Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: понятие, виды ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление – система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Файлы: 1 файл

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления-контрольная.docx

— 43.78 Кб (Скачать файл)

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено два основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством: совершение правонарушения и не надлежащее осуществление отдельных государственных полномочий. Проблема формализации первого основания состоит14:

  1. в определении объективной стороны состава правонарушения;
  2. в решении вопроса о характере состава правонарушения (формального или материального);
  3. в определении субъекта ответственности. 

Противоправные действия органов и должностных лиц местного самоуправления влекут применение специальных мер принуждения, которые применяются государством и от имени государства с целью восстановления нарушенного правопорядка, обеспечения прав и свобод граждан и юридических лиц. Такими мерами являются:

- роспуск представительного  органа муниципального образования;

- отрешение от  должности главы муниципального  образования, главы местной администрации;

- временное осуществление  органами государственной власти  отдельных полномочий органов  местного самоуправления;

- отзыв отдельных  государственных полномочий, которыми  органы 

местного самоуправления были наделены.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.

В муниципально-правовой науке ответственность органов и должност-ных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами отождествляется с гражданско-правовой ответственностью. Любые действия органов местного самоуправления являются действиями самого муниципального образования по осуществлению своих полномочий или по созданию условий для такого осуществления, в том числе в сфере граждан-ского оборота. При другом подходе стирается грань между правовыми статусами органа местного самоуправления и статусом муниципального учреждения. В гражданских правоотношениях полномочия органов местного самоуправления реализуются в рамках института законного представитель-ства, т.к. последние приобретают и осуществляют имущественные и иные права и обязанности от имени муниципального образования.

 

 Основания и специальные условия ответственности органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами является правонарушение, состав которого, включает в себя помимо общих условий, характерных для других обязательств по возмещению вреда, два специальных условия, присущих только ответственности органов публичной власти. Первое из них относится к правовому статусу причинителя вреда, второе – к характеру его деятельности.

Органы местного самоуправления несут ответственность за вред, причиненный в результате лишь тех незаконных действий, которые связаны с осуществлением органом местного самоуправления властной деятельности. Данное условие ограничивает ответственность органа местного самоуправления возмещением вреда, причиненного при осуществлении только публично-властной деятельности, и только служебными действиями для того, чтобы исключить из состава деликтов причинение вреда в результате частной, неслужебной деятельности муниципальных служащих. 

  1. Особенности применения муниципально-правовой ответственности

 

В практике правового регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением используется универсальная мера ответственности – досрочное прекращение полномочий ответственного субъекта. Данная мера имеет различные формы: роспуск представительного органа муниципального образования, отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления. Каждая из них образует самостоятельный правовой институт, представляющий собой систему норм, регулирующих основания и порядок применения соответст-вующей меры. К этим формам могут быть отнесены и добровольное сложение депутатских полномочий, уход в отставку по собственному желанию выборного должностного лица местного самоуправления в случае возникновения обстоятельств, могущих повлечь прекращение полномочий посредством отзыва, поскольку это также предполагает претерпевание субъектом неблагоприятных последствий, в данном случае, организацион-ного характера, под угрозой применения публично-правового принуждения. В совокупности они образуют систему муниципально-правовых санкций.

Отзыв депутата представительного органа муниципального образова-ния, выборного должностного лица представляет собой досрочное прекраще-ние полномочий соответствующего субъекта на основе специально назначен-ного голосования. Это крайняя мера, применяемая к депутату или выборному должностному лицу местного самоуправления, когда все иные возможности демократического воздействия на него исчерпаны. Возможны и более мягкие меры воздействия: коллективное порицание, замечание со стороны предста-вительного органа муниципального образования, предупреждение со сторо-ны собраний избирателей, заслушавших отчет выборного лица о проделан-ной работе и т.д., которые позволяют достаточно оперативно вносить коррективы в деятельность выборных лиц местного самоуправления.

Правовой механизм отзыва предусматривает использование формы непосредственной демократии – голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В процедуре отзыва выделяется шесть основных и одна факультативная стадии15:

  1. возбуждение вопроса об отзыве;
  2. назначение голосования по отзыву;
  3. подготовка голосования по отзыву;
  4. проведение голосования по отзыву;
  5. установление результатов голосования по отзыву;
  6. исполнение решения, принятого в результате голосования по отзыву.

Факультативная стадия – повторное голосование по отзыву в случае признания итогов голосования недействительными.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в форме роспуска или отрешения от должности, как мера юридической ответствен-ности, носит чрезвычайный характер. Она применяется (должна приме-няться) только в тех случаях, когда все иные возможности демократического воздействия на ответственный орган или должностное лицо исчерпаны. В механизме ответственности перед государством эти меры носят факульта-тивный, т.е. необязательный характер, поскольку закон не обеспечивает неизбежности претерпевания этих мер соответствующими субъектами даже при наличии оснований. Для устранения такой факультативности требуется наделение федеральных органов государственной власти – Президента РФ, Федерального Собрания РФ полномочием применения соответствующей меры в случае бездействия уполномоченных государственных органов или должностных лиц субъектов Российской Федерации. Включение данного полномочия в компетенцию названных субъектов является вынужденной, но необходимой мерой, направленной на обеспечение режима законности, сохранение единого правового пространства, прекращение и предотвращение нарушения прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задача

Глава администрации муниципального образования издал постановление, которым установил порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Законно ли постановление главы администрации?

 

Закон определяет16, что в собственности муниципальных образований может находиться, во-первых, имущество, которое  необходимо (предназначено) для  решения  установленных Законом  вопросов  местного  значения. С учётом того, что муниципальные образования разного вида имеют свой перечень вопросов местного значения, указанный Закон устанавливает, какое имущество может находиться в собственности:

а) городских и сельских поселений,

б) муниципальных районов,

в) городских округов.

Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами указанных городов – субъектов Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Во-вторых, в  собственности  муниципальных  образований  может  находиться  имущество, предназначенное  для  осуществления  отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправ-ления, и,  в-третьих, имущество, предназначенное  для  обеспечения деятельности  органов  и  должностных  лиц  местного  самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительского органа муниципального образования. И, в-четвертых, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления17.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федера-ции (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами18.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

В муниципальном образовании должно быть разработано положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности этого муниципального образования, потому дополнительного постановления главы администрации не требуется.

 

  1. Тест

1. Полномочия главы местного самоуправления могут быть прекращены досрочно:

а) главой субъекта Российской Федерации;

б) населением территории в порядке, предусмотренным Уставом муниципального образования;

в) на основании решения суда о несоответствии его действий Конституции РФ, законам РФ и субъектов;

г) представительным органом местного самоуправления в случае нарушения главой Устава муниципального образования.

 

2. Деятельность общественных объединений на территории муниципального образования может быть прекращена:

а) по решению главы муниципального образования

б) по решению суда

в) по решению органа юстиции

г) по решению местной администрации

д) по решению представительного органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 года № 178-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 28.01.2002, № 4, ст. 251.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822. 
  4. Баранчиков В.А. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Экзамен, 2009.
  5. Кокотов А.Н. и др. Муниципальное право России. – М.: Юристъ, 2010.
  6. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный), (издание второе, дополненное), (под ред. В.И. Шкатуллы). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2012.
  7. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. – М., 2010.
  8. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  9. Модин Н. Ответственность органов местного самоуправления за неправомерные действия // Российская юстиция. – 2009. – № 1.
  10. Черногор Н.Н. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. – 2009. – № 4.

Информация о работе Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: понятие, виды ответственности