Понятие и структура компетенции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая вопрос о компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то, в конце концов, власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

Содержание работы

1. Предметы ведения и полномочия: понятие, виды (собственные, делегированные и др.)…………………………………………………………..3
2. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, охраны прав и свобод граждан, взаимодействие с органами местного самоуправления……6
3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: порядок наделения; осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий…………………9
Список литературы…………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 30.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Понятие и  структура компетенции местного самоуправления»

Контрольная работа по муниципальному праву

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

1. Предметы ведения и полномочия: понятие, виды (собственные, делегированные и др.)…………………………………………………………..3

2. Полномочия органов  местного самоуправления в области  обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, охраны  прав и свобод граждан, взаимодействие  с органами местного самоуправления……6

3. Наделение органов  местного самоуправления отдельными  государственными полномочиями: порядок  наделения; осуществление органами  местного самоуправления отдельных  государственных полномочий; государственный  контроль за осуществлением органами  местного самоуправления отдельных  государственных полномочий…………………9

Список литературы…………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предметы ведения и полномочия: понятие, виды (собственные, делегированные и др.). 

 Рассматривая вопрос о компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то, в конце концов, власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления. 

 Компетенция органа  местного самоуправления является  сложной правовой категорией, структура  которой складывается из предметов  ведения, прав и обязанностей.

 Первым составным элементом  компетенции являются предметы  ведения.

 Предметы ведения  местного самоуправления -  необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования. Закрепляемые нормами муниципального права, они, прежде всего, определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция. 

Рассмотрев место и  роль местного самоуправления в политической системе  общества, правовую основу, на которой строится этот уровень власти, необходимо, прежде всего, определиться с главным содержанием его деятельности, тем кругом дел, которыми ведают муниципальные органы, вторым элементом компетенции – их правами и обязанностями. Это важно не только из соображений четкого разделения компетенции между уровнями власти и установления пределов прав и обязанностей каждого уровня. Дело в том, что сущностным основанием для формирования муниципального уровня  власти является утверждение о существовании круга задач, которые должны решаться структурами публичной власти, причем наиболее эффективно они решаются именно на местном уровне.

В современных российских условиях компетенция местного самоуправления формируется следующим образом:

- Базовая компетенция прямо устанавливается федеральными законами;

- Субъектам Российской Федерации предоставляется право расширять перечень вопросов местного значения, которые муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению;

- Муниципальные образования вправе также принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований  и органов государственной власти;   

- Органы местного самоуправления могут наделяться соответствующими законам отдельными полномочиями. 

Исходя из цели существования  местного самоуправления, можно сформулировать задачи этого социального института:

1. Преодоление апатии  населения к участию в решении  проблем местного уровня.

2. Обеспечение гарантий  участия в местном самоуправлении  для желающих.

3. Осуществление взаимодействия  с другими сообществами.

Конституция Российской Федерации  подробно оговаривает компетенцию  государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что «...Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения».

Таким образом, можно предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где  заканчивается компетенция органов  государственной власти.

Четко выраженный  в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение,  не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быть отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется, это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления.

 Пунктом 2 статьи 132 Конституции  Российской Федерации предусматривается  возможность наделения органов  местного самоуправления отдельными  государственными полномочиями  с передачей необходимых для  их осуществления материальных  и финансовых средств. Реализация  переданных полномочий подконтрольна  государству.

 

 

 

 

 

 

 

2. Полномочия органов  местного самоуправления в области  обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, охраны  прав и свобод граждан, взаимодействие  с органами местного самоуправления.

 

Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. По вопросам осуществления  органами местного самоуправления  отдельных государственных полномочий  федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации в случаях, установленных  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации,  в пределах своей компетенции  вправе издавать обязательные  для исполнения нормативные правовые  акты и осуществлять контроль  за их исполнением.

2. Признанное в судебном  порядке несоответствие федеральных  законов, законов субъектов Российской  Федерации, иных нормативных правовых  актов Российской Федерации, предусматривающих  наделение органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

3. Органы местного самоуправления  несут ответственность за осуществление  отдельных государственных полномочий  в пределах выделенных муниципальным  образованиям на эти цели материальных  ресурсов и финансовых средств.

4. Федеральные законы, закрепляющие  право органов местного самоуправления  участвовать в осуществлении  государственных полномочий, не  переданных им в соответствии  со статьей 19 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающие:

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в пункт 1 части 4 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) порядок согласования  участия органов местного самоуправления  в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого  участия;

2) возможность и пределы  правового регулирования органами  государственной власти указанных  полномочий.

 

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ статья 20 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1

4.1. Органы местного самоуправления  участвуют в осуществлении государственных  полномочий, не переданных им  в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ статья 20 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. Органы местного самоуправления  вправе осуществлять расходы  за счет средств бюджета муниципального  образования (за исключением финансовых  средств, передаваемых местному  бюджету на осуществление целевых  расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии  со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств  бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление  целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий  граждан вне зависимости от наличия  в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии  возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств  из других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наделение  органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями: порядок наделения; осуществление  органами местного самоуправления  отдельных государственных полномочий; государственный контроль за  осуществлением органами местного  самоуправления отдельных государственных  полномочий. 

 

Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

1. Полномочия органов  местного самоуправления, установленные  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации,  по вопросам, не отнесенным настоящим  Федеральным законом к вопросам  местного значения, являются отдельными  государственными полномочиями, передаваемыми  для осуществления органам местного  самоуправления.

2. Наделение органов местного  самоуправления отдельными государственными  полномочиями Российской Федерации  осуществляется федеральными законами  и законами субъектов Российской  Федерации, отдельными государственными  полномочиями субъектов Российской  Федерации - законами субъектов  Российской Федерации. Наделение  органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями  иными нормативными правовыми  актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  законами субъектов Российской Федерации  допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные  полномочия, передаваемые для осуществления  органам местного самоуправления, осуществляются органами местного  самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления  могут наделяться отдельными  государственными полномочиями  на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют  определенный срок действия, на  срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления, осуществляется только  за счет предоставляемых местным  бюджетам субвенций из соответствующих  бюджетов.

Информация о работе Понятие и структура компетенции местного самоуправления