Принципы совершенствования системы управления государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Накопленный на сегодняшний день опыт управления сложными системами, к которым, как отмечалось выше, относится и государственная собственность, показывает, что концептуальной основой управления ею должен стать системный подход. В самом общем виде сущность системного подхода к исследованию сложных объектов выражается тремя основными положениями /32,40/:

Файлы: 1 файл

Принципы совершенствования системы управления государственной собственностью.docx

— 27.43 Кб (Скачать файл)

 

В общем случае, под рациональным вариантом развития понимается вариант, обеспечивающий наиболее эффективное  использование ресурсов. Другими  словами, принимаемая стратегия  развития СУ ГС, должна быть таким вариантом, при котором достигается наилучшее  по сравнению со всеми другими  возможными вариантами использование  выделяемых для этого ресурсов.

 

Методология экономического обоснования  выбора наилучшего варианта требует  оценки каждого варианта по трем группам  показателей, характеризующим соответственно достигаемую эффективность, затрачиваемые  ресурсы и время /18/. В силу наличия  большого числа различного рода ограничений  рациональный вариант развития, как  правило, является результатом достижения определенного компромисса (баланса) между представлениями о требуемом  уровне эффективности, потребными для  этого ресурсами и сроками  реализации.

 

Таким образом, разработка и обоснование  рационального варианта развития системы  управления государственной собственностью требует проведения специальных  исследований, известных как анализ систем.

 

В настоящее время процедура  анализа систем достаточно устоялась  и широко освещена в литературе. Она включает в себя пять этапов /30/:

 определение целей; 

 разработка альтернативных  вариантов достижения целей; 

 оценка ресурсов, необходимых  для реализации каждого из  вариантов; 

 разработка модели, устанавливающей  зависимость между целями, альтернативными  вариантами их достижения, ресурсами  и влиянием внешней среды; 

 определение критерия выбора  предпочтительной альтернативы.

 

Естественно. что на различных иерархических  уровнях возможности выполнения всех пяти этапов неодинаковы. Условно  можно сказать, что влияние факторов неопределенности уменьшается и  соответственно четкость целей, точность оценки требуемых ресурсов и возможность  разработки необходимых моделей  возрастает с увеличением номера уровня иерархии системы. Однако в том  или ином виде выполнение всех пяти указанных этапов является обязательным для выбора рациональных вариантов  развития всех компонентов СУ ГС.

 

Принцип приоритета долгосрочных целей 

 

Отнесение системы управления государственной  собственностью к классу управляемых  динамических систем означает, что  ее развитие должно иметь определенную целевую направленность. Установление целей развития является важнейшей  функцией управления, т. к. ошибки в  выборе целей могут привести к  тому, что в процессе своего развития система придет в состояние, когда  она не сможет обеспечить выполнение задач, стоящих перед ней.

 

Развитие системы управления государственной  собственностью может быть определено как протекающий во времени процесс  совершенствования системы, проводимый с целью ее лучшего приспособления к будущим задачам и условиям. В этой связи требуется разрешить  такой методологический вопрос, как  и на какую по длительности перспективу  необходимо определять цели ее развития.

 

Многолетний опыт управления развитием  народного хозяйства в СССР позволил создать достаточно стройную систему  планирования, основанную на сочетании  всех трёх видов планирования: долгосрочного, среднесрочного (пятилетние планы) и  краткосрочного (годовые планы).

 

В последние годы в силу ряда причин произошла определенная разбалансировка  в системе планирования, вызванная  противоречивыми последствиями  протекающих в экономике процессов. Из практики планирования развития экономики  страны исчезли долгосрочные и пятилетние планы. Сегодня на наибольший горизонт планирования (три года) разрабатываются только план социально-экономического развития России и перспективный финансовый план.

 

С одной стороны, вследствие происходящих в стране переходных процессов в  экономике, значительно снизилась  надежность долгосрочных экономических  прогнозов. Это сделало практически  невозможным разработку сколько-нибудь полезных для практики любых долгосрочных планов и программ в их традиционном виде. С другой стороны, отечественный  и зарубежный опыты 60-х годов, предшествующие введению долгосрочного программного планирования, показывают ряд негативных последствий, к которым приводит отсутствие долгосрочных программ.

 

Поскольку развитие СУ ГС, как это  было ранее установлено, является длительным и инерционным процессом, который  не может ориентироваться на краткосрочную  перспективу, то, несмотря на нынешнее нестабильное экономическое положение  в России, решение о выборе варианта ее развития должно приниматься исходя из долгосрочных целей.

 

Разумеется, в современных условиях долгосрочные программы не могут  носить жесткого директивного характера  и быть проработаны с такой  же степенью детализации, как ранее. По своему назначению это должны быть скорее индикативные планы. Их основное назначение должно состоять в представлении  последствий принимаемых решений  и определении ряда ключевых параметров, обеспечивающих сбалансированное развитие экономики страны в целом и  такого ее сегмента, как государственная  собственность, в предстоящие годы и позволяющих разрабатывать  краткосрочные программы, согласованные  с долгосрочными целями развития экономики.

 

Вопрос о длительности периода, на который должен разрабатываться  долгосрочный план, не может быть решен  формальными методами, тем более, что конкретное значение длительности этого периода не имеет принципиального  значения, т. к. в силу принципа скользящего  планирования долгосрочная программа  должна периодически пересматриваться.

 

Принцип скользящего планирования

 

Планирование развития СУ ГС, как  и любое действие, направленное в  будущее, сопряжено с высоким  уровнем неопределенности. Большая  или меньшая степень неопределенности характерна практически для всех факторов, учитываемых при планировании. Может измениться мировая конъюнктура  рынка, финансово-экономическая или  социально-политическая обстановка в стране. Наконец, может существенным образом измениться правовые условия функционирования системы.

 

Для повышения надежности долгосрочных планов существует два основных пути.

 

Первый, чисто методический, заключается  в нахождении и широком использовании  закономерностей в развитии экономики  страны в целом, отдельных регионов, предприятий и организаций в  современных российских условиях, применении критериев выбора, более устойчивых к влиянию факторов неопределенности, а также проверкой принимаемых  решений на устойчивость при изменении  значений факторов, точность прогноза которых низка. Второй путь заключается  в принятии чисто организационных  мер. К их числу в первую очередь  относится использование принципа скользящего планирования.

 

С теоретической точки зрения принцип  скользящего планирования является реализацией в практике планирования одного из основных понятий кибернетики  – понятия «обратной связи». Он является чисто организационной  мерой повышения надёжности долгосрочных планов. При каждом новом цикле (после  получения дополнительной информации по петле «обратной связи») процедура  обоснования остаётся прежней. Изменяется только объём и содержание обрабатываемой информации.

 

Несмотря на то, что принцип скользящего  планирования используется во всех странах, где применяются программные  методы, до сих пор не выработано каких-либо объективных критериев  для определения величины сроков корректировки долгосрочных планов в режиме скользящего планирования.

 

В завершение заметим, что соблюдение всех указанных принципов образует как бы единый каркас, обеспечивающий методологическое единство исследований и позволяющий разработать комплекс взаимосвязанных методов и процедур планирования развития системы управления государственной собственностью. При  этом произвольный отказ от соблюдения какого-либо из указанных принципов, или их выборочное применение неизбежно  приведут к нарушению общей методологии  обоснования и в итоге не позволят получить надежных и доказательных  обоснований.

 

Таким образом, использование основополагающих принципов системного подхода применительно  к проблеме управления государственной  собственностью заключаются в следующем.

Система управления государственной  собственности должна рассматриваться  как единое целое (принцип системности).

Система управления государственной  собственностью должна функционировать  в соответствии с местом, занимаемым ею в экономике государства и  с учетом возможностей государства  по ее содержанию, управлению и развитию (принцип учета внешней среды).

Цели управления государственной  собственностью должны соответствовать  целям развития системы более  высокого уровня – экономики государства  в целом (принцип иерархии целей).

Управление государственной собственностью должно быть построено как многоэтапный итерационный процесс (принцип итерационности).

Целесообразность выделения государственных  ресурсов на содержание и развитие различных составных частей СУ ГС должна определяться исходя из их вклада в достижение целей системы вышестоящего уровня (принцип эффективности использования  ресурсов).

Управление государственной собственностью должно осуществляться, прежде всего, исходя из долгосрочных целей развития (принцип приоритета долгосрочных целей).

Управление государственной собственностью должно быть непрерывным процессом (принцип скользящего планирования).

 

Использование системного анализа  к исследованию проблем управления государственной собственностью применимо  независимо от парадигмы, лежащей в  основе управления: функциональная или  управление процессами.

 

Как показывают исследования /56/, несмотря на то, что в настоящее время  продолжает доминировать функциональный подход к управлению, реализуемый  в целевой модели организации, приоритеты начинают смещаться к иной модели управления – проблемной.

 

В такой модели проблемы рассматриваются  не столько как препятствия к  достижению цели, сколько как естественные условия функционирования организации, а в основе деятельности лежит  не достижение заранее определенных целей, а обеспечение устойчивого  развития организации. Поэтому в  рамках этой парадигмы основной задачей  системы управления становится выявление  проблем на пути бизнес-потоков. Смысл  управления бизнес-процессами заключается  в эффективной реакции организации  на запросы внешней и внутренней среды в условиях максимальной свободы  от управленческих стереотипов.

 

В связи с этим меняется и организационная структура  системы управления, поскольку функционирование каждого элемента бизнес-потока обеспечивается группой специалистов, понимающих значение своей работы для организации  в целом. С учетом специфики работы на смену традиционным подразделениям организации приходят динамичные команды специалистов, не обязательно находящихся на одной территории, но обязательно имеющие эффективные коммуникации. Основными условиями для реализации системы управления на основе бизнес-процессов являются:

 возможность перегруппировки  элементов бизнес-процесса в интересах  решения возникающих проблем; 

 надежные и эффективные связи  на границах бизнес-процессов; 

 понимание сотрудниками системы  управления всего потока работ,  своей роли и места в этой  системе, а также уровня ответственности; 

 предоставление сотрудникам  максимально возможной свободы  действий;

 высокий уровень организационной  и гражданской культуры;

 обмен информацией в реальном  масштабе времени; 

 способность сотрудников решать  широкий круг задач; 

 максимальное освобождение  от управленческих стереотипов,  что обусловлено нестандартным,  творческим мышлением сотрудников; 

 приоритет инициативы и импровизации  при управленческой деятельности  вместо исполнительности;

 сильная и гарантированная  мотивация.


Информация о работе Принципы совершенствования системы управления государственной собственностью