Органы местного самоуправления
имеют право дополнительно использовать
собственные материальные ресурсы
и финансовые средства для осуществления
переданных им отдельных государственных
полномочий в случаях и порядке,
предусмотренных уставом муниципального
образования.
6. Федеральный закон, закон
субъекта Российской Федерации,
предусматривающие наделение органов
местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями, должны
содержать:
1) вид или наименование
муниципального образования, органы
местного самоуправления которого
наделяются соответствующими полномочиями;
2) перечень прав и обязанностей
органов местного самоуправления,
а также прав и обязанностей
органов государственной власти
при осуществлении соответствующих
полномочий;
3) способ (методику) расчета
нормативов для определения общего
объема субвенций, предоставляемых
местным бюджетам из федерального
бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации для осуществления
соответствующих полномочий, включая
федеральные или региональные
государственные минимальные социальные
стандарты;
4) перечень подлежащих
передаче в пользование и (или)
управление либо в муниципальную
собственность материальных средств,
необходимых для осуществления
отдельных государственных полномочий,
передаваемых органам местного самоуправления,
или порядок определения данного перечня;
5) порядок отчетности
органов местного самоуправления
об осуществлении переданных
им отдельных государственных
полномочий;
6) порядок осуществления
органами государственной власти
контроля за осуществлением отдельных
государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления,
и наименования органов, осуществляющих
указанный контроль;
7) условия и порядок
прекращения осуществления органами
местного самоуправления переданных
им отдельных государственных
полномочий.
Федеральным законом от 18 октября 2007
г. N 230-ФЗ статья 19 настоящего Федерального
закона дополнена частью 6.1
6.1. Закон субъекта Российской
Федерации, предусматривающий наделение
органов местного самоуправления
государственными полномочиями
Российской Федерации, переданными
для осуществления органам государственной
власти субъекта Российской Федерации,
также должен содержать положения,
определяющие:
1) права и обязанности
высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации (руководителя
высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации), связанные
с осуществлением органами местного
самоуправления переданных государственных
полномочий Российской Федерации,
аналогичные правам и обязанностям
федеральных органов исполнительной
власти, предусмотренным федеральным
законом, в соответствии с которым
осуществление указанных полномочий
передается органам государственной
власти субъектов Российской
Федерации, и связанным с осуществлением
переданных полномочий, в случае,
если закрепление таких прав
и обязанностей не противоречит
федеральным законам;
2) права и обязанности
органов местного самоуправления,
связанные с осуществлением переданных
им государственных полномочий
Российской Федерации, аналогичные
правам и обязанностям высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации (руководителя
высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации),
предусмотренным федеральным законом,
в соответствии с которым осуществление
указанных полномочий передается органам
государственной власти субъектов Российской
Федерации, и связанным с осуществлением
переданных полномочий, в случае, если
закрепление таких прав и обязанностей
не противоречит федеральным законам.
7. Положения федеральных
законов, законов субъектов Российской
Федерации, предусматривающие наделение
органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями,
вводятся в действие ежегодно
соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год, законом субъекта Российской
Федерации о бюджете субъекта Российской
Федерации на очередной финансовый год
при условии, если федеральным законом
о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год или законом субъекта Российской
Федерации о бюджете субъекта Российской
Федерации на соответствующий финансовый
год предусмотрено предоставление субвенций
на осуществление указанных полномочий.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г.
N 258-ФЗ статья 19 настоящего Федерального
закона дополнена частью 8, вступающей в силу с 1 января 2007 г.
8. Федеральные законы, законы
субъектов Российской Федерации,
предусматривающие передачу отдельных
государственных полномочий органам
местного самоуправления, могут
содержать положения, предусматривающие
обязанность органов местного
самоуправления использовать по
определенному назначению передаваемые
в муниципальную собственность
материальные объекты, необходимые
для осуществления соответствующих
полномочий.
Наделение полномочиями может
осуществляться двумя способами:
1. Передача - способ регулирования
полномочий органа местного самоуправления,
при котором какое-либо полномочие
государственного органа исключается
из его компетенции и включается
в компетенцию органа местного
самоуправления.
2. Делегирование - предоставление
государственным органом принадлежащего
ему права решения какого-либо
вопроса органам местного самоуправления
на один раз, на определенный
срок или бессрочно.
Рассматривая вопросы наделения
органов местного самоуправления государственными
полномочиями надо иметь ввиду ряд положений:
1. В соответствии с
Конституцией Российской Федерации
наделение полномочиями производиться
только законом. Но так как
определение правового статуса
местного самоуправления находиться
в совместном ведении Российской
федерации и ее субъектов, передача
полномочий осуществляется законом
или актами субъектов Российской
Федерации, обладающими соответствующей
юридической силой.
2. Объем передаваемых
или делегируемых полномочий
не может быть слишком велик.
Не случайно в Конституции
Российской Федерации говорится
об отдельных государственных
полномочиях, хотя критерии оценки
этого найти крайне сложно.
3. Наделение полномочиями
должно сопровождаться передачей
необходимых для их осуществления
материальных и финансовых средств.
Это чрезвычайно важное для российской
практики условие, гарантирующее само
выполнение полномочий и продолжение
осуществления местным самоуправлением
присущих ему главных функций.
4. Государство оставляет
за собой право контроля за
реализацией этих полномочий. Такой
контроль по общему правилу
означает возможность соответствующих
органов: давать указания органам
местного самоуправления по поводу
реализации переданных полномочий,
оценивать решения, принимаемые
органами местного самоуправления,
не только с точки зрения законности,
но и по мотивам их целесообразности, отменять
или приостанавливать при необходимости
отдельные решения.
5. Государственное влияние
не сводиться только к контролю.
Оно функционирует в соответствии
с требованиями законности, в
режиме общего правопорядка.
Статья 21. Государственный контроль
за осуществлением органами местного
самоуправления отдельных государственных
полномочий.
1. Органы государственной
власти осуществляют контроль
за осуществлением органами местного
самоуправления отдельных государственных
полномочий, а также за использованием
предоставленных на эти цели
материальных ресурсов и финансовых
средств.
2. Органы местного самоуправления
и должностные лица местного
самоуправления обязаны в соответствии
с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона
предоставлять уполномоченным государственным
органам документы, связанные с осуществлением
отдельных государственных полномочий.
3. В случае выявления
нарушений требований законов
по вопросам осуществления органами
местного самоуправления или
должностными лицами местного
самоуправления отдельных государственных
полномочий уполномоченные государственные
органы вправе давать письменные
предписания по устранению таких
нарушений, обязательные для исполнения
органами местного самоуправления
и должностными лицами местного
самоуправления. Указанные предписания
могут быть обжалованы в судебном
порядке.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от28.08.95 г.
3. «Основы местного самоуправления
в Российской Федерации» А.Н.Широков ред.-изд.
центр «Муниципальная власть» М. 2000 г.
4. «Муниципальное право Российской
Федерации» О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев «Юристъ»
М. 2000 г.