Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:08, контрольная работа
В законодательстве Российской федерации термин “муниципальный” применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитывать, что в Конституции Российской Федерации используются понятия не “муниципалитет”, “муниципальные органы”, “муниципальное право”, а “местное самоуправление”, “органы местного самоуправления”. Но вместе с тем в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную собственность, признавая право самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении.
Введение 2
1. Понятие муниципального права 4
2. Принципы муниципального права 6
3. Предмет муниципального права 9
4. Методы муниципального права 13 28
5. Заключение 16
Литература 19
Стало уже традиционным деление отраслей российского законодательства на публичные и частные*.'При этом, несмотря на то, что отдельные институты муниципального права являются общими с отраслями частного права (например, гражданского, если говорить о муниципальной собственности), тем не менее сама отрасль муниципального права входит в группу публично-правовых дисциплин. Дело в том, что, хотя предметом муниципального права является реализация социально-экономических, культурных и иных потребностей жителей, их обеспечение происходит путем объединения совместных усилий граждан, именуемых в зарубежной литературе муниципальным или местным сообществом4.
Это объединение, не исключающее право человека на индивидуальность, частную жизнь, отдельное жилье и досуг, тем не менее консолидирует усилия многих для достижения желаемого всеми результата. Иными словами, происходит реализация частных целей в публично-правовой форме. Эффект от такого объединения оказывается выше, чем от механического соединения усилий разобщенных индивидов, поскольку в рамках муниципального сообщества происходит не только соединение общих усилий в одно целое, но и специализация отдельных его членов для выполнения профессиональных функций, начиная от хозяйственных и кончая управленческими.
4. Методы муниципального права
Методы муниципального права также отличаются значительным своеобразием. Правда, как и в любой другой публично-правовой дисциплине, основной метод муниципального права, т. е. способ реализации входящих в него норм, осуществляется в форме легитимных актов органов местного самоуправления и решений, принятых населением непосредственно. Иными словами, речь идет о реализации правил поведения, установленных самим местным самоуправлением, а именно о совпадении объекта и субъекта управления.
Однако, несмотря на их совпадение в широком смысле, следует выделять такие основные управляющие центры, как представительные органы местного самоуправления и главы муниципальных образований.
Под представительным органом местного самоуправления понимается избираемый населением непосредственно на определенный срок коллегиальный орган местного самоуправления, решающий на данной территории в соответствии с уставом муниципального образования важнейшие вопросы местного значения.
Глава муниципального образования — это избираемое населением непосредственно на определенный срок должностное лицо (единоличный орган) местного самоуправления, выполняющее исполнительно-распорядительные функции в рамках определенных законом и уставом муниципального образования.
В связи со сказанным возникает проблема определения природы норм муниципального права. Традиционным для российской правовой науки является постулат об атрибутивной связи норм права и государства. Государство, его органы выступают творцом нормы права, а она, в свою очередь, выступает основным элементом социального регулирования, исходящего от государства, санкционирована его властью и способностью к принуждению.
Обособление местного самоуправления и частичное исключение его из сферы государственно-правового регулирования требует нового подхода к определению природы актов, издаваемых непосредственно его органами. В принципе, правовая наука знакома и с иными нормами социального регулированиям нормами морали, нравственности, актами общественных объединений (так называемыми корпоративными актами) и т.д. Однако последние действуют только в пределах данной корпорации (объединения) граждан. Думается, что для местного самоуправления такой подход оказывается неприемлемым, поскольку легитимные решения его органов должны иметь обязывающую силу по отношению к предприятиям, не относящимся к муниципальной форме собственности, гражданам, не входящим в число местных жителей, и другим субъектам правоотношений. Поэтому акты муниципальных органов и решения местных сообществ также должны иметь нормативно-правовую силу. Такой подход подкрепляется законодательным определением границ действия муниципальной власти и государственной регистрацией уставов муниципальных образований.
С этой особенностью муниципально-правовых норм связана и специфика частных методов муниципального права. В данной отрасли практически отсутствуют методы принуждения, наказания (за исключением действий муниципальной милиции), поскольку они в большинстве случаев исходят не от государства, а от местного сообщества; зато широко применяются методы поощрения, стимулирования к осуществлению тех или иных действий.
С учетом принципа добровольности право граждан на участие в местном самоуправлении не может быть подменено их обязанностью решать те или иные вопросы местного значения (что имеет место, например, в Германии, где участие в делах общины— важнейшая обязанность граждан). При этом следует исходить из того, что закрепленная Конституцией РФ модель местного самоуправления не предполагает возможности подмены муниципальных органов государственными. В ст. 132 Основного закона речь идет лишь о праве наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, но не наоборот. Следовательно, учитывая, что при отсутствии системы местного самоуправления государство лишено юридической возможности переложить выполнение его обязанностей на какой-либо иной орган власти, его органы также должны преимущественно использовать методы стимулирования и поощрения деятельности, направленной на создание этой системы и на защиту ее от нелегитимных посягательств на конституционное право граждан на участие в местном самоуправлении.
Заключение
На сегодняшний день однозначно не ясно, что такое муниципальное право. Одни авторы считают, что муниципальное право – это отрасль. Другие считают, что это комплексный правовой институт. Третьи считают, что это просто институт российского права. Этот вопрос имеет значение, поскольку он напрямую связан с методом. Это тот вопрос, в котором моя точка зрения не является для вас обязательной.
Я считаю, что муниципальное право является комплексным институтом, то есть межотраслевым образованием, и отраслью права муниципальное право не будет никогда. К этому нет никаких предпосылок.
В составе этого института:
нормы гражданского права
в части, касающейся муниципальной
собственности муниципальных
Таким образом, муниципальное право представляет собой набор норм из различных отраслей права и уже только одно то, что в состав муниципального права включаются нормы, с одной стороны, финансового права, то есть публичной отрасли, а с другой стороны, гражданского права, отрасли частного права, говорит о том, что никакого самостоятельного или собственного метода правового регулирования у муниципального права нет и быть не может, поскольку нет такого метода, который бы регулировал одновременно и отношения частно-правовые и публично-правовые.
Таким образом, муниципальное право использует все методы, присущие тем отраслям права, нормы которых вошли в предмет муниципального права. А раз нет собственного метода, то, с точки зрения классической теории права, никогда этот институт в самостоятельную отрасль не превратится.
Вот это явление института на самом деле часто встречающаяся вещь в праве, ничего особенного здесь нет. Но для муниципального права характерно еще и то, что муниципальное право не сложилось в отрасль законодательства, поскольку по пальцам можно пересчитать те законы или иные нормативные акты, которые регулируют отношения, относящиеся к гражданскому, финансовому, государственному и т.д. отраслям права. Если нормы Гражданского кодекса участвуют и входят в состав законодательства, курирующего вопросы муниципально-правовые, они остаются нормами Гражданского кодекса. А специальных законов, которые есть в муниципальном праве, буквально несколько, поэтому как отрасль права муниципальное право тоже пока не сложилось. Предпосылок к тому, чтобы образовался большой массив нормативных актов, кодифицированных актов, такого пока нет.
Муниципальное право - не отрасль права, а институт, и в качестве определения предмета муниципального права я могу предложить следующее, которого можно придерживаться, а можно проигнорировать.
Итак, муниципальное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области осуществления местного самоуправления, формирования и функционирования органов местного самоуправления, взаимодействия муниципальных образований с государством, организациями и гражданами.
Таким образом, в определении указаны только те общественные отношения, которые и формируют в основном предмет муниципального права. И проблема, которая возникает из такого предмета муниципального права, заключается в том, что нормы публичного и частных отраслей права действуют одновременного и применительно к одним и тем же общественным отношениям, что неизбежно порождает конкуренцию норм между собой. И возникают совершенно кошмарные правовые ситуации, которые нормальным правовым способом не разрешить.
Список литературы
Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. A.M. Никитина. – М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. – 439 с.
Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. 2-е изд. / Под ред. Дмитриева Ю.А. М.: «Профобразование», 2000. - 800 с.
Муниципальное право № 1 10.04.00 Шевелева Наталья Александровна
Конституция РФ
Административный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
http://greatp.ru/referaty_po_
1 В качестве примера можно указать, что любая социально-экономическая неурядица на местном уровне (задержка выплаты заработной платы, отсутствие заказов на выпуск продукции и т.д.) выливается сегодня в большинстве случаев в политические акции под лозунгами смещения должностных лиц центральных органов власти.
2 См.: СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 49. Ст. 5500; № 17. Ст. 1917; 1997. № 12. Ст. 1378
3 Основа для этого была заложена в октябре — декабре 1993 г. указами Президента РФ, затем «инициатива» была подхвачена региональными органами государственной власти. В качестве примера можно назвать Москву, Удмуртию, отдельные районы Московской области и др.
4 Подробнее см.: Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М., 1995. ** Так, в Германии в виде местного сообщества выступает община. Подробнее см.: Местное самоуправление в Германии. М., 1996.