Понятие и принципы Муниципальной службы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации , принятая в 1993 году, провозгласила в качестве одной из основ конституционного строя местное самоуправление. "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" (ст.12).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………...6
1.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ……...6
1.2 ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ……………………………….12
1.3 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ…………………………………………………………………………...17
1.4 ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО…..…………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………50

Файлы: 1 файл

Munitsipalnaya_sluzhba_1.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

Как видно, особенностью привлечения муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности выступает то, что муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

Дисциплинарное взыскание применяется к служащему на основании соответствующего приказа (распоряжения) должностного лица, наделенного правом привлекать к дисциплинарной ответственности. На практике таким правом обычно наделяются руководители органов местного самоуправления. Указанные должностные лица могут делегировать это полномочие другим лицам, например руководителю подразделения по работе с кадрами, однако увольнение как меру дисциплинарного взыскания может применять только то лицо, которое наделено правом приема на работу и увольнения с работы45.

 

Заключение

 

Государственная власть "…не может быть стабильной, если не подпитывается постоянно жизненными соками мощной корневой системы местного самоуправления". Более того, "корневая система" сама питается и развивается в среде социальной и экономической активности населения, но сегодня эта "питательная среда" атрофируется в силу ее слабой, и в большинстве случаев формальной востребованности46.

Актуальность взаимодействия муниципального управления с населением определяется сущностью и назначением местного самоуправления. Под последним понимается признаваемая и гарантированная Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций1. Из этого следует, что тесное взаимодействие местной власти с населением управляемой территории не просто желательно, но является законодательным императивом. Однако, как показывают исследования, этого взаимодействия недостаточно.

Муниципальная служба может быть представлена в нескольких аспектах: в социальном аспекте - это профессиональное осуществление общественно полезной деятельности служащими; в политическом - как деятельность по реализации муниципальной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве. От стабильности и эффективности деятельности муниципальных органов власти зависит устойчивость общественных отношений.

Резюмируя вышеизложенное, приходим к следующим выводам.

1. В настоящее время назрела необходимость принятия базового федерального закона, регулирующего все виды публичной службы. В данном законе могли бы найти отражение такие вопросы, как: разграничение предметов ведения в регулировании государственной и муниципальной службы; принципы построения и функционирования публичной службы; основы права на равный доступ к публичной службе; соотношение между классными чинами, квалификационными разрядами, воинскими и специальными званиями, дипломатическими рангами; правила исчисления стажа государственной и муниципальной службы; общие принципы оплаты труда государственных и муниципальных служащих и иное.

Все это, как представляется, будет способствовать увеличению систематичности в регулировании государственно-служебных и муниципально-служебных отношений и построению единой модели публичной службы Российской Федерации.

2. Качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты правовые принципы, имеющие и регулятивную функцию. В работе подробно проанализированы принципы муниципальной службы, закрепленные действующим Законом о муниципальной службе. Подводя итоги, отметим, что принципы муниципальной службы в целом схожи с принципами государственной гражданской службы, что подчеркивает взаимосвязь этих видов публичной службы.

3. Важным представляется принцип равного доступа граждан к публичной службе. В Конституции РФ закреплено право граждан на доступ только к государственной службе (ч.4 ст.32). Во многом это связано с тем, что в 1993 г., когда была принята Конституция РФ, понятие "государственная служба" трактовалось шире, чем теперь, во многом совпадая со сферой публичной службы. Но и тогда данный пункт не закреплял право на доступ к службе в органах местного самоуправления, которое, согласно ст.12 Конституции, не входит в систему органов государственной власти.

4. Реализация принципа доступности информации о деятельности муниципальных служащих неразрывно связана с решением более общей задачи - усиления открытости деятельности органов местного самоуправления. Вместе с тем, как представляется, действующий Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" не в полной мере соответствует данному принципу. Напротив, отдельные запреты, установленные для муниципальных служащих, всячески ограничивают информационный обмен между органами местного самоуправления и гражданами.

5. Правовой статус муниципального служащего представляет собой центральный элемент специфики правового регулирования труда муниципального служащего. Именно нормы о правовом статусе устанавливают отличие муниципальной службы от обычной трудовой деятельности, а муниципального служащего соответственно от обычного работника.

Между тем анализ Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" показывает, что как элементы этого статуса законодатель рассматривает лишь права, обязанности, ограничения и запреты (нормы, посвященные именно этим правовым явлениям содержатся в главе 3 Закона "Правовое положение (статус) муниципального служащего"). Собственно элементами правового статуса муниципального служащего в узком смысле, с нашей точки зрения, являются права, обязанности и запреты. Поощрения и ответственности, будучи производными, вторичными элементами, так же, как и гарантии, относятся к послестатусным элементам.

6. Отдельно следует сказать об ограничениях, закрепленных в ст.13 Закона о муниципальной службе. Указанные ограничения, по сути, являются обстоятельствами, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу или должен быть уволен с муниципальной службы. С нашей точки зрения, сам термин "ограничения" в данном случае использован неверно. Ограничения ограничивают права личности, в то время как нормы, содержащиеся в ст.13 Закона о муниципальной службе, не ограничивают права муниципального служащего, а определяют условия поступления нахождения на муниципальной службе.

7. Сегодня, как никогда раньше, повышается актуальность "мягкого", косвенного (опосредованного) управления, в процессе которого муниципальные служащие становятся участниками горизонтальных связей, субъектно-субъектных общественных отношений. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования управленческой деятельности в органах местного самоуправления является целенаправленная работа по формированию и развитию профессиональной среды муниципальной службы.

8. Современная муниципальная служба недостаточно реализует одну из важнейших своих функций - связь с населением управляемых территорий в решении вопросов местного значения. Это приводит к отрыву субъекта управления от его объекта, что противоречит сущности и назначению местного самоуправления. Наблюдается смещение целей управления на средства, когда приверженность правилам, поначалу понимаемое как средство, трансформируется в самоцель, вследствие чего "инструментальная ценность становится целевой ценностью", возможность саботажа официальных целей организации, когда "корпоративный дух" заставляет защищать свои интересы вместо оказания помощи клиентуре; сопротивление изменениям, когда любые попытки внести изменения в сложившуюся рутину воспринимаются определенной частью профессионального сообщества как посягательство на их свободу, инициативу и мастерство.

9. Местная власть для населения большей частью представляется формально-бюрократической структурой, куда без особой надобности обращаться не стоит. Это косвенно признают и сами муниципальные служащие, говоря о недоверии населения к местным властям и возможностях его влияния на принятие решений. Сегодня у муниципальных образований имеется не просто множество проблем, их целое проблемное поле. Однако их решение местная власть в первую очередь связывает с внешними факторами, а не с использованием внутренних ресурсов, в том числе и людских.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

Нормативные правовые акты

  1. Европейская хартия местного самоуправления // Собрание законодательства РФ.07.09.1998. № 36. Ст.4466. (Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 N 55-ФЗ).
  2. Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ в 1994г.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст.445.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
  5. Кодек Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.05.2010) Российская газета.21.05.2010.
  6. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009)"Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, N 49, ст.5497; Российская газета - 11.11.2009.
  7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.09.2010)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.06.10.2003. № 40. Ст.3822. Российская газета - 30.09.2010.

Акты судебных органов

  1. Постановление Конституционного Суда РФ N 19-П от 15.12.2003 // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 1.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 г.
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" // Правовая база КонсультантПлюс.

Литература, монографии, брошюры

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. Москва, 2008.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. Часть общая.М., 2009.
  3. Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов-на-Дону, 2010.
  4. Братановский С.Н., Линник В.В. Правовая организация управления библиотечным делом в России / Под ред. С.Н. Братановского. Саратов, 2007.
  5. Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград, 2004.
  6. Володин А.М., Немчинов А.А. Муниципальная служба: Справочное пособие. М.: Дело и сервис, 2008.
  7. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: Учебник для юридических вузов. М.: Дашков и К, 2003.
  8. Глушко Е.К. Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации // "Центр публично-правовых исследований", 2007.
  9. Еремян В.В. Очерки муниципальной историографии. Древняя Русь (от общины-рода к общине-государству): Монография. М.: Академия права и управления, 200.
  10. Казаков С.А. Организационно-правовые аспекты муниципальной службы в субъектах Российской Федерации/Автореферат на дис. к. ю. н. Саратов. 2007.
  11. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2010.
  12. Комментарий к Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" / Под ред. С.Е. Чаннова.М., 2007.
  13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред.В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М, 2002.
  14. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления. - М.: Омега-Л, 2008. - 128 с.
  15. Муниципальное право России: учебник / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2009.
  16. Наумов Ю.С., Беликов П.П., Зюзин С.Ю., Подсумкова А.А., Мокеев М.М. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / под редакцией Бабичева А.Г., Наумова С.Ю. Система ГАРАНТ, 2010.
  17. Пешин Н.Л. Принципы построения модели взаимоотношений государства и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 7.
  18. Пешин Н.Л. Особенности государственного контроля за местным самоуправлением // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 4.
  19. Пешин Н.Л. Межбюджетные отношения на уровне местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право, 2009.
  20. Пешин Н.Л. Правовое регулирование местного самоуправления: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8.
  21. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: "Проспект", 2010.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12.1993г.) (с учетом поправок от 30. 12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26. 01.2009, N 4, ст. 445. Далее - Конституция РФ.

2Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное//Государство и право. 2008. № 1.

3 Муниципальное право: учебное пособие/Под. Ред. С.Е. Чаннова. - 4-е изд. - М.: 2008.С. 15.

4 Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: "Проспект", 2010. С: 144

5 Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации"" от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ.

6 Глушко Е.К. Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации // "Центр публично-правовых исследований", 2007.С. 4.

7 Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ. Далее - Закон о муниципальной службе.

8 Пешин Н.Л. Правовое регулирование местного самоуправления: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8.

9 Основы современного социального управления: теория и методология: учебное пособие / Под ред.В.Н. Иванова. "Экономика", 2001.С. 25 - 26.

10 Фабричный С.Ю. Муниципальная служба в Российской Федерации: проблемы теории и практики: автореферат дис. д-ра юрид. наук. 12. 00. 02.М., 2005.С. 60 - 68.

11 Советский энциклопедический словарь.М., 1987.С. 1441.

12См. Проблемы совершенствования муниципальной службы в России: монография/Коллектив авторов: С.Н. Братановский, А.Е. Епифанов, В.А. Санеев.М., 2007.С. 41.

13 Проблемы совершенствования муниципальной службы в России. Монография/ Коллектив авторов: С.Н. Братановский, А.Е. Епифанов, В.А. Санеев. 2007.С. 42.

14 Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград, 2004.С. 37.

15 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации.М., 2000.С. 120 - 121.

16 См.: Фабричный С.Ю. Муниципальная служба в Российской Федерации: проблемы теории и практики: автореферат дис. на соиск. уч. ст. д-ра юрид. наук.М., 2005.С. 68.

17 См.: Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2005.

18 См.: Мильшин Ю.Н., Чаннов С.Е. Муниципальное право Российской Федерации. М.,2007.

19 Бабичев И.В. Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы//Муниципальная власть. № 1.2007.С. 5.

20 Нечипоренко В.С. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы. М.: Логос, 2001.С. 24.

21 См.: Алексеев С.С. Общая теория права.Т. 1.М., 1981.С. 262.

22 Володин А.М., Немчинов А.А. Муниципальная служба: Справочное пособие. М.: Дело и сервис, 2002.

Информация о работе Понятие и принципы Муниципальной службы в РФ