Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе достижений современной юридической науки, с учетом положений действующего законодательства и практики его осуществления, исследовать правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации, выработать рекомендации по его совершенствованию и упрочению его гарантий. Исходя, из цели сформулируем задачи:
-анализ понятия муниципальная служба и муниципальный служащий
- проанализировать понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего;
- рассмотреть перечень профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего
- анализ гарантий правового статуса муниципального служащего;
Введение 2
Глава 1Теоретические основы муниципальной службы 5
1.1.Понятие муниципальной службы 5
1.2 Функции ,задачи и источники муниципальной службы 8
Глава 2 Правовой статус муниципальных служащих 11
2.1 Права и обязанности муниципального служащего 11
2.2. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой 16
Заключение 21
Список использованных источников 23
Негосударственное частное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики»
Кафедра Теории государства и права
и конституционного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Муниципальное право
Тема: Правовой статус муниципального служащего
Направление 030500 Юриспруденция
Выполнил студент гр. Ю-41 ________________ К.А.Лыжина
Ф.и.о. (подпись)
Руководитель, ___________________А.А.Шматков
Ф.и.о. (подпись)
Южно – Сахалинск,
2012
Оглавление
Данная тема является довольно обширной
и по многим вопросам спорной. Вообще,
правовая база муниципальной службы становится
на собственный правовой путь. Понятие
“муниципальной службы” сравнительно
новое для нашего законодательства. Понятие,
виды, содержание муниципальной службы
напрямую связанны с пониманием и законодательным
установлением местного самоуправления
и системы его органов. Раньше данный вопрос
относился к государственной службе, которая
давала общие понятия и регламентировала
как государственную службу, так и муниципальную
службу. Теперь, правовая база муниципальной
службы становится на собственный правовой
путь. Это связано с тем, что идет общее
развитие всех институтов муниципального
права. С изменением политических, экономических,
правовых условий в России возрождается
местное самоуправление. И сейчас, в органах
местного самоуправления занимают должности
муниципальные служащие, которые структурно
представляют особую группу служащих.
-анализ понятия муниципальная служба и муниципальный служащий
- проанализировать понятие,
- рассмотреть перечень профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего
- анализ гарантий правового статуса муниципального служащего;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Понятие “муниципальной службы” сравнительно
новое для нашего законодательства. В
годы существования СССР о муниципальной
службе не говорили. Но на уровне местного
управления в то время работали государственные
служащие, выполнявшие специфические
функции, но не имевшие специального наименования,
то есть это были “государственные служащие
местных органов государственной власти”.
С принятием в 1990-х годах новых законов,
устанавливающих систему местного самоуправления,
встает вопрос и о служащих, работающих
в органах местного самоуправления, об
их правовом статусе и особенностях функционирования
и прохождения службы. Принимаемые органами
местного самоуправления: нормативно-правовые
акты фиксируют и правовой статус муниципальных
служащих. До перехода к организации местной
власти на началах самоуправления и становления
местного самоуправления в качестве самостоятельной
формы осуществления власти народа понятие
“муниципальная служба” в законодательстве
не использовалось, ибо в нем не было необходимости:
служащие местных органов государственной
власти - местных Советов и исполнительных
комитетов - являлись государственными
служащими. Закон РСФСР “О местном самоуправлении
в РСФСР” от 6 июля 1998 года также не использовал
понятие “муниципальная служба”. Служба
в органах местного самоуправления трактовалась
первоначально как часть государственной
службы. Государственный служащий и муниципальный
служащий рассматривались как равнозначные
понятия. Согласно такому взгляду муниципальный
служащий - это государственный служащий,
работающий в органе местного самоуправления.
Эта организационная
форма деятельности направлена на формирование
штатов органов местного самоуправления
и правовое регулирование работы муниципальных
служащих; Содержание деятельности муниципальных
служащих является практическая реализация
задач и полномочий местного самоуправления.
Основными задачами муниципальной
службы являются:
Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования. Прежде всего- это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета. Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью. Не менее важная функция - это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями. «Наконец, важнейшая функция: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Следует отметить, что сходства государственной и муниципальной службы есть и единственное их отличие - это уровень и некоторые другие особенности»7.
Итак, под функциями
муниципальной службы следует понимать
основные направления практической
реализации правовых норм института
муниципальной службы, способствующие достижению
соответствующих целей правового регулирования
служебных отношений и выполнению муниципальной
службой своей социальной роли и государственно-правового
назначения.
«Каждый подинститут муниципальной службы,
выполняет наряду с общими также специфические
функции. Например, для подинститута аттестации
муниципальных служащих характерны функции
оценки, контроля, информирования и т.д.
Главная функция права муниципальной
службы состоит прежде всего в том, что
бы обеспечить детальное, точное и определенное
нормативное регулирование муниципально-служебных
отношений»8.
Правовыми источниками муниципальной
службы являются внешние формы выражения
муниципального нормотворчества, то есть
исходящие от органов местного самоуправления
официально-документальные формы выражения и установления правовых норм. В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
Государственная Дума 8 января 1998 года
приняла Федеральный Закон “Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации”,
который устанавливает правовые основы
организации муниципальной службы в Российской
Федерации и основы правового положения
муниципальных служащих Российской Федерации.
«Муниципальная служба в Российской Федерации
должна регулироваться федеральными законами,
конституциями, уставами, законами субъектов
Российской Федерации, определяющими
муниципальную службу и правовое положение
муниципальных служащих субъектов Российской
Федерации. Каждая область должна принять
свой закон о муниципальной службе»9.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими
служебные отношения муниципальной службы,
как в широком смысле, так и в узком ее
понимании, являются уставы городского
самоуправления, содержащие нормы о муниципальной службе.
Муниципальный служащий, как и другие
граждане, обладает такой конституционно-правовой
категорией, как права. Они необходимы
для надлежащего осуществления функций,
заложенных в распределение управленческого
труда. Права дают возможность служащему
требовать создание надлежащих условий
для осуществления должностных обязанностей,
обеспечивают тесную связь с другими подразделениями,
защищают от произвола руководителей,
гарантируют своевременной представление
информации и документов от других подразделений
и сотрудников, позволяют повышать квалификацию,
гарантируют социальное обеспечение и
защищенность и т.д. Права и обязанности
муниципального служащего устанавливаются
уставом муниципального образования или
нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления в соответствии
с настоящим Федеральным законом, иными
федеральными законами, законами субъекта
Федеральным
законодательством не устанавливается
отдельный перечень прав и обязанностей
На практике складывается ситуация, когда
субъекты РФ принимают основные
законы о муниципальной службе индивидуально
для каждого субъекта, и в результате получается,
что права и обязанности служащих устанавливаются
органами государственной власти субъектов
федерации, а не самими муниципальными
образованиями – что явственно противоречит
ст.10 ФЗ.10 Поэтому логичнее было бы определить
и закрепить основу правового статуса
муниципального служащего – его права
и обязанности на уровне федерального
законодательства, что позволит избежать
не только противоречивость нормативных
правовых установлений, но и различных
проблем в практической деятельности
муниципальных служащих.
В свою очередь, местные
органы власти субъектов федерации вправе
дополнить основной список прав муниципального
служащего в региональных, местных и внутриорганизационных
нормативно-правовых актах в зависимости
от социальных, экономических и политических
условий в каждом конкретном регионе и
муниципальном образовании. При этом необходимо
учитывать и национальные, региональные,
местные традиции и особенности, развитость
институтов государства, гражданского
общества, демократии и многое другое.
Так, в соответствии со
ст.11 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» 11
муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, устанавливающими
его права и обязанности по замещаемой
должности муниципальной службы, критериями
оценки качества исполнения должностных
обязанностей и условиями продвижения
по службе;
2) обеспечение организационно-технических
условий, необходимых для исполнения должностных
обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в соответствии
с трудовым законодательством, законодательством
о муниципальной службе и трудовым договором
(контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением
нормальной продолжительности рабочего
(служебного) времени, предоставлением
выходных дней и нерабочих праздничных
дней, а также ежегодного оплачиваемого
отпуска;
5) получение в установленном порядке информации
и материалов, необходимых для исполнения
должностных обязанностей, а также на
внесение предложений о совершенствовании
деятельности органа местного самоуправления,
избирательной комиссии муниципального
образования;
6) участие по своей инициативе в конкурсе
на замещение вакантной должности муниципальной
7) повышение квалификации в соответствии
с муниципальным правовым актом за счет средств
8) защиту своих персональных данных;
9) ознакомление со всеми материалами своего
личного дела, с отзывами о профессиональной
деятельности и другими документами до
внесения их в его личное дело, а также
на приобщение к личному делу его письменных
объяснений;
10) объединение, включая право создавать
профессиональные союзы, для защиты своих
прав, социально-экономических и профессиональных
интересов;
11) рассмотрение индивидуальных трудовых
споров в соответствии с трудовым законодательством,
защиту своих прав и законных интересов
на муниципальной службе, включая обжалование
в суд их нарушений;
12) пенсионное обеспечение в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Муниципальный служащий, за
исключением муниципального служащего,
замещающего должность главы местной
администрации по контракту, вправе с
предварительным письменным уведомлением
представителя нанимателя (работодателя)
выполнять иную оплачиваемую работу, если
это не повлечет за собой конфликт интересов
и если иное не предусмотрено настоящим
Федеральным законом. Под конфликтом интересов
понимается ситуация, при которой личная
заинтересованность муниципального служащего
влияет или может повлиять на объективное
исполнение им должностных обязанностей
и при которой возникает или может возникнуть
противоречие между личной заинтересованностью
муниципального служащего и законными
интересами граждан, организаций, общества,
Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования,
способное привести к причинению вреда
этим законным интересам граждан, организаций,
общества, Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального
образования. Под личной заинтересованностью
муниципального служащего понимается
возможность получения муниципальным
служащим при исполнении должностных
обязанностей доходов (неосновательного
обогащения) в денежной либо натуральной
форме, доходов в виде материальной выгоды
непосредственно для муниципального служащего,
членов его семьи или лиц, указанных в
пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального
закона, а также для граждан или организаций,
с которыми муниципальный служащий связан
финансовыми или иными
Согласно ст.12 12муниципальный
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации,
федеральные конституционные законы,
федеральные законы, иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, конституции
(уставы), законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации,
устав муниципального образования и иные
муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности
в соответствии с должностной инструкцией;
3) соблюдать при исполнении должностных
обязанностей права и законные интересы
граждан и организаций;
4) соблюдать установленные в органе местного
самоуправления, аппарате избирательной
комиссии муниципального образования
правила внутреннего трудового распорядка,
должностную инструкцию, порядок работы со служебной
5) поддерживать уровень квалификации,
необходимый для надлежащего исполнения должностных
6) не разглашать сведения, составляющие
государственную и иную охраняемую федеральными
законами тайну, а также сведения, ставшие
ему известными в связи с исполнением
должностных обязанностей, в том числе
сведения, касающиеся частной жизни и
здоровья граждан или затрагивающие их честь и
7) беречь государственное и муниципальное
имущество, в том числе предоставленное
ему для исполнения должностных обязанностей;
8) представлять в установленном порядке
предусмотренные законодательством Российской
Федерации сведения о себе и членах своей
семьи, а также сведения о полученных им
доходах и принадлежащем ему на праве
собственности имуществе, являющихся
объектами налогообложения, об обязательствах
имущественного характера (далее - сведения
о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера);
9) сообщать представителю нанимателя
(работодателю) о выходе из гражданства
Российской Федерации в день выхода из
гражданства Российской Федерации или
о приобретении гражданства иностранного
государства в день приобретения гражданства
иностранного государства;
10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства,
не нарушать запреты, которые установлены
настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
11) сообщать представителю нанимателя
(работодателю) о личной заинтересованности
при исполнении должностных обязанностей,
которая может привести к конфликту интересов,
и принимать меры по предотвращению подобного
Муниципальный служащий не вправе исполнять
данное ему неправомерное поручение. При
получении от соответствующего руководителя
поручения, являющегося, по мнению муниципального
служащего, неправомерным, муниципальный
служащий должен представить руководителю,
давшему поручение, в письменной форме
обоснование неправомерности данного
поручения с указанием положений федеральных
законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, законов и иных
нормативных правовых актов субъекта
Российской Федерации, муниципальных
правовых актов, которые могут быть нарушены
при исполнении данного поручения. В случае
подтверждения руководителем данного
поручения в письменной форме муниципальный
служащий обязан отказаться от его исполнения.
В случае исполнения неправомерного поручения
муниципальный служащий и давший это поручение
руководитель несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Информация о работе Правовой статус муниципального служащего