Понятие и виды ответственности в системе МСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:00, реферат

Описание работы

В настоящее время местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, одним из принципов, лежащих в основе формирования органов власти. Привычное понимание власти, которая пронизывает все уровни сверху донизу, изменилось. В соответствии с современной концепцией, закрепленной в Конституции Российской Федерации, публичная власть делится на две разновидности- государственную и муниципальную власть.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие ответственности в системе органов местного самоуправления............................................................................................4
Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления............................................................................................9
«Утрата доверия населения» как основание ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. (Ответственность перед населением)…...…………………………..9
Ответственность перед физическими и юридическими лицами…11
Ответственность перед государством……………………………...13
Библиографический список……………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

реферат муниц право РФ.docx

— 35.01 Кб (Скачать файл)

 
 

     2.2 Ответственность перед физическими и юридическими лицами.

     Основанием  для муниципально-правовой ответственности  являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам.

     Существуют  два порядка рассмотрения и защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц -административный и судебный. 
Граждане согласно ст. 33 Конституции РФ вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

     Органы  и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать  обращения граждан, рассматривать  их в установленном порядке, давать на них мотивированные ответы, принимать  меры в случаях нарушения прав гражданина по их защите и восстановлению, а также привлекать виновных к  дисциплинарной и административной ответственности. Аналогично в административном порядке могут обращаться за защитой  своих интересов юридические  лица.

     Решения и действия (или бездействие) органов  местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

     В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинение им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для органов и должностных лиц местного самоуправления может быть признание судом недействительными решений указанных органов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями.     

     В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные  гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления подлежат возмещению муниципальным образованием8.

     Убытки  или вред подлежат возмещению при  наличии вины и доказанности причинной связи между убытками или причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием) либо актами причинителя вреда.

     Сами  должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинены убытки или вред, гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим не несут. Возмещение убытков или вреда производится из казны муниципального образования. Орган местного самоуправления, возместивший убытки или вред, причиненный его работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в пределах его среднего месячного заработка, а в случаях, предусмотренных ст. 243 Трудового кодекса РФ, в полном размере причиненного ущерба.

     Ответственность органов местного самоуправления может  наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые  включают органы местного самоуправления, осуществляют права собственника в отношении муниципального имущества.

     Таким образом, убытки и вред, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов МСУ или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счёт казны муниципального образования. Следует отметить также, что в отличие от юридических лиц, граждане могут требовать за причинение убытков или вреда в сфере властно-административных отношений и компенсацию морального вреда. 

     2.3 Ответственность  перед государством.

     Основанием  ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления перед государством является нарушение ими Конституции РФ, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, например подкуп избирателей или злоупотребление свободой массовой информации. Порядок привлечения в этом случае к ответственности представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования установлен в ст. 72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»9. Ответственность проявляется в досрочном прекращении полномочий данных органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления может быть распущен законом субъекта Федерации, либо федеральным законом, а глава муниципального образования — отрешен от должности указом (постановлением) высшего должного лица субъекта Федерации; исключением глав муниципальных образований.

     Соответствующие решения принимаются, если:

       а) правосудие признает противоречащим  Конституции РФ, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта  Федерации, уставу муниципального  образования нормативный правовой  акт, принятый (изданный представительным  органом местного самоуправления, главой муниципального образования; 

     б) в срок, установленный судом, нормативный  акт (или отдельные положения  его) не был отменен (при этом в  течение десяти дней со дня вступления решет суда в силу должна быть опубликована информация о решении суда);

     в) данный нормативный акт или отдельные  его положе' повлекли признанные судом  нарушения (умаление) прав и ев человека и гражданина или наступление  иного вреда;

     г) представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования были письменно предупреждены о возможности принятия установленных федеральным законом мер соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации и высшего должностного лица, субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации);

     д) представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда. Решение о роспуске представительного органа местного самоуправления, об отрешении главы муниципального образования от должности должно быть принято соответствующими органами государственной власти субъекта Федерации не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда. Если в течение трех месяцев представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования не отменили соответствующий нормативный правовой акт или отдельные его положения, то Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект закона о роспуске представительного органа местного самоуправления, отрешить от должности главу муниципального образования.


     Таким образом, должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности в зависимости от совершенного противоправного деяния, а в определенных случаях также к дисциплинарной ответственности. Основанием государственно-правовой ответственности представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования либо главы местной администрации может стать нарушение ими Конституции РФ, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также  несвоевременное исполнение ими решения суда. 
 
 

     Библиографический список.

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008) // CЗ РФ. – 2009г. – № 4.
    2. Гражданский кодекс Российской федерации от 18.12.2006 №230-ФЗ, принятый ГД ФС РФ 24.11.2006 // Справочная система «КонсультантПлюс»
    3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации №131-ФЗ: Федеральный закон от 6 октября 2003г. (в ред. от 6.12.2011 г.) // СЗ РФ. – 2003, №40, ст.3822.
    4. Авакьян С.А. Муниципальное право России: учебник / С.А. Авакьян – М.: Проспект, 2011. – 544с.
    5. Котов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для бакалавров / А.Н. Котов – М.: «Юрайт-Издат», 2012. – 508с.
    6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М.: Юристъ, 2010. – с.335.
    7. Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2011. – с. 377.
    8. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности // Право и жизнь. – 2000. - №30. – с.17.
    9. Черногор Н.Н. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. – 2000. - №4. – с.23-25.

Информация о работе Понятие и виды ответственности в системе МСУ