Основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:33, реферат

Описание работы

Местное самоуправление - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления.

Содержание работы

1. Местное самоуправление. Его основы.
2. Правовые основы местного самоуправления.
* Международное законодательство.
* Конституция Российской Федерации.
* Федеральное законодательство.
* Законодательство субъектов Российской Федерации.
* Муниципальные нормативно-правовые акты.
3. Финансовые основы местного самоуправления.
* Местные финансы.
* Доходная часть местных финансов.
* Расходная часть местных финансов.
* Местная (муниципальная) собственность.
4. Заключение.
5. Литература.

Файлы: 1 файл

Основы местного самоуправления.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

    В-четвертых, в уставе муниципального образования  должны быть закреплены формы, порядок  и гарантии непосредственного участия  населения в решении вопросов местного значения. Речь идет о таких  институтах муниципальной демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход) граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

    В-пятых, устав муниципального образования  устанавливает основания и виды ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления. Уставом  муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации  может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (например, ст. 27,  36 Устава закрытого административно-территориального образования г. Железногорск Красноярского края).

    В-шестых, уставом муниципального образования  определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления,  общий  порядок  владения,  пользования  и  распоряжения муниципальной собственностью.

    В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций. Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

    Кроме устава на муниципальном уровне принимаются  и другие нормативно - правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др. (например, Регламент Городского Совета закрытого административно-территориального образования город Железногорск Красноярского края (утв. решением Городского Совета от 27.02.97 №2-11Р) (ред. от 23.06.98).

 Финансовые  основы местного самоуправления.

    Федеральный закон “Об основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25.09.97 г. № 126-ФЗ  определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

    Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами;

    Местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. 

    Местные финансы.

    Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные  ценные бумаги, принадлежащие органам  местного самоуправления, и другие финансовые средства.

    Формирование  и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

    Права собственника в отношении местных  финансов осуществляются от имени населения  муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

    Формирование  и использование местных финансов осуществляются в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

    Органы  государственной власти Российской Федерации и органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В этих целях указанные органы соответственно:

    1) регулируют отношения между бюджетами  субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами, а также  между федеральным бюджетом и  местными бюджетами - в рамках федеральных целевых программ;

    2) участвуют в решении вопросов  местного значения путем выполнения  федеральных целевых программ  и региональных программ;

    3) распределяют средства, выделяемые  для финансирования федеральных  целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

    4) разрабатывают государственные  минимальные социальные стандарты,  устанавливают социальные нормы;

    5) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;

    6) осуществляют контроль за соблюдением  органами местного самоуправления  налогового и бюджетного законодательства  Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации;

    7) осуществляют другие функции  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.

    При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

    Увеличение  расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения.

    Каждое  муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.

    Формирование  и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

    Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

    Глава муниципального образования, иные должностные  лица местного самоуправления несут  ответственность за исполнение местных  бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований.    

    Доходная часть местных бюджетов.

    Собственные доходы местных бюджетов – сюда  относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

    К другим собственным доходам местных  бюджетов относятся:

    1) доходы от приватизации и реализации  муниципального имущества:

    2) не менее 10 % доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

    3) доходы от сдачи в аренду  муниципального имущества, включая  аренду нежилых помещений, и  муниципальных земель;

    4) платежи за пользование недрами  и природными ресурсами, установленные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

    5) доходы от проведения муниципальных денежно - вещевых лотерей;

    6) штрафы, подлежащие перечислению  в местные бюджеты в соответствии  с федеральными законами и  законами субъектов Российской  Федерации;

    7) государственная пошлина, установленная  в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    8) не менее 50 % налога на имущество предприятий (организаций);

    9) подоходный налог с физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

    К собственным доходам местных  бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.

    К указанным доходам относятся:

    1) часть подоходного налога с  физических лиц в пределах  не менее 50 % в среднем по субъекту Российской Федерации;

    2) часть налога на прибыль организаций  в пределах не менее 5 % в среднем по субъекту Российской Федерации;

    3) часть налога на добавленную  стоимость по товарам отечественного  производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10 % в среднем по субъекту Российской Федерации;

    4) часть акцизов на спирт, водку  и ликероводочные изделия в пределах не менее 5 % в среднем по субъекту Российской Федерации;

    5) часть акцизов на остальные  виды подакцизных товаров (за  исключением акцизов на минеральные  виды сырья, бензин, автомобили, импортные  подакцизные товары) в пределах  не менее 10 % в среднем по субъекту Российской Федерации.

    К собственным доходам местных  бюджетов могут относиться также  другие платежи, установленные законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.

    Полномочия  органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов:

    Представительные  органы местного самоуправления вправе:

 1) устанавливать  местные налоги и сборы и  предоставлять льготы по их  уплате в соответствии с федеральными  законами;

 2) в  соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

    Органы  местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

    Население муниципального образования может  непосредственно принимать решения  о разовых добровольных сборах средств  граждан в соответствии с уставом  муниципального образования. Собранные  в соответствии с указанными решениями  средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

Информация о работе Основы местного самоуправления