Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:23, реферат
Актуальность данной работы выражена в том, что на сегодняшний день уже имеется определенный практический опыт применения норм Конституции и оценивать основы взаимоотношений Президента и парламента можно не только путем теоретических исследований норм Конституции, но и с учетом сложившейся политической ситуации. Кроме этого, в последнее время складывается тенденция увеличения значения президентской власти по отношению к правительству. Фактически правительство не обладает той долей власти, которая заложена в конституционных основах страны, что также непосредственным образом влияет на характер парламентско-президентских отношений.
Введение
1. Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации
2. Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти
Вопросы взаимодействия и баланса полномочий Президента и Парламента
4.Заключение
5.Список источников
Новосибирский государственный аграрный университет
Институт заочного образования и повышения квалификации
Кафедра государственное и муниципальное управление
Реферат по Введению в специальность
на тему: Правительство РФ и Государственная дума: поиск компромисса
Проверил: Сучков А.И.
Новосибирск 2014
Содержание
Введение
1. Федеральное
Собрание – Парламент
2. Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти
4.Заключение
5.Список источников
Введение
В соответствии с п.1 ст.1 Конституции Российской Федерации последняя есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Республика – это форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту и президенту.
Республики подразделяются на парламентские и президентские, в зависимости от роли, которую эти высшие органы играют в государстве.
Считается, что Россия относится к республиканским формам правления, носящим смешанный характер, то есть сочетает в себе черты парламентской и президентской республики. Данный факт можно установить, лишь тщательно рассмотрев роли и функции этих двух высших государственных органов и характер их взаимоотношений, что и является основной целью данной работы.
Актуальность данной работы выражена в том, что на сегодняшний день уже имеется определенный практический опыт применения норм Конституции и оценивать основы взаимоотношений Президента и парламента можно не только путем теоретических исследований норм Конституции, но и с учетом сложившейся политической ситуации.
Кроме этого, в последнее время складывается тенденция увеличения значения президентской власти по отношению к правительству. Фактически правительство не обладает той долей власти, которая заложена в конституционных основах страны, что также непосредственным образом влияет на характер парламентско-президентских отношений.
В работе использованы труды различных авторов, в том числе…, а также исследованы нормы Основного Закона России – Конституции Российской Федерации.
Парламент – это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.1
В соответствии со ст.94 Конституции Российской Федерации2 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, является законодательным и исполнительным органом Российской Федерации.
Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII-XIII веках. Парламенты еще именовались легислатурами (от латинского lex – закон). Под легислатурами подразумевались политические институты, власть которых проистекает из того, что их члены являются представителями общества.3
Однако история современного парламента как общенационального представительного органа, отличного от сословных представительных органов времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.4
Современный парламент
– это общегосударственный
Таким образом, на сегодняшний день законодательная власть, осуществляемая представительными органами, в системе разделения властей занимает чрезвычайно важное место. Как считает Н.В.Онишко6, без преувеличения можно сказать, что вопросы организации и функционирования органов законодательной власти находятся в центре политической практики и конституционно-правовых доктрин. Тенденция к демократизации общественной жизни и государственного устройства весьма отчетливо проявляется в развитии институтов представительной демократии, парламентаризма.
Как институт государственной власти парламент породил две производных: парламентаризм и парламентское право, тщательно изучаемые доктриной права. Под парламентским правом понимают совокупность правовых норм, регламентирующих статус, порядок формирования, внутреннюю организацию и деятельность парламента. Парламентаризмом обычно называют такую систему организации органов государственной власти, в которой парламент играет заметное (или ведущее) место.7
Парламентаризм не может существовать без парламента, и в то же время парламент основан на нескольких принципах парламентаризма, основными из которых являются разделение властей, представительность и законность.
Эти принципы нашли свое отражение и в Конституции РФ. Так, в ст.94 Конституции указано, что Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
Этой же статьей Конституции
(94) Федеральное Собрание характеризуется
как законодательный орган
Принцип проявления разделения
властей проявляется в
Согласно ст.95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации. Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов РФ, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания – Государственная Дума – призвана представлять интересы населения России в целом.8
Палаты Федерального
Собрания самостоятельно разрешают
вопросы, относящиеся к их компетенции.
В соответствии с п.1 ст.100 Конституции
Совет Федерации и
Более того, Конституция предусматривает совершено различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода, как своеобразно выразились Е.И.Козлова и О.Е.Кутафин9, тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.
Следует отметить, что в России имеется откровенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще, и к парламенту в частности, что во многом является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции Российской Федерации. В обществе имеются силы, которые считают, что от парламента как от государственного института следует отказаться вообще либо превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли структуру.
Однако в связи с этим нельзя забывать о том, что полная дискредитация парламента может существенно подорвать складывающиеся устои российской демократии. Во многих демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. Одновременно с этим парламент выступает как своего рода уравновешивающая сила и в отношениях конкурирующих политических сил, как представитель интересов тех из них, которые обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.
В связи с изложенным, деятельность российского парламента сегодня зачастую осуществляется сложным, во многом противоречивым путем.
Так, как уже было указано выше, парламент Российской Федерации состоит из двух палат – Совета Федерации и Федерального Собрания, каждая из которых наделена рядом полномочий по осуществлению государственной власти.
В соответствии со ст.102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение изменения
границ между субъектами
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа
Президента Российской
- решение вопроса о
возможности использования
- назначение выборов
Президента Российской
- отрешение Президента
Российской Федерации от
- назначение на должность
судей Конституционного Суда
Российской Федерации,
- назначение на должность
и освобождение от должности
Генерального прокурора
- назначение на должность
и освобождение от должности
заместителя Председателя
Кроме этого, Совет Федерации
принимает постановления по вопросам,
отнесенным к его ведению Конституцией
Российской Федерации. Постановления
Совета Федерации принимаются
Таким образом, в ст.102 Конституции РФ определены вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации. Вместе с тем, их перечень не является исчерпывающим. Например, Совет Федерации утверждает указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или угрозы агрессии. В компетенции Совета Федерации также находится назначение по представлению Президента Российской Федерации на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
А в компетенции Государственной Думы находится решение следующих вопросов (ст.103 Конституции РФ):
- дача согласия Президенту
Российской Федерации на
- решение вопроса о
доверии Правительству
- назначение на должность
и освобождение от должности
Председателя Центрального
- назначение на должность
и освобождение от должности
Председателя Счетной палаты
и половины состава ее
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Также Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Как показывает анализ статьи,
в ней определены вопросы исключительной
компетенции Государственной
Информация о работе Правительство РФ и Государственная дума: поиск компромисса