Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:42, контрольная работа
Формирование населением органов публичной власти различных уровней обеспечивает отражение интересов различных групп граждан. А отсутствие административной соподчиненности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивает их взаимодействие в качестве самостоятельных представителей интересов населения. Это создает условия для наиболее адекватного отражения системой органов публичной власти многообразных, в том числе конкурирующих, интересов различных территориальных сообществ.
Обязательность наличия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления как самостоятельных органов власти, выражающих интересы различных территориальных сообществ, заложена в Конституции РФ.
Введение . . . . . . . . . . . 3
1. Основные принципы местного самоуправления: самостоятельность решений населения всех вопросов местного значения; организационная обособленность; многообразие организационных форм осуществления; соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам . 6
2. Понятие системы местного самоуправления. Сочетание форм прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 20
Основополагающим актом, закрепляющим принципы местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 18).
Под принципами местного самоуправления следует понимать основные идеи и начала, лежащие в основе организации и деятельности населения муниципальных образований, органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
Принципы местного самоуправления имеют следующие особенности:
- предопределяют построение
и функционирование органов
- помогают уяснить сущность и правовую природу местного самоуправления;
- являются критерием
оценки действующей системы
- способствуют сохранению
преемственности в развитии
Принципы муниципального права подразделяют на группы:
1) принципы, связанные
с общими условиями
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- законность муниципально-
- гарантии муниципально-
2) принципы, связанные
с самостоятельностью
- организационное обособление
субъектов муниципально-
- самостоятельность населения
как основного субъекта
- разграничение полномочий
субъектов муниципально-
3) принципы, связанные
с организационными формами
- многообразие организационных
форм осуществления
- сочетание в муниципально-
- выборность субъектов
муниципально-правовых
- сочетание коллегиальности
и единоначалия в деятельности
субъектов муниципально-
- гласность в деятельности
субъектов муниципально-
- ответственность субъектов
муниципально-правовых
Закрепление указанных принципов в законодательстве позволит совершенствовать систему местного самоуправления, приблизить местную власть к населению для более оперативного и действенного удовлетворения потребностей населения муниципальных образований.
Система местного самоуправления в России - это совокупность организационных форм и способов решения населением самостоятельно и непосредственно, а также через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Система включает в себя упорядоченные элементы, и применительно к определенному виду и уровню муниципального образования число этих элементов может отличаться.
Если отвлечься от особенностей, связанных с многообразием муниципальных образований, в системе местного самоуправления Российской Федерации можно выделить несколько подсистем и элементов. В эту систему включаются:
1) формы непосредственного
осуществления населением
2) представительный орган муниципального образования;
3) глава муниципального образования;
4) глава местной администрации;
5) местная администрация;
6) территориальное общественное самоуправление;
7) межмуниципальное
Естественно, все элементы данной системы нельзя найти на некоторых уровнях местного самоуправления.
Так, применительно к муниципальному образованию-поселению с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек следует отметить отсутствие представительного органа. Но зато в таких муниципальных образованиях серьезные права приобретает сход жителей, поскольку через эту форму непосредственной демократии реализуются полномочия представительного органа муниципального образования.
В зависимости от численности населения, территории, масштабов хозяйственной деятельности кардинально может отличаться и структура исполнительных и распорядительных органов муниципального образования. В поселении с несколькими сотнями жителей вся администрация может состоять из старосты, его помощника и счетовода. В большом муниципальном районе и тем более в мегаполисе - городском округе, имеющем несколько сотен тысяч или миллионов жителей, местная администрация состоит из десятков подразделений, которые включают большой штат муниципальных служащих.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 См.: Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в России: основы и пределы (конституционно-правовые аспекты): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. С. 36.
2 См.: Колюшин Е.И. Муниципальное право России: Курс лекций. М.: Норма, 2008. С. 46.
3 См., напр.: Муниципальное право РФ / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Профобразование, 2000; Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994; Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999. С. 146 - 169; Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в РФ // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998.
4 См.: Фадеев В.И. Муниципальное право России. С. 33.
5 См.: Дмитриев Ю.А. Понятие, принципы, предмет и методы муниципального права // Муниципальное право РФ / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Профобразование, 2000. С. 10 - 11.
6 См.: Муниципальное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Костюкова. М., 2007. С. 84 - 90.
7 См.: Выдрин И.В. Муниципальное право России. М., 2004. С. 75 - 79.
8 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2006. С. 97 - 125.
9 См.: Баранчиков В.А. Муниципальное право. М., 2000. С. 47.
10 См.: Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. С. 158.
11 См.: Шеремет К.Ф. Система и содержание общих принципов организации местного самоуправления // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998. С. 47.
12 Постовой Н.В. Муниципальное право России. М., 1998. С. 10.
13 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. С. 188.
14 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 719.
15 Бельский К.С. О системе административного права // Государство и право. 1995. N 3. С. 5.
16 Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. М., 1994. С. 40.
17 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2002. С. 48.
18 Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 231.
19 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. С. 133.
20 См., например: Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2004. С. 56; Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. С. 135; Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. М., 1998. С. 78.
21 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. С. 133-134.
22 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Указ. соч. С. 96.
23 См.: Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003. С. 99.
Информация о работе Принципы и система местного самоуправления