Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 15:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение понятий региона и муниципального образования.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие региона;
- рассмотреть понятие муниципального образования;
- раскрыть особенности оценки регионов и муниципальных образований;
- рассмотреть общее представление региона Тамбовской области
- провести анализ Тамбовского района Тамбовской области как муниципального образования.
Введение………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы определения понятий «региона» и «муниципального образования»………………………………………………5
1.1 Понятие региона………………………………………………………..5
1.2 Понятие муниципального образования……………………………...14
1.3 Особенности оценки регионов и муниципальных образований…...21
2 Практический анализ региона и муниципального образования…………25
2.1 Общее представление региона Тамбовской области……………….25
2.2 Анализ Тамбовского района Тамбовской области как муниципального образования………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………...42
Приложения…………………………………………………………………...43
6. Регион — средство
отбора и изучения
1.2 Понятие муниципального образования
Муниципальное образование — территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. [11, с. 566].
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
Сельское поселение — один из типов муниципальных образований в России, представляет собой, как правило, несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
По данным Росстата на 1 января 2012 года в России всего 18 883 муниципальных образований со статусом сельское поселение (на 1 января 2011 года — 18 996, на 1 января 2010 года — 19 591).
Данный тип муниципальных образований был предусмотрен в законе 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и введен в ходе муниципальной реформы. Зачастую сельское поселение соответствует сельсовету советских времен или волости досоветского и постсоветского периодов, например, Сельское поселение «Тямшанская волость» Псковского района Псковской области. Сейчас в некоторых областях слово «сельсовет» сохраняется как синоним сельскому поселению или используется в названиях, например, сельское поселение Новинский сельсовет в Богородском районе Нижегородской области, что является явным анахронизмом.
В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).
Сельское поселение имеет административный центр — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган данного сельского поселения.
Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Исключение составляют территории с низкой плотностью населения, а также отдаленные и труднодоступные местности.
Численность населения сельского поселения может варьироваться от нескольких десятков человек до 15—20 тысяч жителей.
Городское поселение — один из типов муниципального образования в России; город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
Территории городского поселения могут включать один город или один поселок, и в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (в том числе на территориях городов и сел, которые не являются муниципалитетами).
По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2010 года, в РФ насчитывалось 1739 городских поселений, на 1 января 2011 года — 1733 городских поселения, на 1 января 2012 года — 1711 городских поселений.
- муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- городской округ —
городское поселение, которое не
входит в состав
- внутригородская территория
города федерального значения
— часть территории города
федерального значения, в границах
которой местное
В связи с муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. Согласно законодательству о местном самоуправлении территория Российской Федерации разделена на территории муниципальных районов и городских округов, а также территория муниципальных образований - на городские и сельские поселения, а в малонаселенных районах может быть сформирована межселенные пункты. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципалитеты были отменены в 2006 году. Города федерального значения разделяются на городские территории (внутригородские муниципальные образования).
Муниципальные территории в
большинстве регионов России Федерации
совпадают с административно-
В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
Данные о количестве муниципальных образований в Российской Федерации постоянно меняются, так как во многих регионах происходят преобразования состава муниципальных образований (приложение 1).
Органы управления муниципальным образованием являются основным звеном системы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся:
1) Представительные органы местного самоуправления;
2) Главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления;
3) Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Его численный состав и срок полномочий депутатов определяется уставом муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении. Депутаты представительных органов местного самоуправления не обладают депутатской неприкосновенностью и осуществляют свою депутатскую деятельность без отзыва от основного места работы.
К полномочиям представительных органов относится:
1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, в т.ч. Устава муниципального образования;
2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования;
3. установление порядка
управления и распоряжения
4. контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в представительном органе субъекта Российской Федерации.
Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Главы муниципальных образований избираются гражданами на срок от двух до четырех лет. Полномочия глав муниципальных образований определяются уставами муниципальных образований. К их компетенции, как правило, относится назначение и смещение должностных лиц администрации муниципального образования, организация работы по исполнению местного бюджета, планов и программ социально-экономического развития, оперативное управление муниципальной собственностью, выполнение представительных функций и др.
Органы местного самоуправления, не входят в систему органов государственной власти, наделены правом осуществлять властные действия нормоустановительного и распорядительного характера в решении вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления включают:
1) «собственные» полномочия, т.е. полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления федеральной Конституцией, законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации;
2) Отдельные государственные
полномочия, которые в соответствии
с законом могут передаваться
органами государственной
Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства и в области охраны общественного порядка.
Основные полномочия органов местной власти муниципального образования:
1. Выступать в качестве
юридического лица и в связи
с этим заключать договоры
и контракты, приобретать и отчуждать
имущество, выступать в качестве
истца и отвечать в суде, совершать
другие юридически значимые
2. Распоряжаться муниципальным
имуществом, т.е. устанавливать арендную
плату за пользование
3. Управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
4. Устанавливать местные налоги и сборы;
5. Распоряжаться муниципальными финансами;
6. Принимать общеобязательные нормативные правовые акты (постановления, распоряжения).
Таким образом, представительные органы местного самоуправления принимают наиболее значимые для муниципальных образований решения.
Полномочия и сроки полномочий местной власти системы управления определяются в каждом муниципальном образовании самостоятельно.
Кроме собственных полномочий по решению вопросов местного значения органы местной власти иногда наделяются отдельными государственными полномочиями, определяемыми федеральным законодательством или законами субъектов Федерации. К ним относятся охрана окружающей среды, здравоохранение, социальное обеспечение, культуры и др.
1.3 Особенности
оценки регионов и
Важную роль в развитии муниципального
образования, конкретно в развитии муниципального
сектора экономики, образуемого отраслями
инфраструктуры и социальной сферы, играют
технологии равноправного сотрудничества
всех участников регионального развития
в решении социально-бытовых проблем населения
регионов. Возникает необходимость исследования
отношений региона как административно-
Современной России
присущи федеративные
Информация о работе Понятие региона и муниципального образования