Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:08, контрольная работа
В законодательстве Российской федерации термин “муниципальный” применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитывать, что в Конституции Российской Федерации используются понятия не “муниципалитет”, “муниципальные органы”, “муниципальное право”, а “местное самоуправление”, “органы местного самоуправления”. Но вместе с тем в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную собственность, признавая право самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении.
Введение 2
1. Понятие муниципального права 4
2. Принципы муниципального права 6
3. Предмет муниципального права 9
4. Методы муниципального права 13 28
5. Заключение 16
Литература 19
Введение 2
1. Понятие муниципального права 4
2. Принципы муниципального права 6
3. Предмет муниципального права 9
4. Методы муниципального права 13 28
5. Заключение 16
Литература 19
Введение
Понятие “муниципальное право” — новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов'.
Термины “муниципалитет”, “муниципальное
хозяйство” отражали политико-правовое
и экономическое своеобразие
исторически сложившейся
В законодательстве Российской федерации
термин “муниципальный” применяется
для характеристики как городского,
так и сельского
Термин “муниципальное право Российской Федерации” употребляется в двух основных значениях. Во-первых, так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации, и во-вторых, так именуется научная дисциплина
1. Понятие муниципального права
Непривычное для нас понятие «муниципальное право», давно ставшее обычным в развитых странах, уже дает все основания для его определения не как отрасли российского права, а как отрасли российского законодательства, юридически обеспечивающей системное функционирование всех структурных подразделений местной власти и тем самым решающей все вопросы социально-экономического, культурно-бытового и иного характера, возникающие на территории муниципального образования.
Как форма публичной власти местное самоуправление (и местное население, и формируемый им аппарат, и соответствующие должностные лица) реализует нормы многих отраслей права: конституционного, административного, финансового, гражданского и др., поэтому местное самоуправление нельзя назвать отраслью права и даже именовать его комплексной (или вторичной) отраслью права, поскольку они всего лишь юридический образ, который совершенно недостаточен для научного юридического анализа такого сложного юридического понятия, как муниципальное право. Например, положение ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, закрепляющее осуществление народовластия через органы государственной власти и местного самоуправления, нельзя представить как норму муниципального права в качестве отрасли. Эта норма-принцип – важнейшая норма конституционного (государственного) права Российского государства как основной отрасли системы права. Она справедливо нашла свое место в гл. 1 «Основы конституционного строя» раздела первого Конституции РФ.
В практике муниципального самоуправления часто применяются нормы как административного, так и иных отраслей права. Конечно, они входят в состав муниципального права, но не формируют ее как отрасль, а наполняют право содержанием. В составе муниципального права важное место принадлежит нормам, регулирующим отношения, возникающие по поводу владения, пользования, распоряжения и управления муниципальной собственностью. Этот институт имеет конституционный статус (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ), урегулированный Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 1, 4, 5, 30–32 и др.), составляет один из основных институтов гражданского права (см., например, ст. 215 ГК).
Конечно, невозможно даже примерно перечислить совокупность юридических норм различных отраслей системы российского права, входящих в состав сложного юридического комплекса, получившего название «муниципальное право». Однако тщательный их анализ и обобщение позволяют дать определение муниципальному праву на данном этапе его становления и развития. Муниципальное право – это отрасль системы российского законодательства, которая включает нормы многих отраслей права, юридически обеспечивающих функционирование всех институтов местного самоуправления и решение на местах отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления.
2. Принципы муниципального права
Как и любая другая отрасль права, муниципальное право опирается на систему юридических принципов.
Под основными принципами местного самоуправления понимаются исходные идеи, коренные начала, выражающие главное и решающее в организации и деятельности населения, формируемых им органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Конституция РФ устанавливает основные принципы местного самоуправления, которые получили развитие и закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Принципы местного самоуправления охватывают все его стороны организации и осуществления. По степени охвата они различаются на основные (общие) и частные (специальные). Основные принципы воздействуют на все сферы местного самоуправления. Частные, или специальные принципы относятся лишь к отдельным сферам местного самоуправления.
К основным принципам местного самоуправления относятся:
К частным принципам местного самоуправления, например в сфере местных финансов, относится принцип компенсации увеличения расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти, а также принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами.
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов работы.
Говоря о принципах муниципального права, следует указать на специфику применения в нем хрестоматийного принципа законности. С одной стороны, законность в узком смысле слова — это точное и неукоснительное соблюдение всеми участниками правоотношений требований закона. С этой точки зрения, исходя из подзаконного характера самих актов местного самоуправления, представляется атрибутивно обязательным принцип соответствия их содержания требованиям закона. С другой стороны, как это следует из Конституции РФ, местное самоуправление имеет свои полномочия и в сфере их реализации самостоятельно и независимо. При этом акты местного самоуправления, изданные в пределах компетенции соответствующего муниципального органа или сообщества местных жителей и в установленном законом порядке, имеют нормативно-правовой характер и обладают приоритетом над иными нормативными актами, кем бы они ни были изданы.
В конечном счете понятие местного самоуправления можно определить как инициативную, самостоятельную, осуществляемую под свою ответственность деятельность местных жителей, направленную на решение задан, отнесенных к их ведению законом или актом местного самоуправления. Местное самоуправление — форма народовластия, осуществляемая в специфических формах, установленных уставом муниципального образования и не противоречащих закону.
Данная формула определяет и существо муниципального права, которое представляет собой совокупность правовых норм и иных обязательных правил поведения, регламентирующих деятельность местных жителей (населения, т. е. лиц, проживающих в границах конкретного муниципального образования), направленную на решение вопросов местного значения.
3. Предмет муниципального права
. Как известно, под предметом
отрасли права понимается круг
общественных отношений,
Предметом муниципального права является удовлетворение социально-экономических потребностей населения на местном уровне собственными усилиями. Следует отметить расплывчатость характеристики термина «вопросы местного значения» и его неопределенность1. Выход из этого положения видится во включении перечня вопросов местного значения в текст Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2.
Вместе с тем некоторую сложность в определении крута вопросов, отнесенных к компетенции конкретного муниципального образования, вносит тот факт, что в России в основу организации системы местного самоуправления положен так называемый поселенческий, или территориальный, принцип, включающий в себя два, а то и три уровня муниципальных образований, расположенных на одной территории. Остается неясным законодательный критерий, по которому должны быть разграничены между ними вопросы их ведения.
Исходя из смысла положений ст. 130—131 Конституции РФ, система эта должна создаваться снизу вверх. Сначала создаются общественные территориальные структуры местного самоуправления, затем муниципальные органы поселков, сел, районов в городе, и, наконец, — сельских районов (уездов), волостей и городов. При этом каждый из уровней муниципальной власти должен принимать на себя в соответствии с принципом самодостаточности только тот объем полномочий, который может выполнить самостоятельно, без помощи извне, а все остальные полномочия передавать на вышестоящий уровень местного самоуправления.
Однако на практике формирование органов власти происходило сверху вниз, в ряде случаев органы государственной власти регионального уровня подменяли собой местное самоуправление, ими были сформированы районные (городские) органы местного самоуправления, преимущественно представительского типа, которые и присвоили себе компетенцию муниципальных органов иных уровней3.
Как известно, в стадии формирования находится система нормативных актов федерального уровня, дающих дополнительные гарантии местным жителям непосредственно на реализацию их конституционного права на участие в местном самоуправлении. Речь идет о гарантиях избирательных прав, о муниципальной службе, о финансовой самостоятельности местного самоуправления и т.д. Однако должно пройти время, чтобы инициатива граждан обрела конкретные формы самоорганизации, а отрасль муниципального права нашла не только свой предмет, но и перечень собственных источников.
Пока же значительная часть муниципально-правовых отношений регламентируется нормами не только муниципального права, но и иных отраслей: конституционного, финансового, административного, гражданского и т.д. Такое положение вполне естественно для этапа формирования новой, ранее не существовавшей отрасли права. Однако это позволяет на современном этапе говорить о комплексном характере рассматриваемой отрасли права, который проявляется в том, что правовые институты других отраслей российского законодательства одновременно служат базовыми и для муниципального права.