Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 14:39, курсовая работа
Цель работы - изучение конституционного права граждан на образование и проблем его осуществления в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить сущность и значение конституционных прав граждан на образование;
- изучить систему законодательства об образовании;
- провести анализ проблем реализации права на образование;
- проанализировать обеспечение конституционных прав граждан на общее образование;
Введение………………………………………………………..…………..……3
Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РФ
§1.1 Право на образование как конституционное право гражданина РФ….5
§1.2 Система законодательства об образовании……………..….……….......10
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РФ
§2.1 Гарантии реализации права на образование ………..…………………15
§2.2 Проблемы реализации права на образование в РФ……..…..…………19
Заключение ……………………………………………………..……………...25
Список литературы……………………………………………
В связи с продолжающейся в России реформой системы образования, а также с учетом постепенной интеграции нашей страны в единое европейское образовательное пространство, особую актуальность приобретают проблемы реализации конституционных гарантий права граждан на получение образования.
В широком смысле под термином «гарантии» понимается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод российских граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от различных нарушений.
Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан.
Что касается права человека и гражданина на образование, то оно обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Установление федеральным законодательством минимальных гарантий прав человека и гражданина в области образования следует рассматривать в качестве необходимых условий для обеспечения права на образование.
Можно выделить две самостоятельные группы гарантий реализации права на образование: гарантии реализации права на образование и гарантии качества образования. К первой группе относятся гарантии, направленные на создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами – гарантии-условия реализации права. Это, прежде всего, наличие конституционно и законодательно закрепленных норм, регулирующих правоотношения в образовательной сфере и создание нормативно-правовой базы реализации этих норм. Ко второй группе относятся гарантии, выступающие в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод личности – это гарантии-средства охраны права.
Что касается норм федерального
законодательства, закрепляющих гарантии
реализации права на образование, то необходимо
отметить следующее. Конституция РФ, в
статье 43, наряду с провозглашением права
каждого человека на образование, закрепляет
также гарантии этого права. Конституционные
нормы получили развитие в нормах Закона
РФ «Об образовании». Для граждан Российской
Федерации особое значение имеет
ст. 5 Закона, в которой определяются государственные
гарантии их прав в области образования.
Важнейшей из них является обеспечение
государством права граждан на образование
«путем создания системы образования
и соответствующих социально-экономических
условий для получения образования». При
этом гарантируется равенство прав всех
граждан Российской Федерации на получение
образования, то есть «возможность получения
образования независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
организациям (объединениям), возраста,
состояния здоровья, социального, имущественного
и должностного положения, наличия судимости».
Реализация конституционных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.
Обретая законодательное выражение, права человека получают дополнительную «энергию», а государство, законодательно закрепляя их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы» . В области реализации социальных прав, к каковым относится право на образование, государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу.
Что касается законодательства субъектов РФ, то оно, наряду с подтверждением норм, содержащихся в федеральном законодательстве, может устанавливать дополнительные гарантии права на образование в конкретном субъекте, например с учётом местных национальных, социально-экономических, географических, демографических и других конкретно-исторических особенностей региона.
Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения зафиксировано также в Федеральном законе «О национально-культурной автономии». При этом установлено, что органы государственной власти РФ и субъектов РФ обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков.
В соответствии с Законом изучение русского языка во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, регламентируется государственными образовательными стандартами. При этом устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
На основании сказанного, можно сделать вывод, что федеральное законодательство в сфере прав граждан на свободный выбор языка обучения в целом соответствует взятым Российской Федерацией международным обязательствам и создает надлежащую правовую основу для реализации конституционного права на образование.
Говоря о законодательном регулировании образования, нельзя не отметить, что большое значение для реализации права граждан на образование, особенно общего образования, имеет правовое регулирование образования на уровне субъектов Российской Федерации. К сожалению, формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется достаточно медленно, бессистемно, зачастую решая только оперативные вопросы. Представляется, что и на уровне субъектов Российской Федерации целесообразно создать детальные, кодифицированные законодательные акты. Комитет готов оказывать консультативную помощь в создании образовательных кодексов субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что в соответствии с Конституцией РФ наряду с Федерацией правом законодательного регулирования отношений в сфере образования наделены и субъекты Российской Федерации, их подходы могут оказывать значительное влияние на возможности реализации права на образование, в связи с чем проблемы с реализацией права на образование в субъектах РФ могут возникать даже при наличии государственных гарантий в федеральном законодательстве.
Таким образом,
подводя краткий итог
§2.2 Проблемы реализации права на образование в Российской Федерации
Современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий.
В этой ситуации
главным условием
Всё это
обуславливает первостепенную
Однако, к сожалению,
что до настоящего времени
все еще имеются
Одной из
важнейших проблем российского
образования, создающей препятствия
полноценной реализации
Так, Н. В. Васильева считает, что государство
не вкладывает в образование средств,
необходимых для обеспечения его должного
качества12. В результате уже сейчас остро
проявляются проблемы дефицита педагогических
кадров, особенно в сельской местности,
не всегда высокой квалификации преподавателей.
В сложившейся ситуации преподаватели
имеют совершенно неадекватный уровень
гарантированной оплаты труда, что противоречит
ратифицированным нашей страной международным
актам. По всей видимости, при сохранении
прежних параметров, отток преподавательских
кадров продолжится, а процесс их обновления
замедлится еще больше. Следствием этого
будет дальнейшее снижение качества получаемого
образования.
Хотя российские
педагогические вузы ежегодно
готовят достаточное
В связи
с этим в ближайшее время
необходимо не только
Не смотря
на предпринимаемые
Одним из важнейших принципов государственной политики в сфере образования, гарантирующим реализацию права на образование является принцип общедоступности и бесплатности образования в России.
Необходимо
отметить, что указанный принцип
нарушается, к сожалению, уже на
уровне дошкольного
В данном решении суд указал, что органы
местного самоуправления обязаны принимать
меры для организации сети детских дошкольных
образовательных учреждений, а в случае
недостаточности - расширять их. При этом
реализация прав одних граждан на получение
дошкольного образования должна осуществляться
не за счет ущемления прав других, а посредством
увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.