Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:32, контрольная работа
Накопленный на сегодняшний день опыт управления сложными системами, к которым, как отмечалось выше, относится и государственная собственность, показывает, что концептуальной основой управления ею должен стать системный подход. В самом общем виде сущность системного подхода к исследованию сложных объектов выражается тремя основными положениями /32,40/:
Принципы совершенствования
Накопленный на сегодняшний день опыт управления сложными системами, к которым, как отмечалось выше, относится и государственная собственность, показывает, что концептуальной основой управления ею должен стать системный подход. В самом общем виде сущность системного подхода к исследованию сложных объектов выражается тремя основными положениями /32,40/:
любой сложный объект
сбалансированное развитие
и эффективное
объект исследования, рассматриваемый
как система, одновременно
Системный подход дает возможность
исследовать проблемы управления государственной
собственностью в единстве с проблемами
развития экономики в целом, оценить
характер их взаимосвязи, учесть влияние
внешних условий на процессы управления
государственной
Принцип системности
Он является ключевым, в решающей степени определяющим содержание всех остальных принципов, а также формирование методологии решения проблемы в целом.
Применительно к исследуемой предметной области его суть заключается в том, что система управления государственной собственности (СУ ГС) должна рассматриваться как единое целое. Значение этого принципа заключается в том, что он фактически предопределяет выбор целевых установок и соответственно методов управления.
Системы различной природы могут
иметь большое число
Каждый объект системы может
либо состоять из нескольких взаимосвязанных
частей, т.е. сам являться системой,
именуемой в этом случае подсистемой,
либо представлять собой «первичный»
элемент, не подлежащий дальнейшему
разбиению в рамках поставленной
задачи. Состав элементов и способ
их объединения определяют структуру
системы. При этом, если в составе
системы есть подсистемы, то говорят,
что система обладает многоуровневой
структурой . Если подсистемы различных
уровней находятся в
Различают системы открытого типа,
когда они могут
Система называется статической, если параметры, характеризующие состояние системы, не изменяются во времени. В противном случае она называется динамической. Совокупность изменяющихся во времени параметров состояния динамической системы представляет собой траекторию состояний системы.
Системы бывают управляемые, когда
на них оказывается определенное
воздействие в интересах
Анализируя наличие указанных свойств применительно к СУ ГС, можно констатировать, что она:
во-первых, относится к классу
управляемых систем, поэтому поиск
и обоснование рациональных
во-вторых, является динамической
системой, т.к. основные параметры,
характеризующие ее состав, качество
и структуру, меняются с
в-третьих, является системой
открытого типа, т. к. необходимые
для своего развития ресурсы
получает из внешней среды
(от системы вышестоящего
в-четвертых, имеет
Суммируя все сказанное можно заключить, что система управления государственной собственностью является открытой адаптивной управляемой динамической системой, имеющей многоуровневую иерархическую структуру, что требует соблюдения определенных подходов к планированию ее развития. Именно в этом смысле следует понимать вывод о том, что принцип системности определяет содержание всех других принципов управления.
Принцип учета внешней среды
Траектория развития системы управления
государственной
Принцип иерархии целей
Обладая многоуровневой иерархической
структурой, СУ ГС состоит из большого
числа компонентов различной
степени сложности. Многие объекты
государственной собственности
обладают специфическими качествами,
что делает необходимым участие
в управлении объектами государственной
собственности различных
На каждом иерархическом уровне
соответствующий компонент
Во втором случае он сам должен рассматриваться как система, т. е. как объект, цели развития которого, с одной стороны, определяются целями развития системы вышестоящего уровня, компонентом которой он является, а с другой стороны, определяют цели развития всех входящих в него подсистем и элементов.
Таким образом, системный подход устанавливает
четкий порядок определения целей
развития всех компонентов системы
управления государственной собственностью
по принципу «сверху – вниз»: сначала,
исходя из задач, роли и места СУ
ГС в экономике России, определяются
направления (стратегия) ее развития. Исходя
из этого, определяются цели развития
подсистем первого уровня. Затем,
на основе целей развития каждой из
этих подсистем, определяются цели развития
компонентов подсистем второго
уровня и т. д. до последнего уровня,
т. е. строится определенное иерархическое
дерево целей развития всех компонентов
системы управления госсобственностью.
При этом на разных иерархических
уровнях могут применяться
Однако необходимо иметь в виду,
что в теории эффективности под
целью развития системы понимается
некоторый желаемый результат ее
функционирования, который должен быть
достигнут к определенному
конкретного набора
набора расчетных задач,
качественного описания
Первый случай – наиболее простой.
Он позволяет непосредственно
Во втором случае для таких оценок
нужен определенный инструмент (модель),
позволяющий сопоставить
Третий случай представляется наиболее сложным, т. к. требует предварительного определения количественных критериев, позволяющих оценить степень соответствия варианта развития поставленным целям.
При планировании развития системы управления государственной собственностью как многоуровневой иерархической системы должны использоваться все три формы задания целей. При этом первая форма наиболее характерна для нижних уровней иерархии, а третья – для верхних.
Принцип итерационности процесса обоснования
Сложная многоуровневая структура системы управления государственной собственностью приводит к тому, что решения, принимаемые на каждом уровне, оказываются зависимыми от решений, принятых на других уровнях. Это обстоятельство чрезвычайно усложняет процесс принятия решения.
Например, выбор варианта развития какого-либо компонента системы определяется не только целями его развития, установленными в соответствии с иерархией целей, но и диапазоном возможных вариантов развития входящих в него компонентов (элементов) более низкого уровня. Бессмысленно ставить цели, которые из-за правовых, финансовых или иных ограничений не могут быть достигнуты. Следовательно, на каждом уровне при задании целей развития необходимо знать возможности компонентов более низкого уровня. Однако оценить эти возможности можно только в результате исследований, проводимых в процессе поиска рациональных путей достижения поставленных целей, т. е. возникает противоречивая ситуация.
Разрешению этих противоречий способствует изучение предыстории вопроса, опыт и интуиция исследователей, а также применение рассматриваемого ниже принципа скользящего планирования. Но в наибольшей степени выбору наилучшего сочетания “цели-возможности” способствует применение итерационной процедуры обоснования.
Суть этой процедуры заключается
в следующем. Сначала на основе опыта
и предыстории последовательно,
по направлению «сверху-вниз», формируется
дерево целей развития всех компонентов
СУ ГС, определяются рациональные варианты
их достижения и рассчитываются объемы
необходимых ресурсов. Затем в
обратном порядке, «снизу-вверх», последовательно
по уровням проводится оценка соответствия
предлагаемых вариантов целям развития
этих компонентов. На самом верхнем
уровне системы управления государственной
собственностью проводится окончательная
оценка соответствия предлагаемого
варианта целям развития государственной
системы и возможностям государства
по ее содержанию. В случае выявленного
несоответствия цели развития государственной
собственности корректируются, и
вся процедура повторяется
Опыт показывает, что полномасштабная
реализация итерационного процесса
для СУ ГС требует проведения большого
объема исследований и значительного
времени. Поэтому на практике число
итераций сокращается путем задания
нескольких вариантов целей для
развития компонентов каждого
Снижению трудоемкости этого процесса существенным образом будет способствовать и создание информационно-аналитического обеспечения системы управления государственной собственности.
Принцип эффективности использования ресурсов
Рациональное управление государственной
собственностью может быть обеспечено
только в том случае, если развитие
всех компонентов СУ ГС согласовано
и взаимосвязано. При этом для
каждого компонента этой структуры
существуют, как правило, различные
варианты достижения соответствующих
целей развития. Они различаются
сроками и содержанием
Информация о работе Принципы совершенствования системы управления государственной собственностью