Понятие региона и муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение понятий региона и муниципального образования.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие региона;
- рассмотреть понятие муниципального образования;
- раскрыть особенности оценки регионов и муниципальных образований;
- рассмотреть общее представление региона Тамбовской области
- провести анализ Тамбовского района Тамбовской области как муниципального образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы определения понятий «региона» и «муниципального образования»………………………………………………5
1.1 Понятие региона………………………………………………………..5
1.2 Понятие муниципального образования……………………………...14
1.3 Особенности оценки регионов и муниципальных образований…...21
2 Практический анализ региона и муниципального образования…………25
2.1 Общее представление региона Тамбовской области……………….25
2.2 Анализ Тамбовского района Тамбовской области как муниципального образования………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………...42
Приложения…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯПонятие региона и муниципального образования..docx

— 546.95 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, процесс  развития муниципального образования не может осуществляться вне рамок общего процесса развития государства и его субъектов – регионов.

 Административно-территориальным  образованиям имманентно присуще  свойство устойчивости, долговременности  состава и границ. Данное свойство  определяется необходимостью нормального  функционирования систем управления, начиная от регионального уровня  и заканчивая каждым районом, городом и поселком, т.е. каждым муниципальным образованием.

 Технология оценки  развития региона предполагает  исследование многоцелевой и  многокритериальной системы, перед  которой ставятся задачи повышения  материального благосостояния и  улучшения условий жизни населения, усиления охраны природы и  рационального использования ресурсов, поддержания и совершенствования  техники и технологии производства, выполнения определенных обязательств  перед муниципальным образованием и федеральным центром, роста экономического и научного потенциала. Эти целевые установки могут быть выражены различными показателями, часть из которых может быть принята в качестве критериев оптимальности. При разработке технологии оценки устойчивого развития следует, прежде всего, определить эти показатели. [4, с. 9-11].

 Построение системы  показателей обеспечивает выделение  наиболее значимых из них, характеризующих  функционирование и устойчивость  развития региона и муниципального  образования. Система показателей, диагностирующая внутреннюю и  внешнюю среду региона и муниципального образования, является одним из основных элементов механизма управления их устойчивым развитием. Достоверно проведенный анализ по выделенным показателям позволяет оценить потенциал региона, его реальное состояние, определить эффективность управления для достижения устойчивого развития.

 При построении данной  системы необходимо выполнение  следующих требований:

- соответствие показателей целям развития региона, муниципального образования;

- охват показателями всех процессов регионального и муниципального развития;

- определение показателей на перспективу;

- выражение показателей в абсолютных, относительных и удельных величинах;

- доступность показателей для расчета и анализа.

 Еще одним обязательным  и существенным условием построения системы показателей устойчивого развития является использование целевого подхода, когда соответственно целям региона и муниципального образования строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти критерии, соответствующим образом оценив ситуацию. Очевидно, что цель устойчивого развития – достижение необходимого результата. Обобщающим показателем при этом может служить степень достижения целевых уровней по частным показателям, отражающим различные аспекты жизнедеятельности населения.

 Целесообразно формулировать  долгосрочные и краткосрочные  цели и соответствующие им  критерии развития региона и  муниципального образования. Среди долгосрочных целей выделяют становление и развитие постиндустриального общества, повышение уровня образования, здравоохранения и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение планируемого уровня валового регионального продукта (ВРП) на ближайшую перспективу. Долгосрочные и краткосрочные цели различаются как по своему содержанию, так и по методам их достижения. Достижение краткосрочных целей определяет функционирование, а долгосрочных целей – развитие объекта. В связи с этим выделяются методы и показатели устойчивого функционирования и устойчивого развития региона.

В таблице 1 представлена матрица, определяющая отношения и цели взаимосвязанных подсистем (социальной, экологической и экономической) и позволяющая выделить параметры изменения качественного состояния региональной и муниципальной систем.

По вертикали в матрице показана последовательность перехода региона и его подсистем из кризисного состояния к устойчивому, по горизонтали – вклад каждой подсистемы в достижение нового качества.

Приложение 3 содержит систему показателей оценки устойчивого регионального развития в соответствии с выделенными в матрице целями. Особенностью данной системы показателей является их ориентация на совокупность целей устойчивого развития, сформированную методом редукции целевого показателя. Показатели рассматриваются в динамике, что позволяет проводить диагностику взаимозависимого состояния регионов и муниципальных образований.

 

 

 

 

Таблица 1

Матрица устойчивого развития региона (муниципального образования)

Региональная система

Социальная подсистема

Экономическая подсистема

Экологическая подсистема

Кризис

Невозможность удовлетворения первичных потребностей населения региона

Суженное воспроизводство производственных, финансовых, трудовых ресурсов

Обеспечение экологического равновесия

Неустойчивое развитие

Сохранение высокой доли населения за чертой бедности

Дотационность и ресурсозависимость экономики региона

Ограничение режимов природопользования

Приближенно устойчивое развитие

Способность удовлетворить социальные потребности

Улучшение экономических параметров за счет использования невозобновимых сырьевых ресурсов

Жесткое регулирование экологических факторов при принятии решений

Стабильное развитие 

Выравнивание уровня жизни населения

Повышение эффективности региональной экономики

Восстановление потенциала природно-ресурсных комплексов

Устойчивое развитие

Достижение социальной стабильности

Эффективное развитие отдельных элементов экономической  подсистемы

Разрушение экологических и природных систем в регионе


 

К числу основных тенденций, определяющих особенности механизмов управления социально-экономическим развитием регионов и муниципальных образований, характерных для современного этапа России,  следует отнести:

- усиление вертикали власти, заключающееся в выстраивании  отношений субординации между  административно-территориальными  единицами и, соответственно, между  стратегическими программами и  планами разных уровней;

- недостаточно рациональное  решение задачи разграничения  полномочий (а также выполнения  совместных задач) между государственными  органами власти субъектов РФ  и органами местного самоуправления  по вопросам скоординированного  социально-экономического развития  подведомственных территорий;

- наличие значительных  диспропорций (ассиметрий) в социально-экономическом развитии отдельных субъектов РФ, муниципальных образований и территориальных отраслевых комплексов;

- кризис исполнительной  власти, вызвавший необходимость  административной реформы и перехода  от управления по мероприятиям  к управлению по обоснованным  результатам деятельности;

- увеличение объема сервисных  функций в деятельности органов  исполнительной власти, реализуемых, в числе прочего, в рамках концепции  «Электронного правительства».

В современных условиях эффективной деятельности региональных и муниципальных органов власти, призванных решать новые масштабные задачи (в том числе трансформацию экономии в направлении инновационного развития), препятствует несовершенство этих структур, особенно в сфере внутриорганизационного управления, в части наличия недостатков регламентации деятельности, отсутствия механизмов проблемно-ориентированного управления. Это сопровождается множеством недостатков в области механизмов управления развитием административно-территориальных образований различного уровня. Отсутствует, как правило, понимание системности этой задачи и необходимости ее решения на основе координации деятельности центра этих образованию, субтерриторий, входящих в его административно-правовую юрисдикцию, представителей предпринимательской среды и иных социальных институтов территории, а также в корректном использовании методов прогнозирования и программно-целевого управления, основанных на максимальном учете специфики и потенциальных возможностей подведомственных территорий.

Необходимость решения данных задач обуславливает потребность в разработке новых форм, методов и управленческих технологий, базирующихся, прежде всего, на установлении отношений конструктивного партнерства всех заинтересованных субъектов региональной или местной социально-экономической политики.

Анализ механизмов управления в системе исполнительной власти, как необходимый элемент разработки документов по стратегическому развитию подведомственной этой власти социально-экономической системы, должен начинаться с определения того – в какой степени система управления регионом соответствует своему назначению, то есть, насколько она вообще  эффективна и, наконец, насколько она способствует удовлетворению нужд и интересов населения территории, а также созданию условий для развития экономики.

При этом проблемы в организации аппаратного управления относятся к тем существенным недостаткам, которые порождают (являются источниками) многие другие проблемы в различных сферах жизнедеятельности региона. Соответственно, можно утверждать, что без их предварительного решения любые программы, планы, проекты и законодательные инициативы власти обречены на невыполнение (в целом или по ключевым моментам). К сожалению, на практике вопросы совершенствования управления воспринимаются как вторичные по отношению к экономике и социально-экономическому развитию или решаются вне связи с этой сферой.

Систему управления развитием регионов Российской Федерации составляют:

- Целевая база развития региона (включающая его миссию, как наиболее общее описание стратегической идеи развития административно-территориального образования, генеральную, главные цели и целевые функции исполнительного органа власти).

- Стратегическая (факторная) база данных по основным факторам жизнедеятельности и социально-экономического развития территории, на основе которой формируются долго- и среднесрочные прогнозы развития территории.

- Концепция и программа социально-экономического развития.

- Механизм управления развитием региона, включающий полномочные структуры органов исполнительной и законодательной власти; штаты специалистов, функциями которых являются задачи обеспечения развития региона; коллегиальные органы; регламенты и технологии деятельности и взаимодействия перечисленных субъектов; виды и формы обеспечения выполнения задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Практический  анализ региона и муниципального  образования

2.1 Общее представление  региона Тамбовской области

Дата образования области – 20 октября 1932 г., основан в 1636 г. Расстояние от Москвы до Тамбова 480 км. Область входит в Центральный Федеральный округ Российской Федерации. 

Тамбовский район граничит на севере с Сосновским и Бондарским районами, на Востоке с Рассказовским районом, на юге со Знаменским районом, на западе с Петровским и Никифоровским районами.

Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 1 075 748 чел. (2013). Плотность населения — 31,22 чел./км2 (2013). Городское население — 59,07 % (2013).

Рис. 1 Изменение численности населения

Протяженность железнодорожного пути в границах района составляет 65 км. На территории района находятся железнодорожные станции Тамбов, Челнавская, Селезни, Пушкари, Рада, К- Гать, грузовая станция Цна. Станция Тамбов — 1 категории.

Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 634 км, из них федерального значения 120 км (Москва — Астрахань, Воронеж – Тамбов, Орел — Тамбов, Тамбов — Пенза), областного значения 220 км (Тамбов – Шацк).

Главное богатство области - исключительно плодородные черноземные почвы - самые плодородные в России.

Земельный фонд области включает более 3,4 млн.га, в его структуре преобладают сельскохозяйственные угодья (78,9%), из которых на долю черноземов приходится порядка 87%.

Богата область и природными ресурсами. В области разведано более 500 месторождений, участков и перспективных площадей различных видов полезных ископаемых. Это - титаноциркониевые пески, фосфориты, минеральные краски, формовочные пески, торф, сапропели, строительные материалы (пески, суглинки лекгкоплавкие), подземные и минеральные воды. Имеются перспективные площади для разведки стекольных песков для производства тарного цветного технического и бутылочного стекла; бентонитовых глин, используемых в сельском хозяйстве, в металлургическом и литейном производстве, нефтехимической промышленности, медицине и в качестве основного сырья для приготовления буровых растворов; глауконитового сырья, используемого для рекультивации земель, калийного мелиоранта, в стройиндустрии, экологиии, животноводстве, прудовом рыбном хозяйстве.

Государственным балансом по Тамбовской области учтено 248 месторождений. Освоение крупных месторождений полезных ископаемых, имеющих федеральное и региональное значение, является большим ресурсным потенциалом для повышения конкурентоспособности промышленного комплекса области.

Значительные перспективы имеются при освоении месторождения титаноциркониевых руд «Центральное» в Рассказовском районе, занимающего по запасам циркония и содержанию рутила 3 и 5 место в мире, соответственно. Работы по геологическому доизучению Восточного участка месторождения в 2007 году завершили ОАО «ГМК «Норильский никель» и ООО «Титан», подсчитаны запасы, часть которых отнесена к балансовым (ильменит, рутил, циркон, глаукониты) и забалансовым (охранные зоны, фосфориты). Реализация проекта освоения этого месторождения может дать мощный импульс развитию экономики всего региона, позволит обеспечить страну собственной сырьевой базой титана. С 2008 года ООО «ГПК «Титан» продолжает работы по освоению месторождения, необходимые для опытно-промышленной эксплуатации, прорабатывается вопрос строительства разведочно-эксплуатационного предприятия (РЭП).

Информация о работе Понятие региона и муниципального образования