Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Управление государством, как процесс, и государственная политика при всей своей предопределенности объективными условиями развития экономики, научно-технического, информационного прогресса, социальных и политических отношений обладает очевидной самостоятельностью. Этот процесс имеет и собственную логику, закономерности, тенденции, в которых отражаются его природа, взаимосвязь внутренних элементов

Содержание работы

Введение 2
1) Задачи и функции муниципального управления 4
2) Функции государственного и муниципального управления 7
3) Социальные проблемы муниципального управления 10
4) Нормативные модели систем государственного и муниципального управления 13
5) Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления15
Заключение 22
6) Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Экономика гос. и муниц. сектора.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение                                                                                                             2

  1. Задачи и функции муниципального управления                                            4
  2. Функции государственного и муниципального управления                         7
  3. Социальные проблемы муниципального управления                                  10
  4. Нормативные модели систем государственного и муниципального управления                                                                                                        13
  5. Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления15

Заключение                                                                                                       22                                                      

  1. Список использованной литературы                                                              23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление государством, как процесс, и государственная политика при всей своей предопределенности объективными условиями развития экономики, научно-технического, информационного прогресса, социальных и политических отношений обладает очевидной самостоятельностью. Этот процесс имеет и собственную логику, закономерности, тенденции, в которых отражаются его природа, взаимосвязь внутренних элементов. Актуальность этой темы определяется тем, что опора на знание и правильное использование закономерностей государственного управления обеспечивают механизму управляющего воздействия целеустремленный и динамичный характер. Социальный механизм формирования и реализации госуправления может быть представлен через цепь взаимосвязанных общественных явлений: потребностей, интересов, целей, решений, действий и результатов. Научная проработка и современная технологизация госуправления в каждом из звеньев указанной цепи позволяет избежать стихийности и хаотичности в управлении. Выделение государственного управления как особого социального института произошло вместе с возникновением разделения властей.

До этого оно было слито с государственной властью, не обособленно от нее. Существующее в научной литературе отождествление государственной власти и государственного управления является отражением такой практики. В соответствии с трактовкой М. Раца, управление это тип творческой деятельности, важнейшими компонентами которой являются: анализ ситуации, целеполагание и целедостижение. Если не разграничить власть и управление, продолжает автор, происходит три случая:

1. власть подменяет управление, которого просто нет;

2. власть склеивается  с управлением, тогда возникает  революционная власть;

3. управленческие и политические  методы подменяют властные решения.

Нельзя не согласиться с тем, что игнорирование необходимости разграничения данных понятий фактически ведет к подмене управленческих решений властными действиями, представляющими собой чисто технологическую сторону государственного управления. Весьма актуален акцент на необходимости преодоления в подлинно демократическом обществе всемогущества государственной власти и неисчерпаемости ее инновационного потенциала.

Проблема не исчерпывается установлением различия между государственной властью и управлением, а скорее лишь обозначается. Ее суть в том, каковы функции государственной власти в системе управления и насколько они обеспечивают реализацию функций управленческой системы. Власть это та реальная сила, в том числе материальная, которая обеспечивает принятие и претворение в жизнь государственных решений.

Задачи и функции муниципального управления

В состав базовых задач системы муниципального управления входят:

1. Стратегическое планирование, включающее  в себя разработку муниципальных  политик в различных сферах, определяющих  жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов, прогнозирование и сценирование  социально-экономического развития.

В управлении любыми объектами роль стратегического планирования чрезвычайно высока. Трудно переоценить ее роль и в муниципальном управлении. В своей деятельности органы местного самоуправления имеют дело с различными субъектами в экономической, предпринимательской, общественной сферах. Интересы этих субъектов всегда противоречивы и эгоистичны. Например, предприниматель стремится к извлечению максимальной прибыли за счет модернизации своей деятельности, минимизации накладных расходов и сокращения персонала; в свою очередь, органы местного самоуправления заинтересованы в обеспечении занятости и в прибыльности деятельности предприятий; население заинтересовано в гарантиях занятости и не заинтересовано в модернизации производств.

Стратегическое планирование и муниципальные политики необходимы в муниципальном управлении как средства согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития. Они призваны переводить конфликты и проблемы в цели и задачи деятельности органов управления. Муниципальные программы выполняют задачу соорганизации деятельности всех подразделений Администрации и других субъектов муниципального развития. Программный подход ориентирован на работу именно с проблемами, он позволяет управлять процессом работы с ними и с постоянно меняющимся содержанием проблемного поля.

В программном подходе центр тяжести переносится с результата – текста программы как выражения статичного состояния – на процесс программирования. Вся структура управления втягивается в постоянный процесс программирования своей деятельности, приобретая эластичность и способность к изменениям. Программный подход позволяет закрыть разрывы, которые появляются на границах деятельности подразделений и являются источниками организационных конфликтов и рассогласований в работе.

2.Формирование нормативно-правовой  базы местного самоуправления.

Это, прежде всего работа с Уставом муниципального образования и создание условий для усиления регулирующей роли органов муниципального управления. Сбалансированное решение задач местного самоуправления требует установления четких правил деятельности со всеми местными ресурсами, вне зависимости от форм собственности. Развитая муниципальная нормативно-правовая база – важнейшее средство в освоении предметов ведения местного самоуправления. При отсутствии развернутой законодательной базы местного самоуправления, положения Устава муниципального образования выступают как основания для судебной защиты прав местного самоуправления.

3. Формирование базы социально-технических  нормативов.

Одной из ключевых задач, решение которых необходимо для нормальной организации муниципального управления, является определение социальных норм, по которым муниципальное образование предоставляет различные услуги населению за счет своего бюджета. Эта задача очень хорошо понимается управленцами из производственной сферы, поскольку ни один производственный процесс нельзя построить без описания составляющих его процедур и операций, а также определения стоимости каждой из них. Однако в практике муниципального управления мы научились обходиться без нормативно-технической базы. Из-за этого невозможно разработать нормативно-расчетный бюджет, организовать планирование деятельности, нормативное финансирование бюджетных расходов, соотнести качество услуг, которые предоставляются населению, с возможностями бюджета. Замещение муниципальных нормативов государственными или региональными, как правило, ведет к росту расходов, не отражающих специфики конкретного муниципального образования и его возможностей.

4. Анализ внешней и внутренней  ситуации, как условие гибкого  реагирования структуры муниципального  управления на изменения.

Безусловно, аналитическая работа – дорогое удовольствие, и не каждое муниципальное образование может себе позволить содержать аналитические подразделения.

Однако если муниципальное образование не способно обеспечить аналитическое сопровождение своей деятельности, оно вынуждено заимствовать цели и задачи на вышестоящих уровнях управления, у других муниципальных образований. На практике это означает, что деятельность структур муниципального управления будет слабо ориентировано на собственную социально-экономическую ситуацию, а в тех областях, где структура муниципального управления не имеет своих целей, их заместят цели Администрации Субъекта Федерации.

5. Планирование работы как условие  согласования действий подразделений  Администрации по используемым  ресурсам и во времени.

Система планирования, пронизывающая все уровни управления, является гарантом прозрачности деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Этому способствуют унифицированные требования к разработке планов работы. Планы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций и т.д..

6. Контроль за исполнением нормативно-правовых  актов и нормативных предписаний  внутри структуры управления  и в подведомственной муниципальной  сфере.

Существующие недостатки контроля за выполнением задач муниципального управления заключены в их ведомственном характере. Это нарушает важнейший принцип муниципального управления: разделение позиций заказчика, исполнителя и контролера.

Система контроля обязательно должна быть перекрестной. Ни в коем случае нельзя сосредотачивать все контрольные функции в одном специальном контрольном подразделении. На этом основании, следует проинвентаризировать все процессы, которые требуют контроля. Сюда, в частности, необходимо отнести: контроль в рамках системы делопроизводства, контроль за качеством управленческой работы, контроль за хозяйственной деятельностью, контроль за распределением и использованием финансовых ресурсов, нормативный контроль, технический контроль. И каждым из этих видов контроля должно заниматься профильное подразделение Администрации.

Функции государственного и муниципального управления

Достигая целей управления, субъект управления выполняет определенные функции, которые являются основными структурными единицами управленческой деятельности.

Впервые функции управления выделил основатель школы административного управления Анри Файоль: планирование, организовывание, руководство, координация и контроль. Представитель той же школы Д. Гьюлик расширил и уточнил классификацию. Предложив семь функций: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета.

Отечественные исследователи предполагают различные перечни функций управления и разное их толкование: "планирование, организовывание, мотивация, контроль и координация" или "целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет" и т.д.

ФУ неразрывно связаны между собой. Они образуют управленческий цикл. Управленческий цикл – совокупность целенаправленных и непрерывных действий предпринимаемых субъектом управления для достижения поставленных целей. ФУ являются стадиями управленческого цикла.

Рассмотрим краткое содержание каждой из основных ФУ:

- Целеполагание. Одной из главных  функций управления является  установление целей ради достижения, которых создается, функционирует  и развивается организация. Целевая  функция начинается с установления  миссии организации. Миссия обычно  идентифицируется с философией  организации и отвечает на  вопросы: для чего создана организация, какую потребность она удовлетворяет, каковы принципы ее деятельности. На основе миссии вырабатываются  цели. Цель – это конкретизация  миссии в форме доступной для  управления процессом ее реализации. Хорошо сформулированные цели  должны быть: измеримы, достижимы (реальны), ориентированы на определенные  интервалы времени, взаимосвязаны  друг с другом, не противоречивы, адресны и контролируемы.

- Планирование. План – это решение  относительно системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность, сроки и средства выполнения  этих мероприятий. Планирование  включает: установление целей и  задач, разработку стратегии, программ  и планов для достижения целей, определение необходимых ресурсов  и их распределение по целям  и задачам, доведение планов до  тех, кто их должен выполнять.

Стратегическое планирование определяет основные цели и направление действий организаций и обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Процесс стратегическое планирования это цикл, состоящий из этапов: миссия организации, цели организации, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии.

Информация о работе Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления