Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Управление государством, как процесс, и государственная политика при всей своей предопределенности объективными условиями развития экономики, научно-технического, информационного прогресса, социальных и политических отношений обладает очевидной самостоятельностью. Этот процесс имеет и собственную логику, закономерности, тенденции, в которых отражаются его природа, взаимосвязь внутренних элементов

Содержание работы

Введение 2
1) Задачи и функции муниципального управления 4
2) Функции государственного и муниципального управления 7
3) Социальные проблемы муниципального управления 10
4) Нормативные модели систем государственного и муниципального управления 13
5) Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления15
Заключение 22
6) Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Экономика гос. и муниц. сектора.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

Составной частью планирования является прогнозирование – научно обоснованная деятельность по составлению прогнозов. Прогноз – это вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках достижения будущих состояний.

- Организация – функция управления, задачей которой является формирование  структуры организации. Организовать  – это значит разделить на  части и делегировать выполнение  общей управленческой задачи  путем распределения ответственности  и полномочий, а также установление  взаимосвязей между различными  видами работ.

- Мотивация – побуждение к  эффективной деятельности людей, работающих в организации, ради  достижения поставленных целей. Действия по мотивации включают  в себя экономическое и моральное  стимулирование, создание условий  для проявления творческого потенциала  работников и их саморазвития.

В общем виде процесс мотивации включает: установление неудовлетворенных потребностей сотрудников, формулировку целей, направленных на удовлетворение потребностей.

- Контроль – управленческая  функция, задачей которой является  количественная и качественная  оценка и учет результатов  работы организации. В этой функции  выделяются два основных направления: контроль за выполнением работ, намеченных планом и меры по  коррекции всех значительных  отклонений от плана. Главные  инструменты выполнения этой  функции – наблюдение, учет и  анализ.

Координация – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе, всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Интегральной функцией управленческого процесса является функция принятия и реализации управленческого решения. Управленческое решение – основной инструмент воздействия профессиональных работников на управляемый объект. Эти решения, прежде всего, должны быть нужными, т.е. решениями, которые приближают к цели деятельности. Среди нужных решений, должны быть стратегические и тактические решения. Стратегические – направлены на достижение существенных качественных изменений в самой структуре управляемого объекта. Тактические – направлены на поддержания нормального функционирования управляемого объекта. Любое решение выполняет, как минимум, три функции: направляющая (целеполагание, выбор и обоснование стратегических направлений), организующая функция (обеспечивает координацию действий отдельных элементов), мотивирующая функция.

Любое решение, предназначено для того, чтобы решить проблему, преодолеть или смягчить возникшие противоречия, решение должно приниматься своевременно. Оно должно быть обоснованным, т.е. всесторонне сбалансированным по срокам, ресурсам, целям.

Управленческие решения классифицируются: по содержанию решения, времени действия, степени обязательности выполнения, степени формализации проблемы, степени информационного обеспечения.

Социальные проблемы муниципального управления

В настоящее время российские ученые придерживаются точки зрения, согласно которой муниципальное управление является более широким понятием по сравнению с местным самоуправлением, включающим:

-государственное управление на  местном уровне, т.е. федеральные  и региональные органы государственной  власти, осуществляющие на местах  ряд функций государственной  политики в области финансов, налогообложения, землеустройства, занятости  населения и др.;

-местное самоуправление как  форму народовластия;

-муниципальный менеджмент как  систему действий по налаживанию  партнерских отношений между  органами местного самоуправления, населением и частным капиталом  в целях обеспечения поступательного  социально-экономического развития  муниципального образования.

XXI век резко изменил взгляд  на проблемы муниципального управления  и качества его человеческого  потенциала. Побудительными силами  выступили:

-технологический вызов – отставание  от передовых стран, потеря интеллектуального  потенциала, ответ на который  заключается в повышении качества  образования, развитие профессионализма, изменение модели компетенции  для высших должностных лиц, разработка  новых учебных планов, формирование  более инновационной и готовой  к риску организационной культуре  в муниципальной службе;

-демографический вызов – потеря  людских ресурсов, дефицит кадров  в социальной сфере и экономике, ответ, на который лежит в обеспечении  равного доступа на муниципальную  службу, разработке в каждом министерстве  плана по обеспечению представительства  всех социальных групп населения;

-экологический вызов – ухудшение  здоровья нации, рост затрат на  экологию, ответом на который  может быть только экологический  императив – экологическое воспитание  и образование, изучение и применение  новых здоровье сберегающих технологий, достижение баланса между работой и личной жизнью;

-информационный вызов – информационное  неравенство, экономическое отставание  России в информационной сфере, выдвижение знания информационных  технологий в качестве залога  успешной карьеры и лучшего  качества жизни, ответом на который  может быть выдвижение новых  приоритетов в информатизации  управления, привлечение внимания  международных и национальных  научных и учебных центров, ведущих  университетов к проблемам муниципального  управления;

-динамический вызов – отставание  от мировой динамики перемен, кризис экономики, науки, образования, культуры, ответом, на который является  развитие опережающего образования  как обучения жить и действовать  в изменяющемся мире, облегчение  доступа на высшие посты муниципальной  службы специалистов со стороны, формирование небюрократического, инновационного климата в муниципальном  управлении, улучшение межведомственного  сотрудничества, необходимость сохранения  единой системы государственной  и муниципальной службы для  обеспечения тесного сотрудничества  между центральным правительством  и формирующимися администрациями  в регионах;

-мировоззренческий вызов –  нарастание кризисных явлений  в развитии общества, необходимость  нового научного мировоззрения, ответ на который заключается, прежде всего, в фундаментализации  знания, вырабатывающего взгляд  на человека как часть Природы, открытость и привлечение талантливых  людей, созидательное сознание, формирование  у руководителей стратегического  мышления для определения приоритетов  и целей развития территорий  с учетом специфических характеристик  и природных особенностей;

-нравственный вызов – деморализация  общества, утрата духовных ценностей, преступность, коррупция), ответом, на  который может быть приоритет  воспитания (в том числе, нравственного) перед обучением, концентрация внимания  муниципальных служащих на повышение  качества их работы, необходимости  сделать ее более ответственной  для потребителей муниципальных  услуг, управление результатами  труда, новая система оплаты и  оценки работы муниципальных  служащих.

Современные научные подходы к построению комплексной оценки сегодня не возможны без применения когнитивного подхода к исследованию, позволяющего связать в единое целое множество процессов, протекающих в экономической, социальной и политической сферах. Возможным вариантом приложения когнитивного подхода в конкретном исследовании может быть оценка вопросов социально-технологической компетенции муниципальных служащих города.

Нормативные модели систем государственного и муниципального управления

Нормативная модель системы Г и М управления дает возможность представить в основных чертах усовершенствованную систему управления, взаимосвязанную по всем ее подсистемам и элементам.

Современный уровень познания систем управления не позволяет строить их формальные модели. Формирование таких моделей возможно только для определенных подсистем, например таких, как подсистемы сбора и переработки информации. Модель системы Г и М управления в целом в настоящее время может быть построена только на содержательном, описательном уровне.

По форме представления такая нормативная модель состоит из совокупности методических и инструктивных материалов, определяющих структуру и процесс управления территориальным образованием.

Структура нормативной модели соответствует структуре Г и М управления и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в качестве системы относительно элементов ее образующих: административно – организационная, технического и управленческого труда.

Административно-организационная система состоит из четырех групп подсистем: центральных, функциональных, отраслевых и вспомогательных.

- центральная группа подсистем  включает в себя инструктивные  и методические материалы: конституция  и закон о правительстве или  устав территориального образования, схема организационной структуры, схему управления территориального  образования, регламент работы, должностные  инструкции и штатное расписание  работников Г и М управления;

- функциональные, отраслевые и  вспомогательные подсистемы включают  в себя инструктивные и методические  материалы: положение об органе  или структурном подразделении, схема организационной структуры  органа, инструктивные и методические  материалы по выполнении функций  органов, процедуры выполнения сложных  повторяющихся работ, должностные  инструкции и штатное расписание  работников органов или структурных  подразделений. Техническая система  состоит из трех подсистем: обработки  информации, сбора и передачи  информации, копирования и размножения  документации. – состав и содержание  нормативной модели подсистемы  обработки информации определяется  формой использования ЭВМ –  децентрализованной, локально-централизованной, системно-централизованной; – подсистема  сбора и передачи информации  имеет основные элементы: разработка и обоснование схемы размещения технических средств сбора и передачи информации, обоснование выбора технических средств, инструкции по эксплуатации технических средств; подсистема копирования и размножения информации имеет основные элементы: обоснование выбора технических средств, инструкции по эксплуатации этих технических средств. Система управленческая труда включает три подсистемы: форм и методов управленческого труда, организации управленческого труда и организации рабочих мест и условий труда управленческих работников. – основными элементами нормативной модели подсистемы форм и методов управленческого труда подготовке и проведению служебных совещаний, применению научных методов поиска оптимальных управленческих решений, подготовке проектов распорядительных документов; – основными элементами нормативной модели подсистемы организации управленческого труда являются следующие методические материалы по: порядку формирования органа Г и М управления, подбору и расстановки кадров органа Г и М управления, графику работы аппарата, планированию, контролю, учету и оценке труда работников, аттестации работников органа Г и М управления; – основными элементами нормативной модели подсистемы организации рабочих мест и условий управленческого труда являются следующие: схемы рационального размещения органов, типовые проекты рабочих мест, санитарно- гигиенические требования к помещениям, психо-физиологические требования к формированию коллектива органа Г и М управления, социальные требования к условиям работы аппарата, перечень оргтехники и мебели.

Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления

В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общепризнанного понятия государственного управления, что связано с разными подходами к решению этого важного вопроса. Государственное управление трактуется с точки зрения содержания, сущности, форм, которые оно приобретает и в которых функционирует, отграничения от других форм (видов) государственной деятельности (законодательной, судебной).

Представители общесоциологических научных направлений при исследовании проблем управления выходят из его реального содержания как специфического вида общественной деятельности, направленной на систематическое осуществление определенного воздействия людей на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья, на основе познания и использования, присущих системе объективных закономерностей и тенденций для обеспечения ее функционирования и достижения поставленных целей.

Управление является особой социальной функцией, которая возникает из потребностей общества как самодостаточной системы и осуществляется в соответствующих государственных или негосударственных формах путем организаторской деятельности специально созданной для этого группы органов. Управление имеет также политический характер, может рассматриваться с социальной, экономической точек зрения.

Сущность государственного управления в кратком виде состоит в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти. С этой точки зрения исполнение является основным признаком государственного управления, осуществление которого возложено на органы исполнительной власти (в широком понимании – на органы государственного управления).

Для государственного управления характерно то, что исполнительная деятельность является его основным назначением и составляет важную сторону характеристики содержания этого вида управления, которое органично связано с осуществлением непосредственного руководства экономикой, социально-культурным и административно-политическим строительством и, следовательно, вместе с тем является распорядительной деятельностью. Административно-правовая организация управления (государственное управление) заключается в исполнительной и распорядительной деятельности системы субъектов, призванных осуществлять на основе законов и других правовых актов прогнозирование и координацию деятельности разных звеньев этой системы, учет и контроль за распоряжением материальными и финансовыми ресурсами, кадровую работу, применение моральных и материальных стимулов, мер дисциплинарного и административного воздействия.

Информация о работе Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления