Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 02:27, курсовая работа
Методологические установки и подходы к государственному управлению могут существенно отличаться друг от друга, что обуславливает формирование различных школ, объединяющих ученых-единомышленников. Например, во всей совокупности методологических подходов можно выделить тоталитарный, демократический и государственно-религиозный подходы.
Метод государственного управления – это способы воздействия на управляемый объект, обеспечивающие достижение желаемого результата.
Постановка задач в отношении управляемого объекта и оценка результатов государственного управления, как правило, осуществляются через систему критериев и показателей.
Введение
Глава 1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика.
1.1. Тоталитарный подход.
1.2. Демократические концепции государственного управления.
1.3. Государственно- религиозные методы управления.
Глава 2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления.
Глава 3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления.
Глава 4. Принципы государственного управления.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение
Глава 1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика.
1.1. Тоталитарный подход.
1.2. Демократические концепции государственного управления.
1.3. Государственно- религиозные методы управления.
Введение.
Методология и
методы изучения государственного управления.
В науке о публичном управлении (государственном,
муниципальном, корпоративном) существуют
различные школы, объединяющие ученых-единомышленников.
Вместе с тем имеются разные методологические подходы: тоталитарный, демократический и государственно-религиозный
Глава 1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика.
Методология – это система наиболее общих принципов,
положений, логической организации, методов
и средств, составляющих основу той
или иной науки. Она является определяющим началом процесса
познания, а также системой общетеоретических
требований, которые реализуются в комплексе
конкретных методов и приемов научного
познания относительно объектов социальной
действительности.
Применительно
к государственному управлению методология представляет собой совокупность
субъектов и объектов, целей и задач, методологических
установок, подходов и принципов, функций,
критериев и показателей, форм и методов
управления.
Важнейшим составным
элементом государственного управления
являются методологические установки и подходы, которые оказывают определяющее воздействие
на все составляющие методологии управления.
Методологические
установки и подходы к государственному
управлению могут существенно отличаться
друг от друга, что обуславливает формирование
различных школ, объединяющих ученых-единомышленников.
Например, во всей совокупности методологических
подходов можно выделить тоталитарный,
демократический и государственно-религиозный
подходы.
Метод
государственного управления – это способы воздействия на управляемый
объект, обеспечивающие достижение желаемого
результата.
Постановка задач
в отношении управляемого объекта и оценка
результатов государственного управления,
как правило, осуществляются через систему
критериев и показателей.
Все элементы методологии
государственного управления образуют
органическое единство.
1.1. Тоталитарный подход.
Тоталитарный подход к государственному управлению основан
на необходимости сильной государственной
власти (речь может идти о диктатуре вождя,
определенного социального слоя), о слиянии
органов государства и правящей партии,
о подчинении им общественных объединений.
Это административно-командная система
управления.
При тоталитарном подходе к публичному управлению
акценты делаются на необходимости сильной
государственной власти (в некоторых случаях
– диктатуры определенного социального
слоя в обществе или персональной диктатуры
вождя), осуществляется фактическое слияние
органов государства, правящей партии
(обычно, коммунистической, но бывают и
другие), общественные объединения подчинены
правящей партии и органам государства,
местное самоуправление отменяется. Это
административно-командная
"Тоталитаризм
(от лат. totalis - весь, целый, полный) - один
из видов политических режимов, характеризующийся
полным (тотальным) контролем государства
над всеми сферами жизни общества".
Не следует рассматривать данный термин
лишь как негативно оценочный. Это научное
понятие, требующее соответствующего
теоретического определения. Первоначально
понятие "тотальное государство"
имело вполне позитивное значение. Оно
обозначало самоорганизующееся государство,
тождественное с нацией, государство,
где ликвидируется разрыв между политическим
и общественно-политическим факторами.
Нынешняя интерпретация понятия впервые
предложена для характеристики фашизма.
Затем она была распространена на советскую
и родственные ей модели государства.
В государственном
управлении тоталитарный режим характеризуется
крайним централизмом. Практически управление
выглядит как исполнение команд сверху,
при котором инициатива фактически отнюдь
не поощряется, а строго наказывается.
Местные органы власти и управления становятся
простыми передатчиками команд. Особенности
регионов (экономические, национальные,
культурные, социально-бытовые, религиозные
и др.), как правило, не учитываются.
Понятие тоталитарного режима было разработано
в творчестве ряда немецких мыслителей
XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых
других авторов. И, тем не менее, как законченное,
оформленное политическое явление тоталитаризм
вызрел в первой половине XX в.
Таким образом, можно сказать, что тоталитарный
режим является порождением ХХ в.
Политическое значение ему впервые придали
руководители идеологи фашистского движения
в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был
первым, кто пустил в оборот термин "тоталитаризм"
для характеристики итало-фашистского
режима.
Западная концепция тоталитаризма, в том
числе и направления его критиков, складывалась
на основе анализа и обобщения режимов
фашистской Италии, нацистской Германии,
франкистской Испании и СССР в годы сталинизма.
После Первой Мировой войны предметом
дополнительного изучения политических
режимов стали Китай, страны Центральной
и Юго-Восточной Европы.
Этот далеко не полный перечень свидетельствует
о том, что тоталитарные режимы могут возникать
на различной социально-экономической
базе и в многообразных культурно-идеологических
средах. Они могут быть следствием военных
поражений или революций, появляться в
результате внутренних противоречий или
быть навязанными извне.
Хотя тоталитаризм называют крайней формой
авторитаризма, существуют признаки, которые
характерны в особенности только тоталитаризму
и отличают все тоталитарные государственные
режимы от авторитаризма и демократии.
Наиболее важны следующие признаки:
- всеобщая государственная идеология;
-монополия государства на средства массовой
информации;
- монополия государства на все средства
вооружения;
-жестко централизованный контроль над
экономикой;
-одна массовая партия, возглавляемая
харизматическим лидером, то есть исключительно
одаренным и наделенным особым даром;
- особо организованная система насилия,
как специфического средства контроля
в обществе.
Существенные признаки тоталитаризма
выявляются при сравнении его с авторитарным
режимом. Не может служить достаточным
критерием однопартийность, поскольку
она встречается и при авторитаризме.
Суть различий, прежде всего, - в отношениях
государства с обществом. Если при авторитаризме
сохраняется определенная автономность
общества по отношению к государству,
то в условиях тоталитаризма она игнорируется,
отвергается. Государство стремится к
глобальному господству над всеми сферами
общественной жизни. Устраняется из социально-политической
жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются
социально-классовые барьеры. Власть претендует
представлять некий всеобщий "сверхинтерес"
населения, в котором исчезают, обезличиваются
социально-групповые, классовые, этнические,
профессиональные и региональные интересы.
Утверждается тотальное отчуждение индивида
от власти.
Следовательно, тоталитаризм принудительным
образом снимает проблемы: гражданское
общество - государство, народ - политическая
власть. Государство полностью идентифицирует
себя с обществом, лишая его своих социальных
функций саморегуляции и саморазвития.
Отсюда особенности организации тоталитарной
системы государственной власти:
- глобальная централизация публичной
власти во главе с диктатором;
-господство репрессивных аппаратов;
- упразднение представительных органов
власти;
-монополия правящей партии и интеграция
ее и всех других общественно-политических
организаций непосредственно в систему
государственной власти.
-Легитимация власти основывается на прямом
насилии, государственной идеологии и
личной приверженности граждан вождю,
политическому лидеру (харизме). Правда
и свобода личности фактически отсутствуют.
Весьма важным признаком тоталитаризма
является его социальная база и обусловленная
ею специфика властвующих элит. По мнению
многих исследователей марксистской и
иных ориентаций, тоталитарные режимы
возникают на базе антагонизма средних
классов и даже широких масс по отношению
к господствующей ранее олигархии.
Центром тоталитарной системы является
вождь. Его фактическое положение сакрализируется.
Он объявляется самым мудрым, непогрешимым,
справедливым, неустанно думающим о благе
народа. Какое-либо критическое отношение
к нему пресекается. Обычно на эту роль
выдвигаются харизматические личности.
Специфическими чертами тоталитарного
режима является организованный террор
и тотальный контроль, применяемые для
обеспечения приверженности масс партийной
идеологии. Аппарат тайной полиции и служб
безопасности с помощью крайних методов
воздействия вынуждает общество жить
в состоянии страха. В таких государствах
конституционные гарантии либо не существовали,
либо нарушались, вследствие чего становились
возможными тайные аресты, содержание
людей под стражей без предъявления обвинения
и применение пыток. Кроме того, тоталитарный
режим поощряет и широко использует доносительство,
сдабривая его "великой идеей", например,
борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые
происки врагов становятся условием существования
тоталитарного режима. Именно на "врагов",
"вредителей" списываются ошибки,
экономические беды, обнищание населения.
Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо
в Германии. На такие органы не распространялись
никакие правовые и судебные ограничения.
Для достижения целей эти органы могли
делать всё, что угодно. Действия их направлялись
властью не только против отдельных граждан,
но и против целых народов и классов. Массовое
истребление целых групп населения во
времена Гитлера и Сталина показывает
огромную власть государства и беспомощность
рядовых граждан.
Кроме того, для тоталитарных режимов
важным признаком является монополия
власти на информацию, полный контроль
над СМИ.
Жесткий централизованный контроль над
экономикой - важная черта тоталитарного
режима. Здесь контроль служит двоякой
цели. Во-первых, возможность распоряжаться
производительными силами общества создает
необходимую политическому режиму материальную
базу и опору, без которой тоталитарный
контроль в остальных сферах вряд ли возможен.
Во-вторых, централизованная экономика
служит в качестве средства политического
управления. Например, люди насильно могут
быть перемещены для работы в те области
народного хозяйства, где не хватает рабочей
силы.
Милитаризация - также одна из основных
характеристик тоталитарного режима.
Идея военной опасности, "осажденной
крепости" становится необходимой,
во-первых, для сплочения общества, для
построения его по принципу военного лагеря.
Тоталитарный режим агрессивен по своей
сути, и агрессия помогает достичь сразу
несколько целей: отвлечь народ от его
бедственного экономического положения,
обогатиться бюрократии, правящей элите,
решить геополитические проблемы военным
путем. Агрессия при тоталитарном режиме
может питаться и идеей мирового господства,
мировой революции. Военно-промышленный
комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.
Государство при тоталитаризме как бы
берет на себя заботу о каждом члене общества.
Члены общества полагают, что обеспечивать
их, поддерживать, защищать во всех случаях
должно государство, особенно в сфере
здравоохранения, образования, в жилищной
сфере.
Однако социальная цена за такой способ
осуществления власти со временем все
возрастает (войны, разрушение мотивации
к труду, принудительность, террор, демографические
и экологические потери, а также другие
проблемы), что приводит, в конечном счете,
к сознанию вредности тоталитарного режима,
необходимости его ликвидации. Тогда начинается
эволюция тоталитарного режима. Темпы
и формы этой эволюции (вплоть до разрушения)
зависят от социально-экономических сдвигов
и соответствующего этому возрастания
людей, политической борьбы, а также других
факторов.
Обстановка в мировом сообществе конца
XX века свидетельствует, что антидемократические
режимы исторически и политически изжили
себя. Мир должен переходить к демократии
как к более необходимому политическому
режиму. В XX веке уже был пример, когда
противоречия двух тоталитарных режимов
привели к войне.
1.2. Демократические концепции государственного управления, основанные
на идее «государства – добра», «государства
– ночного сторожа» и др., представлены
множеством самых различных школ.
Но при всех различиях демократических
концепций государственного управления
все они опираются на принципы демократии,
общечеловеческие ценности, общие, а не
классовые интересы, политический и идеологический
плюрализм, господство права и т. д.
Демократические концепции государственного
управления представлены огромным количеством
различных школ, в том числе школ, связанных
с идеями «государства-зла» и «государства-добра»,
«государства – ночного сторожа», и «государства
– всесильного регулятора», школ, отстаивающих
приоритет экономических или политических
методов управления, концепциями государства
всеобщего благоденствия и государства, создающего
лишь благоприятные условия для деятельности
индивида, идеями «рациональной бюрократии»,
технократиии другими концепциями, требующими, с
одной стороны, разделения государственного и
муниципального управления, с другой –
представления о муниципальных органах
как «агентах государства».
При всех различиях
демократические концепции опираются на
общие постулаты управления – общечеловеческие ценности, принципы
демократии, политического и идеологического плюрализма,
разделения властей, господства права,
признание местного самоуправления и
т. д.Они отвергают тоталитаризм и авторитаризм, утверждают
подконтрольность чиновника населению,
ставят его на службу общим (а не классовым) интересам.
Демократия (от
греч. demos — народ, kratos — власть, правление)
— форма правления, при которой граждане
лично или через избранных представителей
осуществляют право принятия (политических)
решений. Д. основывается на признании
народа в качестве источника власти и
предполагает власть большинства, равноправие
граждан, верховенство закона и т.д. При
непосредственной демократии основные
решения принимаются самими избирателями
(напр., посредством референдумов), при
представительной демократии решения
принимаются выборными учреждениями (напр.,
парламентами). Форма правления, где власть
большинства реализуется в рамках конституционных
ограничений, гарантирующих меньшинству
осуществление определенных индивидуальных
или коллективных прав (таких, напр., как
свобода слова, вероисповедания и т.д.),
называется либеральной, или конституционной
демократией.
Впервые демократический
образ правления утвердился в Др. Греции.
Отцом греч. Д. считается Солон, начавший
в 594 до н.э. реформу государственного устройства
Афин. Начиная с 17 в. демократический способ
управления постепенно утверждается в
развитых западноевропейских странах.
Так, во Франции в 1814 было 100 тыс. избирателей
при населении 30 млн человек. Женщины получили
право голоса только после Первой мировой
войны (в Швейцарии в 1971). Только в 1970-е
гг. возраст самых молодых избирателей
был снижен до 18 лет.
Демократия означает
периодическое обновление системы власти
путем свободного, регулируемого законом
волеизъявления граждан. Понятие «Д.»
неразрывно связано с понятием «гражданское
общество», охватывающим сферу спонтанного,
огражденного законом самопроявления
индивидов и добровольных ассоциаций
и включающим всю совокупность неполитических
отношений в обществе. Государство устанавливает
законы, препятствующие прямому вмешательству
и произвольной регламентации деятельности
граждан со стороны органов государственной
власти. Основным инструментом обратного
воздействия гражданского общества на
государство является демократия..
1.3. Государственно- религиозные
методы управления.
Концепция государственного управления
многих мусульманских стран основана
на государственно-религиозных подходах.
Например, концепция мусульманского фундаментализма
основана на идеях халифата, на отрицании
выборов в органы государственного управления.
В целом, методология
государственного управления формирует
на основе законов общественного развития и под влиянием субъективных факторов.
Правильное отражение
и использование в системе государственного
управления законов общественного развития
обеспечивает продвижение общества вперед.
В случае обратного действия – возникают
диспропорции, противоречия, конфликты.
Безусловно,
законы не зависят от воли и сознания людей,
являются объективными, но люди не бессильны
перед ними. Познавая объективные законы,
они предопределяют объективную необходимость
своих действий, сознательно организуют
свою деятельность.
Отсюда следует,
что деятельность людей определяется
не только закономерностями, но и субъективным фактором, связанным с их сознанием. А это обусловливает
возможность воздействия на их поведение.
Суть управленческих
решений предопределяется целями управления. Отсюда следует, что
формирование целей государственного
управления и их обоснование – крайне
сложная и ответственная задача. Поставленная
цель отражает необходимость достижения
заданного состояния управляемого объекта
в соответствии с намеченными перспективами
в установленные сроки.
Свое выражение
государственное управление находит в
соответствующих функциях, которые определяют его деятельность,
связанную с достижением и решением соответствующих
задач и поставленных целей. Функции государства
отражают природу государства, его волю
и власть. При этом следует различать функции
государства и функции государственного
управления. Последние имеют более конкретный
характер, зависят от органа управления,
его назначения.
Основополагающие
правила и рекомендации, которые должны
учитываться и выполняться в практической
деятельности на всех уровнях управления,
заложены в принципах государственного управления.
Принципы связывают теорию управления
с управленческой практикой.
Использование
основополагающих принципов государственного
управления существенно повышает эффект
управленческой деятельности. Каждый
управленец на уровне своего познания,
общей и профессиональной культуры использует
принципы государственного управления
в свое
Государственно-религиозные, теократические
(например, в Саудовской Аравии) или клерикальные (в
Иране) подходы к публичному управлению
типичны для многих мусульманских стран.
Концепции мусульманского
фундаментализма в отношении управления
связаны с идеями халифата как лучшей формы
управления с отрицанием выборов в органы государства
(они заменяются назначением монархом
совещательного совета – ашшуры – при
правителе). Вместо участия граждан в управлении используется
практика меджлиса (прием в установленные дни
любого правоверного главой государства,
который одновременно является имамом
– религиозной главой, и членами его семьи).
В арабских странах, которые испытали
влияние либеральных идей и являются республиками
(Алжир, Египет и др.), сохранились лишь элементы
прежних порядков (фактическое недопущение
женщин к политике и государственной службе,
ашшура превратилась в частично избираемый
консультативный совет при президенте).
Проанализировав
понятие теократии, можно подвести некоторые
итоги: в ходе исторического развития
теократия принимала различные формы
– от родоплеменных образований до теополитических
сообществ и государств; теократия характеризуется
политико-властными взаимодействиями,
складывающимися по поводу осуществления
религиозно- правовых норм и в результате
осуществления высшей политической власти
религиозными лидерами. Теократия – это
система религиозно- политических властеотношений,
складывающихся в родоплеменных союзах
на стадии их перехода к государству, в
государствах и в теополитических сообществах
в процессе реализации религиозно-правовых
предписаний, а в некоторых случаях также
и в ходе осуществления верховной политической
власти религиозными лидерами.
В качестве непосредственных
участников государственного управления
выступают субъекты и объекты
управления, которые четко разграничены между собой, весьма разнообразны
и имеют определенную структурно-функциональную
характеристику. Можно сказать, что сущность государственного управления во многом проявляется в характере взаимоотношений
субъекта и объекта. От объекта управления
в значительной степени зависят организационная
структура субъекта, его конкретная функция
и т. д. Процесс управления считается состоявшимся
при передаче команды.
Выделение субъекта
и объекта государственного управления
имеет важный методологический и практический
смысл – позволяет конкретизировать цели
и содержание государственно-управляющих
воздействий, определять специфику и формы
государственного управления в рамках
конкретного направления, выявлять целесообразность
и результативность тех или иных видов
деятельности, а также выявлять и анализировать
соотношения между элементами субъекта
и объекта государственного управления,
между управленческой и другими видами
деятельности (производственной, научной
и др.) как в масштабах всего общества,
так и в рамках его отдельных составляющих.
Субъекты и объекты
принципиально отличаются друг от друга,
их следует рассматривать как элементы
государственного управления, имеющие
качественное различие. Можно выделить,
по крайней мере, три существенных отличия:
-по характеру и видам
общественных отношений, главным участником
которых является человек. Но его участие
осуществляется по-разному, имеют место
различные результаты участия;
-по видам и технологиям деятельности, которые требуют от человека определенных знаний, навыков, профессиональной подготовки, орудий труда;
-по социальным ролям, которые выполняет человек исходя из своих способностей и интересов, и которые находят общественное признание.
В качестве субъектов государственного управления выступают государственные органы, институты, организации, в целом государство и народ.
Главным
субъектом государственного управления в демократическом,
правовом государстве является народ,
который посредством выбора своих полномочных
представителей во властные структуры
участвует в процессе управления. Именно
народное представительство придает системе
государственного управления демократический
характер.
Государство в системе государственного управления
выступает как сложная общественно-политическая
система, важнейшими компонентами которой
являются: народ, территория, суверенитет,
система права, система власти и управления
консолидирующий субъект управления.
Действуя от имени народа, государство
создает свои органы: парламент, правительство,
суд и другие органы, которые, в свою очередь,
выступают как субъекты управления. Через
органы государственного управления,
соответствующие структуры и механизмы
государство обеспечивает реализацию
своих целей и функций, формирует и закрепляет
всеобщую волю.
По сути, главное отличие
государства от всех других форм социальной
организации и состоит том, что оно выступает
в качестве главного и единственного субъекта
государственной власти, действие которой
распространяется на всех граждан и на
всю территорию, подпадающую под юрисдикцию
данного государства.
Для обеспечения своей
разнонаправленной управленческой деятельности
государство создает свой аппарат, который
функционирует на профессиональной основе,
имеет сложную структуру и рассматривается
как совокупный профессиональный субъект
управления. При этом для государственного
управления принципиальное значение имеет
состояние аппарата, иерархичность построения,
качество персонала и другие характеризующие
его параметры.
Соответствующий
орган, должностное лицо в системе государственного
управления выступают в качестве конкретного
субъекта управления.
Существует огромное
разнообразие субъектов государственного
управления, обладающих государственной
властью, но все они существенно
отличаются друг от друга. Они отличаются:
-по социальной роли;
-по характеру и видам управленческой деятельности;
-по технологиям и методам управления.
В то же время все субъекты
государственного управления обладают
рядом универсальных признаков,
отражающих их сущность. Каждый субъект управления:
-выражает интересы определенной социальной
общности – народа, класса, социальной
группы;
-является системно организованным, ему свойственны черты социальной системы;
-выделяет определенные функции;
-обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный компоненты;
-занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата;
-принимает строго определенные виды решений.
В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в распоряжении: экономические, политические, идеологические и т. д. Например, с целью обеспечения ускоренного развития определенного экономического объекта для него могут устанавливаться преференции, предоставляться инвестиции. По отношению к управляемому объекту могут быть использованы и различные способы поощрений, разрешений или устанавливаться определенные требования, запреты, а за невыполнения их – определенная ответственность. Путем судебного решения государство может запретить политическую партию за ее антиконституционность; мэрия – не разрешить политическую демонстрацию с националистическими лозунгами, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т. д. Но государственные органы и должностные лица как субъекты государственного управления могут применять только те средства и методы управления, которые разрешены им законом.
При этом в самом субъекте государственного управления возникают отношения, виды деятельности, проявляются социальные роли, которые направлены на разработку и практическое осуществление управляющих воздействий. Можно сказать, что материальным проявлением управленческих отношений являются управленческие решения и действия. Или, иными словами, выполняемые субъектами управления виды деятельности и их социальные роли, которые обеспечивают разработку и практическое осуществление управляющего воздействия – управленческих решений и действий, через которые находят свое выражение управленческие отношения.
Более того, в самом субъекте государственного
управления, представляющем собой сложную
иерархическую систему, возникают внутренние
управленческие отношения, направленные
на управление вышестоящими государственными
органами или должностными лицами нижестоящих.
То есть речь идет о наличии управленческих
отношений внутри иерархии, о «внутреннем»
управлении в самом субъекте государственного
управления.