Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 23:54, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - охарактеризовать конституционно-правовой механизм досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Для достижения этой цели проведем совокупный анализ конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих.
В ходе анализа выявим имеющиеся пробелы в конституционно- правовом регулировании данного механизма и постараемся внести предложения по совершенствованию порядка прекращения полномочий Президента.

Файлы: 1 файл

моя контрошка по КП.docx

— 45.39 Кб (Скачать файл)

Эти акты определяют следующий  порядок привлечения Президента Российской Федерации к ответственности, который можно условно представить  в виде трех отдельных этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: выдвижение обвинения.

Выдвижение обвинения  против Президента Российской Федерации, как следует из ч.1 ст.93, а также п. "ж" ст.101 Конституции, - прерогатива Государственной Думы.

В предложении о выдвижении обвинения должны быть указаны признаки преступления, однако, Государственная  Дума не обладает оперативно-розыскными полномочиями, что усложняет ее работу по установлению признаков преступления – это одна из возможных проблем, которая может возникнуть при  осуществлении отрешения Президента РФ от должности.

Государственная Дума образует специальную комиссию, которая оценивает  соблюдение процедурных правил и  фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия заслушивает  на своих заседаниях лиц, имеющих  сведения о фактах, положенных в  основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие  документы, заслушивает представителя  Президента. Обвинение выдвигается  по инициативе не менее 1/3 депутатов  Государственной Думы. Предложение  о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной  Думы. Государственная Дума принимает  решение о выдвижении обвинения 2/3 голосов от общего числа депутатов. Постановление Государственной  Думы в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации. Предложение  о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации направляется в Верховный Суд Российской Федерации  для дачи заключения о наличии  в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления.

Следует иметь в виду, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации (часть четвертая ст.109 Конституции Российской Федерации).

Попытка отрешить Президента от должности в соответствии с  указанными процедурами была предпринята  Государственной Думой второго  созыва в мае 1999 г. Однако необходимого для принятия этого решения числа  голосов палата в процессе голосования  не набрала. За решение о выдвижении обвинения против Президента проголосовало  менее 226 депутатов Государственной  Думы.

ВТОРОЙ ЭТАП: судебные заключения.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает предложение  о выдвижении обвинения и дает заключение о наличии в действиях  Президента Российской Федерации признаков  преступления.

По запросу Совета Федерации  Конституционный суд Российской Федерации дает заключение: либо о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения либо о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения и направляет заключение в Совет Федерации.

ТРЕТИЙ ЭТАП: принятие решения  об импичменте.

Совет Федерации в течение  трех месяцев рассматривает материалы  обвинения, которые выдвинуты Государственной Думой в отношении Президента России и соответствующим заключением Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации, и принимает двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то, согласно части третьей статьи 93 Конституции Российской Федерации обвинение против Президента считается отклоненным. Если решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации  незамедлительно доводится через  средства массовой информации до всеобщего  сведения.

Такова уникальная процедура  импичмента в России.

Вышеизложенное убеждает нас в необходимости  совершенствования  как оснований отрешения Президента Российской Федерации от должности, так и процедуры привлечения  его к конституционно-правовой ответственности. Возможность отрешения Президента от должности следует рассматривать  не как средство для решения политических задач, а как способ повышения  его конституционно-правовой ответственности  в решении законодательно закрепленных за ним функциональных задач.

Стойкая неспособность  по состоянию здоровья осуществлять полномочия.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

К сожалению, и это основание  для прекращения полномочий Президента должным образом не регламентировано и вызывает много вопросов: прекращение  полномочий Президента по данному основанию  осуществляется по личной воле или  же вопреки ее; кто и каким образом  устанавливает факт наличия стойкой  неспособности; каковы ее критерии; как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует и т.д.

В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие  злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы. В связи  с этим Конституционный Суд РФ 11 июля 2000 г. принял Постановление по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции РФ о досрочном  прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась  обнаружившаяся неопределенность в  понимании указанных конституционных  положений.

В своем Постановлении  Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из занимаемого Президентом  РФ места в системе органов  государственной власти, а также  его конституционного статуса, Конституция  РФ закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное  и ответственное осуществление  Президентом РФ принадлежащих ему  конституционных полномочий и непрерывность  функционирования института главы  государства. Конституционный Суд РФ постановил, что досрочное освобождение Президента от должности при отсутствии его волеизъявления не нарушает установленную ст. 91 Конституции неприкосновенность Президента.

Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует  особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности  для Президента РФ в связи с  расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый  характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Можно утверждать, что формулировка ч.3 ст.92 Конституции рассчитана на экстраординарные ситуации.

По смыслу ч. 2 ст. 92 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 1 и 3 той же статьи и ч. 1 ст. 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой.

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента.4 В особых случаях временной неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия Президент, как показала практика, издает Указ «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации» Примером может служить Указ № 1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации» от 19 сентября 1996 г., изданный Президентом РФ Б.Н. Ельциным в связи с предстоящей ему хирургической операцией и действовавший до подписания Президентом Указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства обязанностей Президента РФ.

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является элементом конституционного статуса  Президента РФ и в силу этого правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения полномочий Президента РФ по указанному основанию имеет  конституционный характер. По этой причине в ряде зарубежных стран соответствующее полномочие возложено на судебные органы конституционного контроля (Азербайджан, Армения, Молдова, Литовская Республика). При реализации данного полномочия органы конституционного контроля, не подвергая сомнению медицинский диагноз, сформулированный специальной комиссией, основываясь на нем, констатируют необходимые юридические факты, с наличием которых Конституция соответствующего государства связывает возможность досрочного прекращения полномочий Президента5.

Анализируя содержание Постановления  Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г., следует признать, что данное Конституционным Судом толкование ч. 2 ст. 92 Конституции не внесло достаточной  ясности. Видимо, процедура прекращения  полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Относительно Российской Федерации, как нам кажется, оптимальное  решение заключается в том, что  стойкая неспособность главы  государства по состоянию здоровья исполнять полномочия должна быть установлена  заключением Государственной медицинской комиссией, образуемой обеими палатами Федерального Собрания, члены которой назначаются Государственной Думой Федерального Собрания из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К требованиям, предъявляемым к членам медицинской комиссии, следует отнести: высшее медицинское образование либо ученую степень в области медицины, а также стаж работы по специальности, например, не менее 10 лет.

Инициатором проведения медицинского обследования главы государства  может быть Государственная Дума либо Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Основанием к этому  может являться факт длительной болезни, неисполнение полномочий Президента полностью  или частично в течение длительного  периода времени. Достаточным основанием, по нашему мнению, являлось бы неисполнение обязанностей президентом в течение  определенного, указанного в Конституции, срока.

Представляется, что заключение Государственной медицинской комиссии должно направляется в Конституционный  Суд Российской Федерации, который  выносит окончательное решение  по вопросу досрочного прекращения  полномочий Президента Российской Федерации  в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, с  учетом соблюдения всех конституционных  требований, установленных законом  для данного основания досрочной  президентской вакансии. Участие Конституционного Суда в рассматриваемой процедуре будет обеспечивать соблюдение установленного порядка признания Президента РФ недееспособным, гарантировать объективность и законность процесса.

Заключение

В данной работе был проведен анализ оснований порядка досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

 В заключении хотелось бы выделить основные моменты, затронутые в работе. Кратко резюмируем вышеизложенное.

Общими основаниями прекращения  полномочий Президента России является истечение срока полномочий. Однако возможно и досрочное прекращение  президентских полномочий в результате:

• отставки; в данном случае Президент  обращается к парламенту с соответствующим  заявлением. Механизм ухода в отставку Президента России на уровне Конституции вообще не нашел своей детализации;

• стойкой неспособности исполнять  полномочия по состоянию здоровья. Механизм прекращения полномочий Президента по данному основанию не ясен, так  как данная процедура законодательно не урегулирована;

• отрешение от должности (импичмент). Данная процедура имеет ряд бюрократических сложностей, делающих данный институт конституционного права практически не исполнимым на практике.

Проблем достаточно, и они  требуют дальнейших аналитических  разработок.

В этой связи представляется возможным рекомендовать законодателю рассмотреть вопрос о принятии ряда федеральных законов, детализирующих основание и процедуру досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.  – М.: ИНФРА-М, 2007. – 128 с.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 N 10-П "По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации"
  3. Брежнев О.В. Судебный конституционный контроль при досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации // под общ. ред. Л.В. Лазарева. 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Новая правовая культура, Проспект, 2009. – 816 с.
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России:учеб. – 4-е изд., перераб. и доп- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с.
  6. Конституционное право России : Учебное пособие / Д. Б. Катков, Е. В. Корчиго ; Отв. ред. Ю. А. Веденеев . – М. : Юриспруденция, 1999 . – 288 с.

Информация о работе Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ