Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:31, контрольная работа
Ценностное значение других моделей состоит в конкретизации, дополнении и развитии сущностной модельной конструкции. В этом отношении важное место занимает территориальная модель.
В разные периоды истории развития местного самоуправления существовали разные взгляды на его сущность, роль в управлении. Также существуют различные подходы к пониманию местного самоуправления, и цель данной работы – охарактеризовать различные концепции местного самоуправления, описать основные признаки различных исторических и современных моделей местного самоуправления.
Введение 3
1. Исторические модели местного самоуправления 5
2. Современные модели местного самоуправления 14
3. Модели местного самоуправления в России 16
Заключение 25
Литература 26
Рассмотрим их классификацию по способам формирования органов местного самоуправления, их взаимодействия, некоторым иным организационным особенностям.
Избрание главы муниципального образования непосредственно населением: глава одновременно является высшим должностным лицом муниципального образования, его официальным представителем и главой администрации.
В настоящее время эта широко распространенная модель воспроизводит сложившуюся на федеральном уровне форму полупрезидентского правления с доминирующим положением Президента РФ.
На местах, естественно, над всеми органами доминируют главы муниципальных образований. Местная дума по-прежнему исполняет функции представительства, нормотворчества, контроля, однако глава муниципального образования активно участвует в их осуществлении и его компетенция распространяется на все отрасли местной публичной жизни. При этой модели глава подотчетен думе только в качестве руководителя местной администрации.
Разновидностью этой модели является форма, при которой организационная обособленность представительных и исполнительных органов устраняется в результате расширения полномочий главы муниципального образования.
Глава выступает одновременно в трех качествах: 1) как высшее должностное лицо своего муниципального образования; 2) как глава администрации; 3) как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности в качестве главы муниципального образования.
Расширение полномочий главы муниципального образования влечет за собой расширение форм подотчетности. Он подотчетен Населению, а как глава администрации и руководитель думы — также Думе.
Глава муниципального образования избирается не населением, а представительным органом: эта модель имеет два варианта. В первом глава избирается только из числа депутатов представительного органа, во втором — круг лиц, из которых избирается глава, не ограничивается.
Избранный населением глава муниципального образования соединяет в себе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и руководителя представительного органа: функции главы администрации исполняет иное лицо, занимающее свою должность по контракту. В этом случае глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному аппарату местной власти: он взаимодействует с администрацией как представитель жителей и думы.
Однако в этой модели заложена возможность возникновения конфликта между главой администрации (управляющим), реализующим исполнительно-распорядительные функции, распоряжающимся средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности, и главой муниципального образования, «отодвинутым» от этих важных полномочий.
Перечень всех моделей не носит исчерпывающего характера. В юридической литературе выделяется множество других моделей.
А.Н. Широков классифицирует организационно-правовые модели следующим образом: по способу образования органов, по месту главы муниципального образования, по взаимоотношениям между ним и представительным органом.
Многовариантность подходов особенностей наложила отпечаток буквально на все, что касается органов местного самоуправления. Так, эти органы даже называются по-разному. Наиболее распространенными в городах являются думы, в районах, иных муниципальных образованиях — собрания представителей, собрания депутатов, хуралы, советы депутатов.
Неоднороден численный состав представительных органов: от четырех депутатов в сельских муниципальных образованиях до 30 депутатов в городских муниципальных образованиях.
Срок полномочий выборных органов также различен: в большинстве субъектов Федерации — четыре года, в некоторых поселениях — два года.
В большинстве муниципальных
образований избранный
Отличие функциональной модели местного самоуправления обусловлено масштабами самоуправляющейся территории и другими объективными показателями, которые влияют на объем закрепленных в уставе муниципального образования местных задач. Иными словами, муниципальные образования должны на основе полной ответственности самостоятельно решать все общественные задачи, сформулированные законом. Самостоятельность реализуется в пределах их полномочий.
Наличие разных вариантов функциональных моделей в большей степени связано с осуществлением в границах муниципальных образований государственных полномочий. В зависимости от способа решения этой задачи выделяются два типа региональных моделей: 1) создание территориальных органов государственной власти субъекта Федерации, осуществляющих государственные полномочия на территориях муниципальных образований; 2) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (Нижегородская область и др.).
Кроме того, можно выделить третий тип (область), когда наделение муниципальных образований государственными полномочиями и создание территориальных органов государственной власти не исключают, а дополняют друг друга. С этой задачей и было связано образование на территории области шести территориальных органов государственной власти — управленческих округов.
Материально-финансовая модель местного самоуправления вобрала в себя комплекс проблем, связанных с управлением и распоряжением муниципальной собственностью, с финансовым положением городов, районов и других территорий.
На отношения, связанные
с муниципальной
От имени муниципальных
образований права
Собственник может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц. Он вправе:
отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
отдавать имущество в залог или обременять его другими способами;
распоряжаться им иным образом.
Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам (ст. 209 ГК).
Таким образом, если местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником, то органы местного самоуправления — это публичные собственники. Они не только осуществляют полномочия первичного собственника, но и защищают его интересы, отождествляют собственное волевое усмотрение с усмотрением населения.
Вполне определенные очертания финансовая модель обрела с появлением Закона о финансовых основах местного самоуправления. В нем регламентируются основные принципы организации и использования местных финансов, источники их формирования, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
Несомненным достоинством этого законодательного акта является формулирование понятия «собственные доходы местных бюджетов» (вместо прежнего «закрепленные доходы») с подробным указанием компонентов, составляющих собственную доходную часть бюджета муниципального образования.
К собственным доходам отнесены:
местные налоги и сборы;
доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;
доходы от сдачи в аренду муниципального имущества;
доходы от проведения
муниципальных денежно-вещевых
государственная пошлина и др.
Типовая правовая модель выглядит следующим образом. На федеральном уровне в законодательном порядке решаются вопросы децентрализации и деконцентрации власти, собственности, земли, финансово-бюджетной политики, закрепления функций местного самоуправления; определяются понятия муниципальной власти, муниципальных образований и т.д.
Принцип децентрализации фактически положен в основу института местного самоуправления, т.е. само его существование свидетельствует о реализации начал децентрализации. Принцип деконцентрации отражен в институте территориальных органов государственной власти субъектов Федерации, действующих в муниципальных образованиях.
В федеральном законодательстве разграничены полномочия государственных органов власти разных уровней, определены функции, предметы ведения муниципальных образований, полномочия органов местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, можно сделать вывод, что существует множество подходов к определению местного самоуправления и его взаимосвязи с государственными органами. К основным историческим теориям можно отнести:
Развитие взглядов в рамках каждой из этих теорий связано с конкретным историческим периодом их возникновения. Сущность общественной теории была раскрыта в работах В.Н. Лешкова, А.И. Васильчикова. А.Д. Градовский, В.П. Безобразов, Н.И. Лазаревский внесли свой вклад в развитие государственной теории. В истории российского государства четко прослеживается сочетание элементов государственного и общественного управления, что и является подтверждением данных теорий.
В настоящее время в рассмотрении вопроса местного самоуправления используются современные системы, а именно:
Таким образом, можно сделать вывод, что мировой опят выработал различные модели организации управления на местах: централизацию, децентрализацию власти, кооперативные начала в местном самоуправлении и т.д. выбор той или иной модели зависит от исторических условий, национальных традиций, географических факторов, социально-экономических и политических причин. Системы управления периодически меняются, зависят от соотношения социальных сил, экономического развития территории, от возможности применения достижений научно-технического прогресса в управлении и иных обстоятельств10.
ЛИТЕРАТУРА
1 Федеральный закон от 28.08.1995 № 154 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2 Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия – М., 1999. С. 22.
3 Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. – М., 1996. С. 13.
4 Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия – М., 1999. С. 23.
5 Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. – М., 1996. С. 14.
6 Там же.
7 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации – М., 1997. С. 44.
8 Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие – М., 2002. С. 60.
9 Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие – М., 2002. С. 62.
10 Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие – М., 2002. С. 58.