Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:42, контрольная работа
Формирование населением органов публичной власти различных уровней обеспечивает отражение интересов различных групп граждан. А отсутствие административной соподчиненности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивает их взаимодействие в качестве самостоятельных представителей интересов населения. Это создает условия для наиболее адекватного отражения системой органов публичной власти многообразных, в том числе конкурирующих, интересов различных территориальных сообществ.
Обязательность наличия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления как самостоятельных органов власти, выражающих интересы различных территориальных сообществ, заложена в Конституции РФ.
Введение . . . . . . . . . . . 3
1. Основные принципы местного самоуправления: самостоятельность решений населения всех вопросов местного значения; организационная обособленность; многообразие организационных форм осуществления; соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам . 6
2. Понятие системы местного самоуправления. Сочетание форм прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 20
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
\
Контрольная работа
по муниципальному праву
Тема № 4:
«Принципы и система местного самоуправления»
Адрес
местожительства:
Индекс _________________________ ФИО___________________________
Город _________________________
Улица _________________________
Дом _________________________ Вид обучения - заочное
Тел. сл. ________________________ Курс ________ набор _____________
Тел.дом.______________________
БЕЛГОРОД - 2012
Содержание
Введение . . . . . . . . . . .
1. Основные
принципы местного
2. Понятие системы
местного самоуправления. Сочетание
форм прямой и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 20
Введение
Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, реализации иных полномочий, отнесенных к ведению местного самоуправления Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также актами, принятыми в соответствии с ними.
К общим принципам местного самоуправления относятся:
В соответствии с действующими конституционными нормами концепция государственного устройства Российской Федерации базируется на трехуровневой организации публичной власти. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно (путем прямого волеизъявления) и через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации (далее - федеральная власть), государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - региональная власть) и местного самоуправления (далее - муниципальная власть). Каждый из этих уровней публичной власти организационно обособлен, т.е. самостоятелен в пределах своей компетенции.
Реализация указанного концептуального подхода к организации государственного устройства Российской Федерации обеспечивается установлением конституционных норм о том, что центральные (федеральные), региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) органы власти в определенной мере организационно обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но природа их, по существу, одинакова: все эти органы власти получают свои полномочия от народа (населения соответствующей территории); имеют свою компетенцию, установленную законодательно; содержание их деятельности определяется обеспечением прав и свобод человека и гражданина; их решения и действия могут быть обжалованы в суд.
В Российской Федерации наряду с общегосударственными интересами (интересами народа Российской Федерации) признаются общие интересы граждан, населения отдельных территориально обособленных частей государства (субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), и гарантируется защита этих интересов. При этом из норм Конституции РФ о государственном устройстве Российской Федерации следует, что интересы населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований признаются и гарантируются в качестве самостоятельных интересов, не подчиненных общефедеральным интересам.
Предусмотренное федеральной Конституцией государственное устройство Российской Федерации гарантирует возможность реализации гражданами России права участия в управлении делами государства путем выражения своего мнения через федеральные, региональные, местные выборы и референдумы.
Формирование населением органов публичной власти различных уровней обеспечивает отражение интересов различных групп граждан. А отсутствие административной соподчиненности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивает их взаимодействие в качестве самостоятельных представителей интересов населения. Это создает условия для наиболее адекватного отражения системой органов публичной власти многообразных, в том числе конкурирующих, интересов различных территориальных сообществ.
Обязательность наличия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления как самостоятельных органов власти, выражающих интересы различных территориальных сообществ, заложена в Конституции РФ.
Это является федеральной
гарантией демократичности
1. Основные принципы местного самоуправления: самостоятельность решений населения всех вопросов местного значения; организационная обособленность; многообразие организационных форм осуществления; соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам
Многие российские ученые анализировали понятие принципа права, систему принципов организации местного самоуправления и приходили к выводу о необходимости ее конкретизации.
В общем, принципы права, которые применяются
при регулировании основ
К конституционным принципам
- осуществление народом своей
власти непосредственно, а
- признание и гарантированность
местного самоуправления, его самостоятельность
в пределах своих полномочий (
- органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12);
- обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения (ст. 130);
- структура органов местного
самоуправления определяется
- местное самоуправление
- изменение границ территорий,
в которых осуществляется
- органы местного
Однако другие конституционные принципы, в отличие от перечисленных, характеризуются более высоким уровнем детализации правового регулирования местного самоуправления. К ним можно отнести:
- самостоятельное управление
- право граждан избирать и
быть избранными в органы
- обязанность органов местного
самоуправления участвовать в
создании условий для
Российскими учеными предложены различные варианты и классификации общих принципов организации местного самоуправления, например обязательность местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, поселенческо-территориальный, одноуровневость (с принятием Федерального закона 2003 г. N 131-ФЗ - двухуровневость), приближенность к населению, учет мнения населения, учет исторических и иных местных традиций, количественные параметры сельских поселений, наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры (для городского округа), пешеходная и транспортная доступность, принцип города - единый организм1.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является главным критерием развития общества, его способности решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы. Гарантии местного самоуправления - условия и средства, которые обеспечивают организацию и деятельность названного института2, поэтому с целью реализации населением права на осуществление местного самоуправления в Федеральном законе N 131-ФЗ необходимо раскрыть содержание общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации как правовых, территориальных, организационных и экономических.
В научной и учебной литературе по муниципальному праву проблематике принципов организации местного самоуправления (понятию, содержанию, классификации, пределам правового регулирования) уделяется значительное внимание3. Так, В.И. Фадеев считает, что "принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами"4. Он выделил следующие основные принципы местного самоуправления: 1) самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения; 2) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством; 3) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; 4) соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Ю.А. Дмитриев выделяет основные (общие) и частные (специальные) принципы. Под основными принципами он понимает исходные идеи, коренные начала, выражающие главное и решающее в организации и деятельности населения, формируемых им органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Частные принципы относятся им к отдельным сферам местного самоуправления5. Предложенная Ю.А. Дмитриевым классификация основных принципов включает: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов; самостоятельность решения населением вопросов местного значения в интересах местного населения; законность в организации и осуществлении местного самоуправления; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления; обязательность наличия предусмотренных законом органов местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами; неподчиненность одного муниципального образования другому; государственные гарантии и поддержка местного самоуправления; взаимодействие и сотрудничество в обеспечении жизнедеятельности населения органов местного самоуправления с органами государственной власти.
А.Н. Костюков полагает, что правомерно выделение трех групп принципов местного самоуправления: принципов, связанных с общими условиями осуществления местного самоуправления (соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законность в организации и деятельности местного самоуправления; государственное гарантирование местного самоуправления); принципов, определяющих самостоятельность местного самоуправления (организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством; самостоятельность решения населением вопросов местного значения; соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам); принципов, закрепляющих формы осуществления населением права на местное самоуправление (многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; выборность органов и должностных лиц местного самоуправления; коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; гласность местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления)6. Представляется, что данная классификация охватывает основные стороны организации местного самоуправления, но вот принципам территориальной организации местного самоуправления внимания уделено, к сожалению, мало.
Информация о работе Принципы и система местного самоуправления