В Федеральном законе
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено
два основания ответственности органов
и должностных лиц местного самоуправления
перед государством: совершение правонарушения
и не надлежащее осуществление отдельных
государственных полномочий. Проблема
формализации первого основания состоит14:
- в определении объективной
стороны состава правонарушения;
- в решении вопроса
о характере состава правонарушения (формального
или материального);
- в определении субъекта
ответственности.
Противоправные действия
органов и должностных лиц местного самоуправления
влекут применение специальных мер принуждения,
которые применяются государством и от
имени государства с целью восстановления
нарушенного правопорядка, обеспечения
прав и свобод граждан и юридических лиц.
Такими мерами являются:
- роспуск представительного
органа муниципального образования;
- отрешение от
должности главы муниципального
образования, главы местной администрации;
- временное осуществление
органами государственной власти
отдельных полномочий органов
местного самоуправления;
- отзыв отдельных
государственных полномочий, которыми
органы
местного самоуправления
были наделены.
Ответственность
органов и должностных лиц местного самоуправления
перед физическими и юридическими лицами.
В муниципально-правовой
науке ответственность органов и должност-ных
лиц местного самоуправления перед физическими
и юридическими лицами отождествляется
с гражданско-правовой ответственностью. Любые действия органов
местного самоуправления являются действиями
самого муниципального образования по
осуществлению своих полномочий или по
созданию условий для такого осуществления,
в том числе в сфере граждан-ского оборота.
При другом подходе стирается грань между
правовыми статусами органа местного
самоуправления и статусом муниципального
учреждения. В гражданских правоотношениях
полномочия органов местного самоуправления
реализуются в рамках института законного
представитель-ства, т.к. последние приобретают
и осуществляют имущественные и иные права
и обязанности от имени муниципального
образования.
Основания и специальные
условия ответственности органов местного
самоуправления перед физическими и юридическими
лицами является правонарушение, состав
которого, включает в себя помимо общих
условий, характерных для других обязательств
по возмещению вреда, два специальных
условия, присущих только ответственности
органов публичной власти. Первое из них
относится к правовому статусу причинителя
вреда, второе – к характеру его деятельности.
Органы местного самоуправления
несут ответственность за вред, причиненный
в результате лишь тех незаконных действий,
которые связаны с осуществлением органом
местного самоуправления властной деятельности.
Данное условие ограничивает ответственность
органа местного самоуправления возмещением
вреда, причиненного при осуществлении
только публично-властной деятельности,
и только служебными действиями для того,
чтобы исключить из состава деликтов причинение
вреда в результате частной, неслужебной
деятельности муниципальных служащих.
Особенности
применения муниципально-правовой ответственности
В практике правового
регулирования ответственности органов
и должностных лиц местного самоуправления
перед населением используется универсальная
мера ответственности – досрочное прекращение
полномочий ответственного субъекта.
Данная мера имеет различные формы: роспуск
представительного органа муниципального
образования, отзыв депутата, выборного
должностного лица местного самоуправления.
Каждая из них образует самостоятельный
правовой институт, представляющий собой
систему норм, регулирующих основания
и порядок применения соответст-вующей
меры. К этим формам могут быть отнесены
и добровольное сложение депутатских
полномочий, уход в отставку по собственному
желанию выборного должностного лица
местного самоуправления в случае возникновения
обстоятельств, могущих повлечь прекращение
полномочий посредством отзыва, поскольку
это также предполагает претерпевание
субъектом неблагоприятных последствий,
в данном случае, организацион-ного характера,
под угрозой применения публично-правового
принуждения. В совокупности они образуют
систему муниципально-правовых санкций.
Отзыв депутата представительного
органа муниципального образова-ния, выборного
должностного лица представляет собой
досрочное прекраще-ние полномочий соответствующего
субъекта на основе специально назначен-ного
голосования. Это крайняя мера, применяемая
к депутату или выборному должностному
лицу местного самоуправления, когда все
иные возможности демократического воздействия
на него исчерпаны. Возможны и более мягкие
меры воздействия: коллективное порицание,
замечание со стороны предста-вительного
органа муниципального образования, предупреждение
со сторо-ны собраний избирателей, заслушавших
отчет выборного лица о проделан-ной работе
и т.д., которые позволяют достаточно оперативно
вносить коррективы в деятельность выборных
лиц местного самоуправления.
Правовой механизм
отзыва предусматривает использование
формы непосредственной демократии –
голосования по отзыву депутата, члена
выборного органа местного самоуправления,
выборного должностного лица местного
самоуправления. В процедуре отзыва выделяется
шесть основных и одна факультативная
стадии15:
- возбуждение вопроса
об отзыве;
- назначение голосования по
отзыву;
- подготовка голосования по
отзыву;
- проведение голосования по
отзыву;
- установление результатов голосования
по отзыву;
- исполнение решения, принятого
в результате голосования по отзыву.
Факультативная стадия
– повторное голосование по отзыву в случае
признания итогов голосования недействительными.
Досрочное прекращение
полномочий представительного органа
муниципального образования, главы муниципального
образования в форме роспуска или отрешения
от должности, как мера юридической ответствен-ности,
носит чрезвычайный характер. Она применяется
(должна приме-няться) только в тех случаях,
когда все иные возможности демократического
воздействия на ответственный орган или
должностное лицо исчерпаны. В механизме
ответственности перед государством эти
меры носят факульта-тивный, т.е. необязательный
характер, поскольку закон не обеспечивает
неизбежности претерпевания этих мер
соответствующими субъектами даже при
наличии оснований. Для устранения такой
факультативности требуется наделение
федеральных органов государственной
власти – Президента РФ, Федерального
Собрания РФ полномочием применения соответствующей
меры в случае бездействия уполномоченных
государственных органов или должностных
лиц субъектов Российской Федерации. Включение
данного полномочия в компетенцию названных
субъектов является вынужденной, но необходимой
мерой, направленной на обеспечение режима
законности, сохранение единого правового
пространства, прекращение и предотвращение
нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Задача
Глава администрации муниципального
образования издал постановление, которым
установил порядок управления и распоряжения
муниципальной собственностью.
Законно ли постановление главы
администрации?
Закон определяет16, что в собственности муниципальных
образований может находиться, во-первых, имущество, которое
необходимо (предназначено)
для решения установленных
Законом вопросов
местного значения. С учётом того, что
муниципальные образования разного вида
имеют свой перечень вопросов местного
значения, указанный Закон устанавливает,
какое имущество может находиться в собственности:
а) городских и сельских поселений,
б) муниципальных районов,
в) городских округов.
Состав муниципального имущества
внутригородских муниципальных образований
городов федерального значения определяется
законами указанных городов – субъектов
Федерации в соответствии с требованиями
Федерального закона и перечнем вопросов
местного значения, установленным для
этих муниципальных образований законами
городов федерального значения исходя
из необходимости сохранения единства
городского хозяйства.
Во-вторых, в собственности
муниципальных образований может
находиться имущество,
предназначенное для осуществления
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправ-ления,
и, в-третьих, имущество, предназначенное
для обеспечения деятельности органов
и должностных лиц местного
самоуправления, муниципальных служащих,
работников муниципальных предприятий
и учреждений в соответствии с нормативными
правовыми актами представительского
органа муниципального образования. И,
в-четвертых, в собственности муниципальных
образований может находиться имущество,
необходимое для решения вопросов, право
решения которых предоставлено органам
местного самоуправления федеральными
законами и которые не отнесены к вопросам
местного значения.
Органы местного самоуправления
от имени муниципального образования
самостоятельно владеют, пользуются и
распоряжаются муниципальным имуществом
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами и принимаемыми в соответствии
с ними нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления17.
Органы местного самоуправления
вправе передавать муниципальное имущество
во временное или в постоянное пользование
физическим и юридическим лицам, органам
государственной власти Российской Федера-ции
(органам государственной власти субъекта
Российской Федерации) и органам местного
самоуправления иных муниципальных образований,
отчуждать, совершать иные сделки в соответствии
с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации
муниципального имущества определяются
нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления в соответствии
с федеральными законами18.
Доходы от использования и приватизации
муниципального имущества поступают в
местные бюджеты.
В муниципальном образовании
должно быть разработано положение о порядке
управления и распоряжения имуществом,
находящимся в собственности этого муниципального
образования, потому дополнительного
постановления главы администрации не
требуется.
Тест
1. Полномочия главы местного
самоуправления могут быть прекращены
досрочно:
а) главой субъекта Российской
Федерации;
б) населением территории в
порядке, предусмотренным Уставом муниципального
образования;
в) на основании решения суда
о несоответствии его действий Конституции
РФ, законам РФ и субъектов;
г) представительным
органом местного самоуправления в случае
нарушения главой Устава муниципального
образования.
2. Деятельность общественных
объединений на территории муниципального
образования может быть прекращена:
а) по решению главы муниципального
образования
б) по решению суда
в) по решению органа юстиции
г) по решению местной администрации
д) по решению
представительного органов местного самоуправления.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. Принята
всенародным голосованием 12.12.1993 года
(с учетом поправок, внесенных Законами
РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009,
№ 4, ст. 445.
- О приватизации государственного и муниципального
имущества: Федеральный закон от 21.12.2001
года № 178-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание
законодательства РФ, 28.01.2002, № 4, ст. 251.
- Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации:
Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ
(ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства
РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
- Баранчиков В.А. Муниципальное
право Российской Федерации. – М.: Экзамен,
2009.
- Кокотов А.Н. и др. Муниципальное право России. – М.: Юристъ, 2010.
- Комментарий к Федеральному
закону «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» (постатейный), (издание второе,
дополненное), (под ред. В.И. Шкатуллы). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2012.
- Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. – М., 2010.
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской
Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
- Модин Н. Ответственность органов местного самоуправления за неправомерные действия // Российская юстиция. – 2009. – № 1.
- Черногор Н.Н. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. – 2009. – № 4.