Предмет и метод местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

В законодательстве Российской федерации термин “муниципальный” применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитывать, что в Конституции Российской Федерации используются понятия не “муниципалитет”, “муниципальные органы”, “муниципальное право”, а “местное самоуправление”, “органы местного самоуправления”. Но вместе с тем в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную собственность, признавая право самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие муниципального права 4
2. Принципы муниципального права 6
3. Предмет муниципального права 9
4. Методы муниципального права 13 28
5. Заключение 16
Литература 19

Файлы: 1 файл

тело.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

Стало уже традиционным деление  отраслей российского законодательства на публичные и частные*.'При этом, несмотря на то, что отдельные институты муниципального права являются общими с отраслями частного права (например, гражданского, если говорить о муниципальной собственности), тем не менее сама отрасль муниципального права входит в группу публично-правовых дисциплин. Дело в том, что, хотя предметом муниципального права является реализация социально-экономических, культурных и иных потребностей жителей, их обеспечение происходит путем объединения совместных усилий граждан, именуемых в зарубежной литературе муниципальным или местным сообществом4.

Это объединение, не исключающее  право человека на индивидуальность, частную жизнь, отдельное жилье и досуг, тем не менее консолидирует усилия многих для достижения желаемого всеми результата. Иными словами, происходит реализация частных целей в публично-правовой форме. Эффект от такого объединения оказывается выше, чем от механического соединения усилий разобщенных индивидов, поскольку в рамках муниципального сообщества происходит не только соединение общих усилий в одно целое, но и специализация отдельных его членов для выполнения профессиональных функций, начиная от хозяйственных и кончая управленческими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методы муниципального права

Методы муниципального права  также отличаются значительным своеобразием. Правда, как и в любой другой публично-правовой дисциплине, основной метод муниципального права, т. е. способ реализации входящих в него норм, осуществляется в форме легитимных актов органов местного самоуправления и решений, принятых населением непосредственно. Иными словами, речь идет о реализации правил поведения, установленных самим местным самоуправлением, а именно о совпадении объекта и субъекта управления.

Однако, несмотря на их совпадение в широком смысле, следует выделять такие основные управляющие центры, как представительные органы местного самоуправления и главы муниципальных образований.

Под представительным органом  местного самоуправления понимается избираемый населением непосредственно на определенный срок коллегиальный орган местного самоуправления, решающий на данной территории в соответствии с уставом муниципального образования важнейшие вопросы местного значения.

Глава муниципального образования  — это избираемое населением непосредственно на определенный срок должностное лицо (единоличный орган) местного самоуправления, выполняющее исполнительно-распорядительные функции в рамках определенных законом и уставом муниципального образования.

В связи со сказанным возникает  проблема определения природы норм муниципального права. Традиционным для российской правовой науки является постулат об атрибутивной связи норм права и государства. Государство, его органы выступают творцом нормы права, а она, в свою очередь, выступает основным элементом социального регулирования, исходящего от государства, санкционирована его властью и способностью к принуждению.

Обособление местного самоуправления и частичное исключение его из сферы государственно-правового регулирования требует нового подхода к определению природы актов, издаваемых непосредственно его органами. В принципе, правовая наука знакома и с иными нормами социального регулированиям нормами морали, нравственности, актами общественных объединений (так называемыми корпоративными актами) и т.д. Однако последние действуют только в пределах данной корпорации (объединения) граждан. Думается, что для местного самоуправления такой подход оказывается неприемлемым, поскольку легитимные решения его органов должны иметь обязывающую силу по отношению к предприятиям, не относящимся к муниципальной форме собственности, гражданам, не входящим в число местных жителей, и другим субъектам правоотношений. Поэтому акты муниципальных органов и решения местных сообществ также должны иметь нормативно-правовую силу. Такой подход подкрепляется законодательным определением границ действия муниципальной власти и государственной регистрацией уставов муниципальных образований.

С этой особенностью муниципально-правовых норм связана и специфика частных методов муниципального права. В данной отрасли практически отсутствуют методы принуждения, наказания (за исключением действий муниципальной милиции), поскольку они в большинстве случаев исходят не от государства, а от местного сообщества; зато широко применяются методы поощрения, стимулирования к осуществлению тех или иных действий.

С учетом принципа добровольности право граждан на участие в местном самоуправлении не может быть подменено их обязанностью решать те или иные вопросы местного значения (что имеет место, например, в Германии, где участие в делах общины— важнейшая обязанность граждан). При этом следует исходить из того, что закрепленная Конституцией РФ модель местного самоуправления не предполагает возможности подмены  муниципальных органов государственными.   В ст. 132 Основного закона речь идет лишь о праве наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, но не наоборот.  Следовательно, учитывая, что при отсутствии системы местного самоуправления государство лишено юридической возможности переложить выполнение его обязанностей на какой-либо иной орган власти, его органы также должны преимущественно использовать методы стимулирования и поощрения деятельности, направленной на создание этой системы и на защиту ее от нелегитимных посягательств на конституционное право граждан на участие в местном самоуправлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На сегодняшний день однозначно не ясно, что такое муниципальное  право. Одни авторы считают, что муниципальное  право – это отрасль. Другие считают, что это комплексный правовой институт. Третьи считают, что это  просто институт российского права. Этот вопрос имеет значение, поскольку  он напрямую связан с методом. Это  тот вопрос, в котором моя точка  зрения не является для вас обязательной.

Я считаю, что муниципальное  право является комплексным институтом, то есть межотраслевым образованием, и отраслью права муниципальное  право не будет никогда. К этому  нет никаких предпосылок.

В составе этого института:

нормы гражданского права  в части, касающейся муниципальной  собственности муниципальных унитарных  предприятий;

  • нормы конституционного права;
  • нормы административного права;
  • нормы финансового и налогового права;
  • нормы трудового права;
  • нормы земельного и прочих природоресурсных отраслей;
  • нормы уголовного права, поскольку должностные преступления совершаются и муниципальными служащими;
  • нормы гражданского процесса, поскольку право судебной защиты есть у местного самоуправления, и т.д.

Таким образом, муниципальное  право представляет собой набор  норм из различных отраслей права  и уже только одно то, что в  состав муниципального права включаются нормы, с одной стороны, финансового  права, то есть публичной отрасли, а с другой стороны, гражданского права, отрасли частного права, говорит о том, что никакого самостоятельного или собственного метода правового регулирования у муниципального права нет и быть не может, поскольку нет такого метода, который бы регулировал одновременно и отношения частно-правовые и публично-правовые.

Таким образом, муниципальное  право использует все методы, присущие тем отраслям права, нормы которых  вошли в предмет муниципального права. А раз нет собственного метода, то, с точки зрения классической теории права, никогда этот институт в самостоятельную отрасль не превратится.

Вот это явление института  на самом деле часто встречающаяся  вещь в праве, ничего особенного здесь  нет. Но для муниципального права  характерно еще и то, что муниципальное  право не сложилось в отрасль  законодательства, поскольку по пальцам  можно пересчитать те законы или  иные нормативные акты, которые регулируют отношения, относящиеся к гражданскому, финансовому, государственному и т.д. отраслям права. Если нормы Гражданского кодекса участвуют и входят в  состав законодательства, курирующего  вопросы муниципально-правовые, они остаются нормами Гражданского кодекса. А специальных законов, которые есть в муниципальном праве, буквально несколько, поэтому как отрасль права муниципальное право тоже пока не сложилось. Предпосылок к тому, чтобы образовался большой массив нормативных актов, кодифицированных актов, такого пока нет.

Муниципальное право - не отрасль  права, а институт, и в качестве определения предмета муниципального права я могу предложить следующее, которого можно придерживаться, а  можно проигнорировать.

Итак, муниципальное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области  осуществления местного самоуправления, формирования и функционирования органов  местного самоуправления, взаимодействия муниципальных образований с  государством, организациями и гражданами.

Таким образом, в определении  указаны только те общественные отношения, которые и формируют в основном предмет муниципального права. И  проблема, которая возникает из такого предмета муниципального права, заключается  в том, что нормы публичного и  частных отраслей права действуют  одновременного и применительно  к одним и тем же общественным отношениям, что неизбежно порождает  конкуренцию норм между собой. И  возникают совершенно кошмарные правовые ситуации, которые нормальным правовым способом не разрешить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. A.M. Никитина. – М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. – 439 с.

Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. 2-е изд. / Под ред. Дмитриева Ю.А. М.: «Профобразование», 2000. - 800 с.

Муниципальное право № 1 10.04.00 Шевелева Наталья Александровна

Конституция РФ

Административный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

http://greatp.ru/referaty_po_ekonomike/referat_municipalnoe_pravo_%97.html

1 В качестве примера можно указать, что любая социально-экономическая неурядица на местном уровне (задержка выплаты заработной платы, отсутствие заказов на выпуск продукции и т.д.) выливается сегодня в большинстве случаев в политические акции под лозунгами смещения должностных лиц центральных органов власти.

2 См.: СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 49. Ст. 5500; № 17. Ст. 1917; 1997. № 12. Ст. 1378

3 Основа для этого была заложена в октябре — декабре 1993 г. указами Президента РФ, затем «инициатива» была подхвачена региональными органами государственной власти. В качестве примера можно назвать Москву, Удмуртию, отдельные районы Московской области и др.

4 Подробнее см.: Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М., 1995. ** Так, в Германии в виде местного сообщества выступает община. Подробнее см.: Местное самоуправление в Германии. М., 1996.

 


Информация о работе Предмет и метод местного самоуправления