Принципы и регулирование муниципальных выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Последующие демократические преобразования в обществе, признание и возникновение политического многообразия, формирование многопартийности создали благоприятные условия для наполнения данного права реальным содержанием. В отличие от предшествующих конституционных установлений комментируемая статья не упоминает об участии граждан в управлении также общественными делами. Право на это вытекает из другой статьи - 30-й. Участию граждан в местном самоуправлении как институте самоорганизации населения, не входящем в систему государственной власти, посвящены статьи 12, 130-133 Конституции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные понятия муниципальных выборов…………………….... 4
1.1 Понятия муниципальных выборов……………………………………… 4
1.2 Виды муниципальных выборов…………………………………………. 5
Глава 2. Принципы и регулирование муниципальных выборов……………. 7
2.1 Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов…………………………………………………………………………… 7
2.2 Правовое регулирование муниципальных выборов…………………….. 10
Заключение ……………………………………………………………………… 12
Библиографический список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

муниципальные выборы.docx

— 30.84 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

 

Глава 1. Основные понятия  муниципальных выборов…………………….... 4

    1. Понятия муниципальных выборов……………………………………… 4
    2. Виды муниципальных выборов…………………………………………. 5

 

Глава 2. Принципы и регулирование  муниципальных выборов……………. 7

2.1 Основные принципы организации  и проведения муниципальных выборов…………………………………………………………………………… 7

2.2 Правовое регулирование  муниципальных выборов…………………….. 10

 

Заключение ……………………………………………………………………… 12

 

Библиографический список литературы……………………………………… 13

Введение

Впервые право граждан  участвовать в управлении государственными и общественными делами, было сформулировано в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 46) вслед за Конституцией СССР 1977 г. Его провозглашение в условиях все еще сохранявшейся монополии на власть партийно-государственной элиты, административно-приказной системы номенклатурного управления превращало это право в декларацию.

Последующие демократические  преобразования в обществе, признание  и возникновение политического  многообразия, формирование многопартийности создали благоприятные условия  для наполнения данного права  реальным содержанием. В отличие  от предшествующих конституционных  установлений комментируемая статья не упоминает об участии граждан  в управлении также общественными  делами. Право на это вытекает из другой статьи - 30-й. Участию граждан  в местном самоуправлении как  институте самоорганизации населения, не входящем в систему государственной  власти, посвящены статьи 12, 130-133 Конституции.

Право граждан участвовать  в управлении делами государства  неразрывно связано с принципом  народовластия - одной из основ конституционного строя. Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение  граждан в сферу принятия и  осуществления государственных  решений, в сферу политики. Тем  самым преодолевается отчуждение гражданина от государства.

Актуальность данной работы заключается в том, что исследование результативности избирательных систем на муниципальных выборах представляет большой интерес, так как данная тема недостаточно разработана в отечественной литературе.

Цель работы дать определение  муниципальным выборам.

Исходя из цели, мною были определены основные задачи работы:

-  охарактеризовать основные виды выборов;

-  провести исследование нормативно правовой базы по выбранной теме.

Глава 1. Основные понятия муниципальных выборов

1.1.  Понятие муниципальных выборов

Муниципальные выборы –  это акт самоуправления, который  основывается на социальной активности населения, осознании им своей ответственности  за управление местными делами. Я считаю, что муниципальные выборы должны не только обеспечивать подбор лучших представителей населения в органы местного самоуправления, но и давать возможность населению в процессе избирательной кампании оценивать  деятельность органов и должностных  лиц местного самоуправления, определять пути и способы улучшения их работы. И задачи эти вполне реальны, ибо  выборы проводятся обычно в относительно небольших поселениях, где кандидатами  являются граждане, как правило, хорошо известные населению; проблемы, о  которых они говорят на встречах с избирателями, им близки и понятны, затрагивают интересы каждого жителя муниципального образования1.

Муниципальные выборы проводятся:

-  во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.);

-  во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, можно дать более полное определение: муниципальные  выборы – это форма прямого  волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных  образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

 

1.2. Виды муниципальных  выборов

Рассматривая вопрос о  видах муниципальных выборов, необходимо, прежде всего, выделить основные выборы, которые можно подразделить на очередные  и досрочные выборы.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением срока  полномочий органа или должностного лица местного самоуправления.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования  и не может быть менее двух и  более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его  избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного  должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в  день вступления в должность вновь  избранного должностного лица местного самоуправления.

Досрочные муниципальные  выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов  и должностных лиц местного самоуправления2.

Так, полномочия представительного  органа местного самоуправления согласно Закону об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. могут быть прекращены досрочно законом субъекта РФ в случае его роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Закона (ответственность представительного  органа муниципального образования  перед государством).

Муниципальные выборы могут  быть также повторными и дополнительными.

Повторные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными, либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые  со статусом депутата, а кандидат, избранный  на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые  со статусом выборного должностного лица, а также в других установленных  законом случаях (при проведении выборов по многомандатным избирательным  округам, когда не все мандаты  оказались замещенными, и др.).

Дополнительные выборы назначаются  в одномандатном избирательном  округе в случае досрочного прекращения  полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу3. Они могут быть назначены также и в многомандатном округе в случае и порядке, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат  не может быть избран на срок более  одного года.

Таким образом, муниципальные  выборы, являясь наряду с местным  референдумом высшим непосредственным выражением воли населения муниципальных  образований, занимают особое место  в системе местного самоуправления. Посредством муниципальных выборов  граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления  функций местного самоуправления в  качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления.

 

 

Глава 2. Принципы и регулирование муниципальных  выборов

2.1 Основные принципы  организации и проведения муниципальных  выборов

В соответствии с международными избирательными стандартами всеобщее избирательное право применительно  к муниципальным выборам означает в принципе, что каждый человек  имеет право избирать и быть избранным  в органы местного самоуправления4.

Вместе с тем это  право может быть ограничено требованиями, предъявляемыми к реализации активного  и пассивного избирательного права. Федеральное законодательство устанавливает, что активным избирательным правом граждане обладают:

-  во-первых, по достижении 18 лет;

-  во-вторых, их место жительства должно быть расположено в пределах соответствующего избирательного округа. На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, правом участвовать в муниципальных выборах обладают иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.

Принцип равного избирательного права призван обеспечить участие  граждан в муниципальных выборах  на равных основаниях: каждый избиратель имеет один голос; в тех же случаях, когда избирательная система  предусматривает наличие у избирателей  более одного голоса, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Поэтому, если на выборах в представительный орган муниципального образования  образуются избирательные округа с  разным числом мандатов, каждый избиратель имеет либо число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению  в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Гарантией равного избирательного права является также законодательное  требование к образованию избирательных  округов: они образуются примерно с  равным числом избирателей с установленными законом допустимыми отклонениями от средней нормы представительства избирателей. Принцип равного избирательного права предполагает также: равенство возможностей всех избирательных объединений, кандидатов, участвующих в муниципальных выборах.

Принцип прямого голосования  на муниципальных выборах означает, что избиратели голосуют за кандидатов, списки кандидатов, а в случаях, предусмотренных  законом, – и против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно.

Принцип тайного голосования, закрепляемый избирательным законодательством, призван исключить возможность  какого-либо контроля за волеизъявлением  гражданина на муниципальных выборах.

Участие гражданина в муниципальных  выборах является свободным и  добровольным. Никто не вправе оказывать  воздействие на гражданина с целью  принудить его к участию или  неучастию в выборах либо воспрепятствовать  его свободному волеизъявлению.

Открытость и гласность  муниципальных выборов предполагает, что назначение, подготовка и проведение выборов осуществляются открыто  и гласно5. Информация о муниципальных выборах, включая сведения о кандидатах, участвующих в выборах политических партий, нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации и проведения муниципальных выборов, решениях избирательных комиссий, должна своевременно и в полном объеме доводиться до сведения избирателей, других участников избирательного процесса в муниципальных образованиях.

Деятельность избирательных  комиссий при подготовке и проведении муниципальных выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении  результатов выборов осуществляется также открыто и гласно.

Обеспечение гласности и  открытости муниципальных выборов  предполагает также создание необходимых  условий для объективного освещения  избирательной кампании средствами массовой информации, для осуществления  общественного контроля и международного наблюдения за муниципальными выборами.

Обеспечение честных, справедливых и подлинных муниципальных выборов  предполагает создание равных правовых условий участия в выборах  для всех кандидатов, избирательных  объединений, для их состязательности и конкуренции на выборах, для  исключения возможностей фальсификации  их результатов, для своевременного и в полном объеме информирования о финансировании избирательных  кампаний кандидатов, политических партий.

Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных  комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается

Муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий выборных органов  и должностных лиц местного самоуправления. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты (члены) указанных органов, выборные должностные  лица местного самоуправления, устанавливается  уставом муниципального образования  и не может быть менее двух и  более пяти лет.

Таким образом, муниципальные  выборы, как и выборы государственных  органов власти, только в том случае выполняют свое социальное предназначение, играют роль действенного демократического инструмента выявления воли граждан, когда они являются подлинно демократическими, свободными, справедливыми, проводятся регулярно в установленные сроки. Для этого Федеральное избирательное  законодательство, основываясь на международных  избирательных стандартах, закрепляет фундаментальные принципы организации и проведения выборов, призванные обеспечить их демократический, свободный и периодический характер в Российской Федерации.

2.2.  Правовое регулирование муниципальных выборов

Для современного этапа развития законодательства о муниципальных  выборах характерно следующее:

Информация о работе Принципы и регулирование муниципальных выборов