Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить становление, развитие и современное состояние института обращений граждан, выявить причины низкого уровня “рассматриваемости” обращений и, по возможности, предложить пути устранения возникающих проблем. Этому и будет посвящена настоящая работа.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
-дать понятие и общую характеристику обращений граждан
-выделить коллективные обращения- петиции из основных видов обращений граждан
Введение
Глава I. Понятие и виды обращений граждан
1.1 Понятие и содержание права граждан на обращение
1.2 Классификация обращений граждан
1.3 Особенности коллективных обращений - петиций и гражданских наказов
Глава II. Основы правового регулирования работы с обращениями граждан в федеральных органах исполнительной власти
2.1 Место права граждан на обращение в системе конституционных прав человека и гражданина
2.2 Особенности правового регулирования рассмотрения обращений граждан в административном порядке
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Что касается такого права граждан, как участие в управлении делами государства (ч.1 ст.32 Конституции РФ), то автор вполне разделяет позицию Ю.А. Дмитриева и А.А. Златопольского. которые придают этому праву смысл одного из принципов правового статуса гражданина, обобщающего понятия по отношению ко всем остальными субъективным политическим правам и свободам14. С этой точки зрения право граждан на обращения не является исключением (что было показано и в гл.1), причём особенно ярко право на участие в управлении проявляется в таких видах обращений, как предложения, петиции, гражданские наказы.
Подводя итог вышеизложенному,
можно сделать следующие
а) Право граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления выступает составной частью народовластия, содержанием которой является непосредственное выражение гражданами и их объединениями своей воли в различного рода посланиях, направляемых в названные органы.
б) Право граждан на обращения может рассматриваться не только как личное субъективное право, но и как одна из форм непосредственной демократии. При этом под формами непосредственной демократии понимаются способы непосредственного волеизъявления граждан и их объединений, имеющие целью решение общественно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления решения, контроль за их действиями и внесение корректив в их работу в соответствии с интересами субъектов волеизъявления.
в) Право граждан на обращения является элементом обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления и в этом смысле - неотъемлемой составной частью системы представительной демократии.
г) Право на обращения входит в систему политических прав и свобод граждан и в этом смысле является органической составной правового статуса гражданина в РФ.
2.2 Особенности правового регулирования рассмотрения обращений граждан в административном порядке
Несмотря на наличие
института судебного
При этом, по мнению Н.Ю. Хаманёвой административный и судебный порядок представляют собой "две неразрывно связанные между собой подсистемы единого демократического института обжалования"15. Несмотря на то, что по отношению к действующему административному порядку рассмотрения жалоб это относится лишь отчасти, тем не менее, превратить его в такой демократический институт - одна из задач российской конституционно-правовой реформы.
Как отмечалось выше, в
настоящее время в стране действует
множество ведомственных подзак
Как отмечалось выше, статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. То есть, имеются в виду обращения граждан в государственные органы всех ветвей власти: законодательные, исполнительные и судебные, а также представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
Обращения в некоторые судебные и законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления находятся за рамками нашего исследования, и обращения в суды общей компетенции, как явствует из смысла Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", рассматриваются в порядке не административного, а гражданского судопроизводства. Следовательно, под рассматриваемыми в административном порядке понимаются те обращения граждан, которую направляются в исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, к перечисленным выше нормативно-правовым актам текущего законодательства, регламентирующим порядок реализации права граждан на обращения на федеральном уровне, необходимо добавить закон (а в соответствии со статьёй 55 Конституции РФ это должен быть акт не ниже федерального закона), который бы устанавливал порядок подачи, рассмотрения и разрешения обращений граждан в органах исполнительной власти государственного и муниципального уровня.
Проблема адресата обращений граждан не так проста как кажется. Следовательно, Федеральный закон данного вида, в соответствии с Конституцией РФ, должен регламентировать только порядок обращения граждан в исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. И эта его функция должна получить отражение в его названии.
Итак, что касается направления обращения. Выше уже отмечалось, что гражданин не обязан подробно знать компетенцию каждого из государственных и муниципальных органов. Следовательно, он вправе самостоятельно определить орган, в который он обращается. В случае письменного обращения, оно может быть направлено по почте или лично передано гражданином в канцелярию или приёмную того органа, в который он обращается. Каких-либо особых требований к письменному обращению, кроме наличия сведений об авторе и адреса, по которому должен быть направлен ответ. Закон предъявлять не должен. Содержание обращения должно излагаться гражданином в произвольной, им самим избранной форме. Представление доказательств не должно быть обязанностью субъекта обращения. Отсутствие в обращении доказательств не может рассматриваться как основание для оставления обращения без рассмотрения. Однако, очевидно, что сообщение в обращении необходимых сведений об излагаемых фактах, значительно упрощает процесс их проверки. Поэтому, предоставляя гражданину право самому определить форму обращения и её содержание, Закон всё же должен ориентировать его на желательность сообщения возможно большего числа объективных сведений о сообщаемых им фактах.
Что касается личного обращения гражданина в орган государственной власти или местного самоуправления, то оно должно производиться в установленные часы приёма, а сведения, сообщаемые гражданином, должны быть зафиксированы должностным лицом, к которому он обращается в той форме делопроизводства, которая установлена законом или подзаконным актом в отношении конкретного органа. В случае личного обращения гражданина в орган, к компетенции которого не относится рассмотрение конкретного обращения, ему должно быть дано разъяснение, в какой орган он должен обратить, место его расположения и часы приёма. При этом сам факт обращения гражданина должен быть зарегистрирован в установленном порядке на случай судебного обжалования действий должностного лица, принимавшего обращение.
Конечно, рассмотрение обращений
каждого вида: предложений, заявлений,
жалоб и прочих имеет свою специфику,
как мы показывали в гл.1. Но вместе
с тем, специфика процедуры рассмотрен
Эти принципы мы рассматривали выше. В первую очередь - это объективность рассмотрения. На это направлен запрет направления обращения лицу, действия которого обжалуются. Но это не исключает возможности приглашения обеих сторон: жалобщика и лица, чьи действия обжалуются, для объективного рассмотрения представленных ими аргументов.
Конечно, жалоба относится
к той категории обращений
граждан, которые в наибольшей степени
требуют объективности
Таковы в целом нормативные
основы работы с обращениями граждан
в федеральных органах
Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами – важное средство осуществления и охраны прав личности, расширения связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственной политики, социального и хозяйственного направления, это своеобразный индикатор состояния общественного мнения граждан.
Являясь одной из форм участия трудящихся в управлении, обращения граждан должны способствовать усилению контроля народа за деятельностью государственной и других органов, в борьбе с волокитой, бюрократизмом, неправомерными действиями и другими недостатками в их работе. В последнее время совершенствуется деятельность государственных, общественных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления в работе по улучшению приема населения, своевременному и правильному рассмотрению предложений, заявлений, жалоб граждан и, наконец, выявлению и устранению причин, вызывающих жалобы. Однако количество откликов на происходящие в стране политические и экономические события неуклонно растет, увеличивается и поступление коллективных обращений, все чаще граждане предъявляют свои требования в форме акции, забастовки, митинга, голодовки и т. д. На это все нельзя закрывать глаза и в первую очередь высшим органам государственной власти. Непринятие мер, не реагирование на все происходящее сегодня, может привести к социальному взрыву.
Наяву мы пока сталкиваемся с ситуацией весьма безрадостной. До сих пор нет единого порядка принятия, учёта и рассмотрения обращений граждан, нет их чёткой классификации. Федерального закона об обращениях граждан нет.
Хотелось бы отметить, что сейчас происходит формирование нового, демократического подхода к работе с обращениями граждан. Сегодня защита прав граждан - уже не милость, а обязанность власти и в этой связи обращения должны перестать выглядеть “челобитными”, они должны превратиться в форму, механизм взаимодействия равноправных (подчеркнём: равноправных) партнёров. Поэтому становление новых принципов регулирования работы с обращениями граждан, становление новых форм обращений есть важная часть становления самого демократического правового государства.
Библиографический список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
Учебная и научная литература: