Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 23:54, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - охарактеризовать конституционно-правовой механизм досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Для достижения этой цели проведем совокупный анализ конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих.
В ходе анализа выявим имеющиеся пробелы в конституционно- правовом регулировании данного механизма и постараемся внести предложения по совершенствованию порядка прекращения полномочий Президента.

Файлы: 1 файл

моя контрошка по КП.docx

— 45.39 Кб (Скачать файл)

Тема  Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ 4

Заключение 17

Список использованной литературы 17

 

Введение

Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента РФ представляет собой отдельный и особый институт конституционного права, характеризующий  природу президентуры в России.

Конституция регламентирует различные ситуации, связанные с  пребыванием Президента РФ у власти. Так, в ней предусматрены случаи досрочного прекращения полномочий Президента и определены их последствия (ч. 2 и 3 ст. 92).

Основания прекращения исполнения полномочий главы государства до истечения конституционного срока вызываются обстоятельствами, требующими отлаженного и надежного механизма обеспечения непрерывности президентского властвования.

Между тем, механизм досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации не получил достаточной правовой регламентации. По существу, он исчерпывается статьями 92-93 Конституции РФ, что, учитывая краткость конституционных формулировок, представляется явно недостаточным для практического разрешения массы вопросов, обеспечивающих воспроизводство и преемственность президентской власти.

Цель данной работы - охарактеризовать конституционно-правовой механизм досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Для достижения этой цели проведем совокупный анализ конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих.

 В ходе анализа выявим имеющиеся пробелы в конституционно- правовом регулировании данного механизма и постараемся внести предложения по совершенствованию порядка прекращения полномочий Президента.

Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Согласно Конституции РФ полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого  Президента РФ - в случае его  отставки;

2) по не зависящим от  воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального  Собрания - в случае принятия им  решения об отрешении Президента  РФ от должности.1

Во всех указанных случаях  обязанности Президента временно исполняет  Председатель Правительства Российской Федерации. Однако исполняющий обязанности  не имеет права распускать Государственную  Думу, назначать референдум, а также  вносить предложения о поправках  и пересмотре положений Конституции  РФ. Выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента  досрочного прекращения исполнения полномочий.

Рассмотрим подробнее  каждое из оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.

Отставка.

Под отставкой принято  понимать уход с государственной  должности занимающего ее лица по личному желанию или смещением  его с этой должности по причинам субъективного характера. В конституционном  праве это основная форма политической ответственности. Используемый в части 2 статьи 92 Конституции России термин «отставка» предполагает добровольное сложение Президентом России своих  полномочий. Этим правом Президент может воспользоваться как любой государственный служащий. Для отставки Президента формально необходимо соблюдение одного условия - письменного заявления Президента об отставке. Акт самоотречения от должности намеревающийся досрочно прекратить исполнение своих полномочий Президент объявляет своим указом. В частности, Указом от 31 декабря 1999 г. № 1761 первый Президент РФ объявил о прекращении исполнения полномочий главы государства. Этим же Указом было объявлено о том, что полномочия Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ. Указом № 1762 от 31 декабря 1999 г. исполняющий обязанности Президента РФ В.В. Путин объявил о том, что в связи с отставкой Президента РФ Б.Н. Ельцина в соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции он приступил к временному исполнению полномочий Президента РФ.

Упоминание о возможных  причинах, приводящих главу Российского государства к решению об отставке, ни Конституция, ни иные нормативные акты не содержат. Отметим тот факт, что отставка главы государства занимаемого им поста автоматически ведет к необходимости проведения новых, внеочередных выборов, требующих даже для экономичеки сильного государства огромных денежных затрат. Следовательно, только лишь на одном нежелании далее осуществлять свои полномочия главой Российского государства, его отставка базироваться не может. Поэтому, смеем предположить, что причины, приводящие его к принятию данного решения, должны носить веский внутриполитический характер или являться результатом осознания ответственности за проводимый курс, результаты которого не увенчались успехом и негативно отразились на благосостоянии государства и граждан.

Следует обратить внимание на тот факт, что механизм ухода в отставку Президента России на уровне Конституции вообще не нашел своей детализации. Так здесь мы не находим ни какой из органов государственной власти правомочен принять отставку главы государства, ни какова юридическая форма данного документа.

Мы можем предположить, и это будет как один из вариантов, что соответствующие полномочия мог бы осуществлять Совет Федерации, это логически следует из наделения его правом назначения выборов Президента (п «д» ст. 102 Конституции РФ)2. Исходя из этого логичным было бы, дополнить ч. 1 ст. 102 Конституции России еще одним пунктом, изложив его в следующей редакции: «Принятие отставки Президента Российской Федерации». Тогда отпадет необходимость конкретизации вопроса относительно юридической природы документа об отставке главы государства, потому как становится ясным, что таковым документом будет Постановление Совета Федерации, состоящее, как минимум, из двух пунктов. В первом пункте речь должна идти о принятии отставки, а во втором - о назначении внеочередных выборов главы государства. Но для вынесения постановления требуется большинство от общего числа членов палаты. А такого большинства может и не быть, следовательно отставка будет не принята. Поэтому, чтобы избежать такой ситуации, лучше вообще отказаться от принятия кем-либо отставки Президента и взять за основу механизм, по которому с момента объявления отставки самим Президентом его полномочия автоматически считаются досрочно прекращенными.

С другой стороны, есть необходимость  в юридическом удостоверении  добровольности отставки, и с этой позиции представляется, что Президент РФ свое заявление об отставке должен сделать в Конституционном Суде РФ, как органе сугубо юрисдикционном. К тому же именно Председатель Конституционного Суда приводит Президента РФ к присяге, стоит, скажем так, у самых истоков вступления его в должность.3 В таком случае принятие отставки Президента РФ Конституционным Судом РФ должно осуществляться в порядке специального судебного производства путем принятия Постановления в пленарном заседании с незамедлительным опубликованием решения в официальных изданиях.

Отрешение от должности.

Порядок досрочного прекращения  полномочий Президента в случае его  отрешения от должности урегулирован в Конституции (ст.93).

Отрешение от должности  Президента Российской Федерации — принудительный акт смещения Президента РФ с должности на основании обвинения его в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. Отрешение от должности относят к мерам конституционной ответственности (конституционно-правовой санкции), применяемой к главе государства. Нам кажется это несколько странным, поскольку основаниями отрешения Президента России от должности выступают уголовные преступления, причем достаточно серьезные, в то время как основанием конституционной ответственности, является нарушение конституционных предписаний, наличие конституционного деликта. Очевидно, что уголовные преступления не могут вызывать конституционную ответственность. В то же время отрешение Президента РФ от должности не является и мерой уголовного воздействия, оно, таким образом, не может быть отнесено ни к конституционной, ни к уголовной ответственности.

В зарубежном конституционном праве  институт отрешения главы государства  от должности именуется импичментом.

Состав деяний, служащих основаниями импичмента, в большинстве  стран носит смешанный, комбинированный  характер, сочетая как конституционные  деликты (нарушение конституции, присяги  и законов), так и уголовные  преступления. Что касается России, то ныне действующая Конституция предусматривает регламентацию только тех оснований отрешения Президента от должности, которые непосредственно можно отнести к уголовному праву - государственная измена (ст.275 УК) или совершение иного тяжкого преступления (ч.4 ст.15.), и это, на наш взгляд, существенный пробел в российском законодательстве. Поскольку, исключительно юридическая ответственность может быть основанием отрешения, что в свою очередь ограничивает возможность отстранить главу государства по политическим мотивам. Понятие «иное тяжкое преступление» было закреплено еще в УК РСФСР 1964 г. В действующем УК классификация преступлений изменилась, в связи с чем возникли трудности при толковании положений ст.93 Конституции РФ. Формально-юридически получается, что Президент РФ может быть отрешен только за совершение тяжких преступлений, а при совершении преступлений небольшой, средней тяжести и особо тяжких преступлений может оставаться на своем посту. Абсурдно, но это факт. Думается, что по новому Уголовному кодексу Президент РФ должен нести ответственность все таки за совершение особо тяжких преступлений. Следовательно, для решения данной проблемы необходимо привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации соответствующие статьи Уголовного Кодекса России или же изменить формулировку части 1 ст. 93 Конституции России, заменив «и иные тяжкие преступления» на «и иные особо тяжкие преступления».

Что же касается государственной  измены, то квалифицировать действия Президента в соответствии с ней  представляется весьма затруднительным  по 2 причинам. Во-первых, негативные последствия, выражающиеся в ущербе целостности, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности или  обороноспособности Российской Федерации, могут значительно отстоять по времени  от момента совершения президентом  страны деяния, их повлекшего. Во-вторых, несмотря на трактовку должности  Президента Российской Федерации как  единоличного главы государства  трудно предположить, что решение, содержащее признаки такого состава преступления, как государственная измена, подготавливаются и принимаются им в одиночку. Так  или иначе, но из содержания ст.93 Конституции  РФ не вытекает возможность отрешения  Президента Российской Федерации от должности за совершение неправомерных  деяний, непосредственно связанных  с исполнением им своих должностных  обязанностей. Более того, налицо сужение  ответственности президента по сравнению  с прежней Конституцией, которая  предусматривала отрешение его от должности в случае нарушения Конституции, законов РФ и данной им присяги.

В соответствии со ст.91 Конституции  Президент Российской Федерации  обладает неприкосновенностью. Это  означает, что его нельзя задержать, обыскать, арестовать, привлечь к любому виду правовой ответственности пока он состоит в должности Президента.

Интересен и тот факт, что привлечь Президента к уголовной ответственности невозможно даже после отрешения его от должности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнения своих полномочий, и членам его семьи» бывший Президент тоже обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента. На основании ч. 2 ст. 92 Конституции РФ Президент может в любое время прекратить свои полномочия, подав в отставку, сделав себя тем самым неподсудным. Получается, что здесь налицо явный пробел в законодательстве. По нашему мнению, на президента, совершившего преступление, не должно распространяться положение о неприкосновенности личности: в противном случае это явится нарушением принципов равноправия граждан и неотвратимости наказания за совершённое преступление.

Если основанием импичмента выступают уголовные преступления, то естественно, что глава государства, отрешенный от должности, должен подлежать  уголовному преследованию. В виду этого  предлагается в статье 93 Конституции  РФ указать, что в отношении лица, лишенного должности Президента Российской Федерации, возбуждается уголовное  дело, в противном случае отрешение  Президента от должности не имеет  смысла.

Отрешение Президента от должности  осложнено ныне и по своему процедурному оформлению. Ч.1 ст. 93 Конституции РФ устанавливает, что отрешение Президента осуществляется при участии сразу 4 органов государственной власти: 2 палат Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), а также 2 высших органов федеральной судебной власти – Конституционного и Верховного Судов. Данный факт позволят нам говорить о чрезмерной зависимости осуществления указанного института от достаточно широкого круга субъектов, что в свою очередь создает определенную волокиту и усложнение процесса отрешения. Сложность еще и в том, что каждый из указанных в Конституции субъектов рассмотрения вопроса об отрешении может своим решением прекратить процесс, аннулировав действия других участников.

Данный процесс рассматривается  в Конституции Российской Федерации (ст.93 и часть четвертая ст.109), Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" (гл.XV, ст.ст.107-110), Регламенте Государственной Думы (гл.22, ст.ст.176-180), а также Положении о Специальной комиссии Государственной Думы по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации (утверждено Постановлением Государственной Думы от 19 июня 1998 года).

Информация о работе Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ