществление местного самоуправления.

В частности, в решении  таких вопросов, как: регистрация  граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, ведение экономической, предпринимательской и иной деятельности на приграничной территории, ведения промысловой и иной деятельности в территориальных и внутренних водах, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия только по согласованию с органами государственной власти. Компетенция органов государственной власти включает также решение вопросов приграничного сотрудничества, которые определяет характер и основные направления деятельности муниципальных образований. Здесь необходимо отметить следующее. В ведении Российской Федерации находится :

-принятие законодательных  и иных актов, направленных  на регулирование экономического и культурного международного сотрудничества приграничных территорий;

-заключение многосторонних  и двусторонних межгосударственных  соглашений, направленных на развитие сотрудничества приграничных территорий;

-принятие решений  о создании свободных экономических  зон;

-установление по инициативе приграничных территорий льготного режима ввоза и вывоза готовой продукции, производства работ и оказания услуг, используемых исключительно для нужд производства и потребления на приграничных территориях;

-направление части  средств, полученных за счет  таможенных сборов, на развитие  инфраструктуры муниципальных образований;

-принятие специальных  природоохранных программ и проектов  для приграничных территорий;

-обращение в соответствии  с заключенным Российской Федерацией международными договорами в международный суд с иском о возмещении ущерба в случае  причинения приграничной территории экологического ущерба сопредельным государством;

-решение иных вопросов.

В целях расширения приграничного  сотрудничества и, таким образом, развития муниципальных образований на данных территориях органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе образовывать комиссии по вопросам приграничных территорий при главе исполнительной власти субъекта Российской Федерации с включением в ее состав представителей заинтересованных муниципальных образований приграничных территорий сопредельных государств по согласованию сторон для решения оперативных вопросов приграничного сотрудничества; обеспечивать благоприятные условия для взаимных инвестиций и нормального функционирования предприятий и организаций, которые способствуют развитию муниципальных образований; устанавливать квоты въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на приграничные территории на постоянное и временное проживание; решать вопросы взаимного привлечения трудовых ресурсов, расчетов за использование привлеченное рабочей силы, прямого обмена научными работниками, преподавателями, студентами, творческими работниками и др.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ассоциации и союзы муниципальных образований

4.1. Понятие  и функции ассоциаций и союзов  муниципальных образований

 

Впервые право на объединение местных  властей было установлено в статье 2 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 года, которая предусматривала возможность объединения городов, поселков, сельских населенных пунктов в ассоциации в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов. Однако порядок регистрации, правовой статус таких ассоциаций и союзов законодательство Российской Федерации не определяло.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в определенной мере восполняет  этот пробел в правовом регулировании статуса ассоциаций и союзов муниципальных образований.

Согласно Закону ассоциации и союзы муниципальных образований  подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Ассоциации и союзы  муниципальных образований тесно  взаимодействуют с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отстаивая и защищая права местного самоуправления, добиваясь учета интересов муниципальных образований, местного самоуправления при проведении государственной политики в различных сферах общественной жизни. Представители ассоциаций и союзов муниципальных образований входят в состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации.1

Ассоциации и союзы  муниципальных образований участвуют  в разработке и реализации государственных программ, в разработке и осуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, участвуют в парламентских слушаниях. Они также обобщают и пропагандируют лучший опыт организации и деятельности местного самоуправления, оказывают методическую, организационно-техническую помощь муниципальным образованиям при решении вопросов местного значения, осуществления внешнеэкономической деятельности. Одним из направлений деятельности ассоциаций и союзов муниципальных образований является международное сотрудничество в сфере местного самоуправления (участие в международных формах по проблемам местного самоуправления, взаимодействие с зарубежными ассоциациями и союзами местных властей и т.д.).1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Виды ассоциаций  и союзов муниципальных образований

 

Российской Федерации  создаются и действуют общероссийские, межрегиональные и местные ассоциации и союзы муниципальных образований. Они чаще всего подразделяются на два вида: общественно-политические и социально-экономического взаимодействия. Общественно-политические ассоциации и союзы муниципальных образований образуются в целях представления интересов органов местного самоуправления во взаимоотношениях с органами государственной власти; содействия становлению, защите, развитию и укреплению местного самоуправления; координации деятельности местных сообществ по эффективной реализации ими своих прав и интересов.

В настоящее время  в Российской Федерации действует  ряд общефедеральных и межрегиональных ассоциаций и союзов муниципальных образований: Союз российских городов, Союз малых городов, Ассоциация городов юга России, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Союз городов Северо-Запада России и другие. В 1995 году образован Российский союз местных властей (РСМВ). В 1998 году создан Конгресс муниципальных образований Российской Федерации, задачей которого должно стать объединение муниципальных образований, их союзов и ассоциаций для эффективной реализации прав и интересов муниципалитетов на региональном, федеральном и международном уровне.1

Объединения муниципальных образований имеют свои уставы, органы управления (президенты, председатели союзов и ассоциаций, правления, советы и т.п.).

Ассоциации и союзы  муниципальных образований следует  отличать от таких общественных объединений, как, например, Российской земское движение и других объединений, которые образуются гражданами, а не муниципальными образованиями в лице их органов местного самоуправления.

Следует также учитывать, что возможно образование ассоциаций экономического взаимодействия органов местного самоуправления. Основными задачами и функциями объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия являются координация деятельности органов местного самоуправления в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов, исходя из исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, демографической ситуации и иных местных особенностей; проведение согласованных мероприятий по стабилизации экономического положения и социальной защите населения; принятие совместных решений по разработке и реализации местных программ и проектов по проблемам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления, и создание необходимых для этого финансовых источников и материальных ресурсов за счет использования возможностей учредителей объединений (ассоциаций), а также предпринимательской деятельности структур, создаваемых объединениями, ассоциациями в этих целях; подготовка предложений по реализации государственной политики в области самоуправления; подготовка рекомендаций и осуществление органами местного самоуправления организационных мероприятий по реализации федеральных программ и проектов, а также местных соглашений и программ.1

Учредителями объединений (ассоциаций) являются органы местного самоуправления. Права объединений (ассоциаций) определяются в пределах полномочий, делегированных им учредителями. Объединения (ассоциации) обладают правами юридического лица. Руководство объединений от имени учредителей правомочно представлять интересы в государственных и иных органах управления в пределах делегированных полномочий. Вид деятельности, долевое участие и право пользования конечными результатами в рамках объединения (ассоциации) устанавливаются учредительными договорами, в которых также определяются порядок и процедура принятия решений по всем вопросам работы объединения (ассоциации).

Организационные формы  управления объединением (ассоциацией) определяются собранием учредителей. Высшим органом управления объединения (ассоциации) является совет, в который входят руководители органов местного самоуправления или их уполномоченные представители. Полномочия совета определяются учредительным договором.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Являясь одним из элементов конституционного строя Российской Федерации, местное самоуправление имеет большое значение для формирования российской государственности. В нем наиболее полно реализуется идея приближения власти к ее источнику –– народу. Сейчас становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Этнические и исторические особенности России, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация делают затруднительным и даже невозможным управление огромной страной только из центра; поэтому организация общественной жизни должна включать и механизмы саморегулирования территорий, местных сообществ.

Процесс становления местного самоуправления в России уже начался, но идет сложно, противоречиво. Его развитие сдерживается, прежде всего экономическими причинами, отсутствием необходимых материальных предпосылок для осуществления местного самоуправления, неотлаженностью взаимодействия органов местного самоуправления с экономическими субъектами.

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вступила в законную силу 01.01.94 г.
  2. Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” № 154-ФЗ от 28.08.95 г. Принят Государственной Думой 12 августа 1995 года. (в ред. от 22 апреля 1996г., от 26 ноября 1996г. и 17 марта 1997г.)
  3. Закон РСФСР «О местном самоуправлении» от 06 июля 1991г.- М.: 1994
  4. Дмитриев Ю.А., Муниципальное право Российской Федерации.Учебник. 2-е изд.- М.: Профобразование. 2000. – с.800
  5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник - М.: Юрист. 1997.- с. 428
  6. Коваленко А.И., Муниципальное право. Учебник - М.: Новый юрист. 1997.- с. 432

Информация о работе Организационные формы местного самоуправления