Основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:33, реферат

Описание работы

Местное самоуправление - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления.

Содержание работы

1. Местное самоуправление. Его основы.
2. Правовые основы местного самоуправления.
* Международное законодательство.
* Конституция Российской Федерации.
* Федеральное законодательство.
* Законодательство субъектов Российской Федерации.
* Муниципальные нормативно-правовые акты.
3. Финансовые основы местного самоуправления.
* Местные финансы.
* Доходная часть местных финансов.
* Расходная часть местных финансов.
* Местная (муниципальная) собственность.
4. Заключение.
5. Литература.

Файлы: 1 файл

Основы местного самоуправления.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

    Важной  гарантией финансовых прав местного самоуправления служит положение п.6 ст.9 - фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово - хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов отчислений (в %) от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей (в %) средств муниципальных образований, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

    Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.

    Основы  бюджетного процесса в муниципальном  образовании:

    1. Представительные органы местного  самоуправления самостоятельно  разрабатывают положение о бюджетном  процессе в данном муниципальном  образовании в соответствии с  общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

    2. Составление проектов местных  бюджетов, утверждение и исполнение  местных бюджетов осуществляются  в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации.

    3. Контроль за исполнением местных  бюджетов осуществляется представительными  органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления  вправе привлекать для этой  цели аудиторов.

    Органы  местного самоуправления публикуют  сведения об исполнении местного бюджета  за истекший финансовый год.

 Расходная часть местных  бюджетов.

    Расходная часть местных бюджетов включает:

    1) расходы, связанные с решением  вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

    2) расходы, связанные с осуществлением  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления;

    3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

    4) расходы, связанные с обслуживанием  и погашением муниципального  долга по ссудам;

    5) ассигнования на страхование  муниципальных служащих, объектов  муниципальной собственности, а  также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

    6) иные расходы, предусмотренные  уставом муниципального образования.

    Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом  муниципального образования или  иным правовым актом органа местного самоуправления.

 Местная (муниципальная) собственность.

    Собственность субъектов РФ должна иметь в качестве "противовеса" местную (муниципальную) собственность. Иначе они подавят  самоуправление. Самоуправление без  собственности - это еще не самоуправление. Однако собственность никто сверху не даст, ее надо брать, что является важнейшим моментом “муниципальной революции”. На местах надо создавать депутатские комиссии и органы по муниципальной собственности, далее осуществлять инвентаризацию, проводить оценку и подготавливать реестр тех объектов, которые должны быть переведены в муниципальную собственность, т.е. в собственность территории, затем согласовывать с вышестоящим и нижестоящим выборными органами этот реестр. Для цивилизованного решения спорных вопросов необходимы решения соответствующих арбитражных органов.

    Сходным образом необходимо решать проблемы разгосударствления и приватизации, проведения земельной реформы. Так, проведение земельной реформы на первом этапе должно заключаться в формировании фонда муниципальных земель. На втором этапе местными муниципалитетами, любыми другими органами местного самоуправления, как бы они  ни сложились и не назывались, производится передача и закрепление земель в собственность, владение, пользование, включая аренду, гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

    Центру  остается издание общезначимых правил, нормативов и стандартов для деятельности районных и городских властей, а  также опротестование противоречащих законодательству актов районных и  городских органов местного самоуправления.

    Теперь - базовый вопрос: вопрос о деньгах. Часто можно услышать: "Дайте  деньги, подведите экономическую базу под самоуправление, и тогда мы проголосуем за него". Суть экономической основы местного самоуправления должна  заключаться в том, чтобы муниципальное образование получило возможность зарабатывать деньги и чтобы их не отбирали, когда оно заработает сверх установленных нормативов. А это вопрос совсем другой - это вопрос новой экономической системы, экономической реформы. Местное самоуправление в данном этапе - сердцевина экономической реформы.

    В настоящее время определяющим темп движения по пути реформирования местных органов власти является установление собственной компетенции местного самоуправления его финансово-экономической базы.

    Изменение отношений в финансовой, экономической сферах, а также в сфере земельных отношений предполагает соответствующие корректировки налогового, бюджетного, земельного и иного законодательства, в результате чего должен быть обеспечен финансовый, бюджетный и экономический федерализм.

    Огромное  влияние на развитие местных финансов оказывает состояние их правовой основы. Представительные и исполнительные органы должны уделять данному вопросу серьезное внимание. В последние годы это нашло отражение в ряде принятых законов, а также в Налоговом и Бюджетном кодексах.

    Проблема  муниципальной собственности, как  показывает практика арбитражных судов, особенно на этапе принятия Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", стояла особенно широко. В Конституции (ст. 132) сказано, что "...органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью". Слово "самостоятельно" требовало толкования. Стали полагать, что это не только осуществление субъективного права собственности, но регулирование отношений собственности. Арбитражные суды, естественно, не поддержали такое понимание: общеизвестно отношение к собственности - ядру гражданского правового регулирования. Это федеральная компетенция. Поэтому никто, кроме федерации, не может регулировать отношений собственности. А вот осуществлять полномочия собственника муниципального имущества самостоятельно органы местного самоуправления могут.

    Второй  блок вопросов - это вопросы, связанные с финансовой основой местного самоуправления. К сожалению, арбитражные суды не всегда полезны для местного самоуправления. Они столкнулись в основном с делами, которые касались отношений в двух плоскостях. Это - вопросы местных налогов. И Конституция, и Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" прямо говорят, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

    Арбитражные суды поддерживали муниципальные образования, если они вводили местные налоги и сборы, кроме тех, которые были в перечне в Законе об основах налоговой системы.  

 Заключение.

      Таким    образом,    анализ    предыдущего    и    действующего законодательства   показывает,   что  идеи  местного  самоуправления последовательно   наполняются   реальным   содержанием,  позволяющим надеяться, что с укреплением экономической, финансовой и правовой базы местное самоуправление сможет объединить на своей основе население городских и  сельских  поселений,  иных  территорий,  где такое самоуправление организовано,  улучшить  качество  и формы жизни, послужить одним из гарантов реализации конституционных прав и свобод граждан на участие в решении государственных и местных дел.

   Хотя  ввиду того, что страна находится  в стадии проведения реформ, нужно  учитывать и негативные аспекты – так, например, практически полное отсутствие конкуренции на рынке и значительный уровень монополизации. В целях преодоления данных тенденций и повышения заинтересованности всех уровней власти в результатах развития экономики страны и регионов наиболее приемлем вариант единства налогов, поступающих в федеральный, региональные и местные бюджеты. Все это целесообразно пересмотреть в Налоговом кодексе, исходя из перспектив развития местных бюджетов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Литература:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательская группа ИПФРА-М - НОРМА, 1997.
  2. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристь, 1997.
  3. Овчинников И. Правовые основы местного самоуправления // Российская юстиция. 1995. №12.
  4. Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс. 1997. №1.
  5. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Конституция Российской Федерации.
  7. Европейская хартия местного самоуправления.
  8. Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  9. Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
  10. Федеральный закон от 25.09.97 №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
  11. Федеральный закон от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».
  12. Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
  13. Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае».
  14. Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления юстиции администрации края от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о государственной регистрации от 14.01.98 №51).
  15. http://www.akdi.ru
  16. http://asdg.ru
  17. http://www.studentu.ru

Информация о работе Основы местного самоуправления