Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 02:27, курсовая работа
Методологические установки и подходы к государственному управлению могут существенно отличаться друг от друга, что обуславливает формирование различных школ, объединяющих ученых-единомышленников. Например, во всей совокупности методологических подходов можно выделить тоталитарный, демократический и государственно-религиозный подходы.
Метод государственного управления – это способы воздействия на управляемый объект, обеспечивающие достижение желаемого результата.
Постановка задач в отношении управляемого объекта и оценка результатов государственного управления, как правило, осуществляются через систему критериев и показателей.
Введение
Глава 1. Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика.
1.1. Тоталитарный подход.
1.2. Демократические концепции государственного управления.
1.3. Государственно- религиозные методы управления.
Глава 2. Субъекты государственного управления. Государство как субъект управления.
Глава 3. Объекты государственного управления. Общественные процессы как объекты государственного управления.
Глава 4. Принципы государственного управления.
Заключение.
Список литературы.
В самом общем понимании
под объектом управления понимается то, на что направлено
управляющее воздействие субъекта. При
этом именно управляемый объект, его сущность
предопределяют содержание процесса управления,
выбор форм и методов управления.
В силу того, что объектами
государственного управления являются
многочисленные процессы, которые протекают
в обществе, конкретное содержание самого
понятия объекта может трактоваться по-разному.
В научных публикациях зафиксировано несколько, подчас самых противоположных, представлений об объектах государственного управления. Длительное время поддерживалось мнение, что государство призвано управлять чуть ли не всеми общественными процессами, определять сознание, поведение и деятельностью людей. Такое выделение объекта государственного управления характерно для тоталитарных систем. Обратные этому суждения вообще оставляют государство без управляемых объектов (либерализм).
В условиях командно-административной системы управления, исходя из марксистской концепции экономического детерминизма, в качестве основного объекта государственного управления выступала экономика. Безусловно, экономика играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества с точки зрения его ресурсного обеспечения, удовлетворения потребностей человека. Но не менее значимыми являются и другие сферы и институты, отношения, которые складываются в обществе, взаимоотношения между личностью, обществом и государством. Например, в качестве особого объекта государственного управления можно выделить межнациональные отношения, которые относятся к общественно-политическим. Здесь государство берет на себя защиту интересов, прав и свобод и по отношению к отдельно взятому человеку, и по отношению к национально-этническим, профессиональным, культурным и иным меньшинствам. Другой пример – без государственного управления трудно представить развитие системы образования, здравоохранения, культуры, науки или обеспечить помощь нетрудоспособным гражданам, молодежи, детям, бороться с преступностью, коррупцией и т. д.
Наиболее обоснованной по этому вопросу является точка зрения Г. В. Атаманчука, который отмечает, что в общественных отношениях, различных видах деятельности и многообразных социальных ролях государство управляет не всеми, а только теми их проявлениями, сторонами, взаимосвязями, которые имеют значение для всего общества, относятся к реализации всеобщих потребностей, интересов и целей.
В качестве объекта государственного управления он выделяет «…те общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей».
Исходя из вышесказанного можно отметить, что общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые связаны непосредственно с воспроизводством материальных благ и услуг, духовных продуктов и условий для жизнедеятельности людей, выступают в качестве объектов управления. Именно общественные интересы и потребности общества и граждан являются управляемыми со стороны государства.
При этом речь идет об общественных отношениях и их проявлениях, которые имеют значение для всего общества, отражают всеобщие потребности, интересы и цели.
Выделение объекта государственного управления, которое связано с общественными отношениями, видами деятельности и социальными ролями, которые складываются в определенной общности людей (социальной, национальной или иной), проявляются в поведении отдельных граждан, имеющем общественное значение, и связанные с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей, отражают специфику включения управленца в те или иные общественные отношения, выполняемые им виды деятельности и социальные роли.
Например, управленец, имеющий техническое образование, находясь на государственной службе в аппарате управления, должен обеспечивать соответствующий уровень принимаемых решений и действий, опираясь на совокупность определенных знаний, навыков и опыт, в том числе и в области государственного управления. Управляя производственным процессом, его действия носят иной характер, он должен обеспечить эффективное производство, используя при этом иные знания.
Понимание и осмысление сущности объектов государственного
управления позволяют понимать и оценивать,
вырабатывать концептуальные подходы
к решению многих проблем государственного
управления.
Объект государственного управления представляет собой сложное структурное
образование, включающее:
-важнейшие сферы жизнедеятельности;
-общественные процессы;
-территориальные образования;
-государственные и общественные организации;
-социальные общности;
-производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, энергетика, транспорт, связь, торговля, лесное хозяйство);
-социальную сферу (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм);
-административно-политическую сферу (внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, защита интересов, охрана прав и свобод граждан, субъектов хозяйствования).
В первую очередь необходимо выделить организованные объекты, ибо если нет
организации, то и будет отсутствовать
эффект управляющего воздействия. К признакам
таких объектов относятся:
-наличие широкой сферы самостоятельности на основе саморегуляции при соблюдении гарантий их прав;
-закрепление функциональной подчиненности социальных объектов вышестоящим органам – т. е. каждый объект имеет свои, разноуровневые субъекты управления;
-предоставление объектам гарантий возможного участия в решении государственных задач на всех уровнях управления путем внесения вопросов на рассмотрение, обсуждение проектов решений, представительства в разных звеньях управления;
-юридическое закрепление статуса подобных объектов-организаций.
По отношению к объектам
государственного управления принципиально
важными являются следующие положения:
-объекты имеют приоритет перед субъектами
государственного управления, ибо первичным
и главным для жизнедеятельности людей
является производство материальных и
духовных продуктов и социальных условий;
-управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и общественно-исторические условия и закономерности, в соответствии с ними выстраивают технологии своей деятельности. Например: «человек-машина», «человек-технология», «человек-природа», «человек-машина-технология» и др.;
-управляемые объекты рационально и эффективно функционируют лишь в адекватных им организационных формах. Самое сложное и необходимое в данном аспекте для управляемых объектов заключается в работе таких организационных форм, которые бы создавали условия для полной реализации возможностей, заложенных в соответствующих общественных отношениях, видах деятельности и социальных полях;
-управляемые объекты, поскольку их активность имеет общественный характер, связана с потреблением и производством общественных ценностей, нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом определении порядка формирования, общественного статуса, процедур общественной подотчетности и контроля.
Выделение объектов государственного управления позволяет использовать дифференцированный подход к различным видам общественных отношений, более четко конкретизировать и формулировать цели, вырабатывать механизм государственного управления, обеспечивать эффективность его функционирования.
Выступая в качестве объекта управления,
общественные отношения придают ему отличительные
черты. Это связано с тем, что именно человек,
со свойственными ему ценностями, целями,
мотивами, установками и т. д., является
центром (стержнем) управляемых объектов.
Отсюда можно выделить следующие свойства,
присущие этому объекту управления:
-самоактивность как условие жизнедеятельности и естественное
состояние человека;
-адаптивность к природным и социальным условиям, в которых человек сохраняет и развивает себя;
-целенаправленность, связанная с ориентацией человека на конечные результаты, отношения и т. д.;
-способность к самоуправлению, что присуще человеку и связано с его жизнедеятельностью и саморазвитием, его осознанной объективной деятельностью;
-зависимость от объективных условий и факторов жизнедеятельности общества, их воспроизводства.
Выделенные свойства управляемого объекта предопределяют формы и методы управляющего воздействия со стороны государства, его масштабы.
Человеку, который является стержнем общественных отношений, свойственно объединение с другими людьми в процессе их совместной деятельности, что обусловливает появление коллективов, различных объединений людей, ведет к формированию широких и достаточно сложных общностей (классы, слои, сословия, профессиональные группы, территориальные общности и т. д.), производственные комплексы и т. д.
Поэтому в
обществе как в управляемой системе в
ее структурно-компонентном представлении,
можно выделить три уровня: человек –
коллективы и объединения людей – общество
в целом. На первом уровне реализуются
социальные роли; на втором – виды деятельности;
на третьем – виды общественных отношений.
Это позволяет определять диапазон управляющего
воздействия государства.
Исходя из сущности
и особенностей объектов государственного
управления, можно выделить следующие
присущие им свойства:
-самоактивность управляемых объектов, т. е. их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных), побудительных причин. Самоактивность управляемых объектов реализуется в различных формах: в преобразовании окружающих условий и взаимодействий в соответствии с представляемыми их компонентами; в установлении с ними активного взаимодействия; в приспособлении к складывающейся ситуации;
-целенаправленный характер развития объектов, ориентация их на конкретные предметы, явления, отношения, результаты;
-адаптивность (
-самоуправление (социальное саморегулирование) своей жизнедеятельности и своего развития;
-зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности.
Комплекс свойств управляемых объектов (систем), особенно таких, как: самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способность к самоуправлению определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты управляемые объекты (системы), чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление может быть «мягче» и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.
В компонентно-структурном
отношении в государственном
управлении четко просматриваются три основных уровня управляемых объектов:
-человек в проявлениях его сознания, поведения,
трудовой и общественной деятельности,
в своей ценностной социально-продуктивной
активности;
-коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;
-общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие активности людей и их объединений.
В соответствии с основными сферами жизнедеятельности
управляемые объекты можно подразделить
на следующие видовые группы: экономические, социальные
и духовные.
В большинстве экономических управляемых объектов осуществлено непосредственное соединение
рабочей силы (человека) и средств производства.
Социальные
управляемые объекты осуществляют деятельность, направленную
на сохранение жизни и здоровья человека,
его физическое развитие, создание жилищных,
коммунальных, торговых и бытовых условий,
в которых выражается процесс воспроизводства
и общение человека.
К духовным управляемым объектам относятся те организационные проявления
активности личности, коллективов, общностей
людей, посредством которых осуществляется
как духовно-теоретическая деятельность,
так и духовно-практическая.
Система, управляемая
во всем многообразии составляющих ее
компонентов, имеет существенное отличие
от системы управляющей. Если для государственного
аппарата характерно преобладание иерархических,
субординационных, вертикальных отношений,
то формирование и развитие гражданского
общества опирается на горизонтальные,
невластные, диспозитивные связи.
Реализация государственного
управления базируется на принципах
– фундаментальных положениях, проверенных
теорией и практикой.
Принцип (от лат. principium
– первоначало, первооснова) отражает
закономерности, отношения, взаимосвязи
между элементами системы государственного
управления. Принципы государственного управления – это фундаментальные, научно обоснованные
и в большинстве случаев законодательно
закрепленные положения, на основе которых
строится и функционирует система государственного
управления.
Анри Файоль считал,
что для того чтобы осуществлять управленческую
деятельность, надо опираться на принципы,
т. е. на признанные истины, считающиеся
доказанными».