Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 14:11, реферат

Описание работы

Понятие “муниципальной службы” сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.
В годы существования СССР о муниципальной службе не говорили. Но на уровне местного управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были “государственные служащие местных органов государственной власти”.

Содержание работы

Введение
1. Муниципальная служба
1.1. Понятие и задачи муниципальной службы
1.2 Функции и правовые источники муниципального служащего
2. Правовой статус муниципального служащего
2.1 Права и обязанности муниципального служащего
2.2 Ограничения и запреты для муниципального служащего
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая правовой статус мун.сл..doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛАЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу «Муниципальное право России»

на тему: «Правовой статус муниципального служащего»

 

 

 

 

 

          Специальность «Юриспруденция»

 

          Выполнила

          Трефилова  Наталья Николаевна

           Рег.№ 0900767/12

 

          Преподаватель

           Иванова  Алена Анатольевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глазов, 2010

Содержание:

 

   Введение

1. Муниципальная служба

    1.1. Понятие и задачи муниципальной службы

    1.2 Функции и правовые  источники муниципального служащего

2. Правовой статус муниципального  служащего

     2.1 Права и обязанности  муниципального служащего

    2.2 Ограничения и запреты для муниципального служащего

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Федеральный Закон РФ от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в статье 10 дает определение понятия и признаки муниципального служащего. Это гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Закон выделяет муниципального служащего из всех остальных сотрудников, работающих в органах местного самоуправления путем исключения лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и избирательных комиссий.

Правовой статус муниципального служащего содержит права, обязанности, ограничения и запреты, закрепленные в Главе 3 закона «О муниципальной службе в РФ» от02.03.2007 г. и представляющее собой то самое понятие, которое в науке называют компетенцией. При этом все элементы правового статуса взаимосвязаны и важны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Муниципальная служба

1.1. Понятие и задачи муниципальной  службы

 

 Понятие “муниципальной службы”  сравнительно новое для нашего  законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.

 В годы существования СССР  о муниципальной службе не  говорили. Но на уровне местного  управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были “государственные служащие местных органов государственной власти”.

После принятия в 90-х годах новых законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встает вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы. Принимаемые органами местного самоуправления нормативно-правовые акты фиксируют и правовой статус муниципальных служащих.

 До перехода к организации  местной власти на началах  самоуправления и становления  местного самоуправления в качестве  самостоятельной формы осуществления  власти народа понятие “муниципальная  служба” в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти местных Советов и исполнительных комитетов – являлись государственными служащими. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” от 13 июля 1995 года разграничил государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2). Государственный служащий – это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3)

Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.

 Основными задачами муниципальной  службы являются:  

обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного  значения;  

подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах  полномочий  органов местного самоуправления;

защита прав и законных интересов муниципального образования.

 

Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте – рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует, все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Функции и правовые источники  муниципальной службы

 

 Исполнительная и распорядительная деятельность муниципальной службы направлена на все сферы муниципального образования. К основным функциям муниципальной службы относятся:

- разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета;

- разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации;

- разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью.

- руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.

- осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

 Следовательно, под функциями  муниципальной службы следует  понимать основные направления  практической реализации правовых  норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Каждый подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит прежде всего в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.

 Правовыми источниками муниципальной  службы являются внешние формы  выражения муниципального нормотворчества, то есть исходящие от органов  местного самоуправления официально-документальные формы выражения и установления правовых норм.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума 8 января 1998 года приняла Федеральный Закон “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”,  (Федеральный Закон от    13  апреля 1999  года  О внесении изменений и дополнений в федеральный закон  "Об основах муниципальной службы в РФ"),  который устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в Российской Федерации и основы правового положения муниципальных служащих Российской Федерации.

Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон о муниципальной службе.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими служебные отношения муниципальной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании, являются уставы городского самоуправления, содержащие нормы о муниципальной службе, основах  муниципальной службы.

В систему правовых актов о муниципальной службе входят уставы и положения о дисциплине в конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц, должностные инструкции и т.д.

 

 

 

 

 

 

2.  Правовой статус муниципального  служащего

2.1 Права и обязанности муниципального  служащего

 

Муниципальный служащий, как и другие граждане, обладает такой конституционно-правовой категорией, как права. Они необходимы для надлежащего осуществления функций, заложенных в распределение управленческого труда. Права дают возможность служащему требовать создание надлежащих условий для осуществления должностных обязанностей, обеспечивают тесную связь с другими подразделениями, защищают от произвола руководителей, гарантируют своевременной представление информации и документов от других подразделений и сотрудников, позволяют повышать квалификацию, гарантируют социальное обеспечение и защищенность и т.д. Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта РФ.

Федеральным законодательством не устанавливается отдельный перечень прав и обязанностей муниципальных служащих.

Тем не менее, общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации, в том числе Трудового кодекса РФ.

На практике складывается ситуация, когда субъекты РФ принимают основные законы о муниципальной службе индивидуально для каждого субъекта, и в результате получается, что права и обязанности служащих устанавливаются органами государственной власти субъектов федерации, а не самими муниципальными образованиями – что явственно противоречит ст.10 ФЗ.

Поэтому логичнее было бы определить и закрепить основу правового статуса муниципального служащего – его права и обязанности на уровне федерального законодательства, что позволит избежать не только противоречивость нормативных правовых установлений, но и различных проблем в практической деятельности муниципальных служащих.

В свою очередь, местные органы власти субъектов федерации вправе дополнить основной список прав муниципального служащего в региональных, местных и внутриорганизационных нормативно-правовых актах в зависимости от социальных, экономических и политических условий в каждом конкретном регионе и муниципальном образовании. При этом необходимо учитывать и национальные, региональные, местные традиции и особенности, развитость институтов государства, гражданского общества, демократии и многое другое.

Так, в соответствии со ст.11 ФЗ «О муниципальной службе в РФ»

 Муниципальный служащий имеет  право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими  его права и обязанности по  замещаемой должности муниципальной  службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты  в соответствии с трудовым  законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

4) отдых, обеспечиваемый установлением  нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих  праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей, а также на внесение  предложений о совершенствовании  деятельности органа местного  самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего