- недооценка руководителями
различного уровня современной
роли информационных технологий
как инструмента реформирования
экономики и общественных отношений,
интенсификации экономического
роста, совершенствования управления,
повышения качества работы органов
управления; - в большинстве субъектов Российской
Федерации округа и их муниципальных образованиях
телекоммуникационная среда, информационные
ресурсы, информационные системы и механизмы
предоставления услуг на их основе, а также
организационная инфраструктура, обеспечивающая
функционирование и развитие единой информационной
среды, находятся на начальной стадии
развития. Информация, необходимая для
выработки и реализации адекватных управленческих
решений, рассредоточена по множеству
невзаимосвязанных информационных фондов
и баз данных министерств, ведомств, региональных
информационных фондов, информационных
банков предприятий и организаций различных
форм собственности, независимых аналитических
центров и информационных агентств;
- отсутствие координации
работ в области информатизации
на межрегиональном (межотраслевом)
уровне со стороны Правительства
Российской Федерации; отсутствие
единой государственной концепции
информатизации регионов;
- отсутствие у региональных
органов государственной власти
законных механизмов для воздействия
на процессы информатизации в
муниципальных образованиях, а также
на процессы формирования информационных
ресурсов и координации деятельности
организаций;
- неудовлетворительное состояние
развития нормативно-правовой базы
информатизации в Российской
Федерации для организации межведомственного
информационного обмена, «ведомственный
эгоизм» и закрытость; отсутствие
стандартов в информационной
сфере;
- неверный принцип «паритетного
финансирования» из федеральных
программ для всех регионов. Регионы-доноры
легко вносят свой вклад в
реализацию программ, связанных с информатизацией
и получают дополнительные средства из
федеральных программ, депрессивные регионы,
не имея собственных средств, не получают
помощи из федерального бюджета; высокая
стоимость персональных компьютеров,
в том числе домашних; без поднятия уровня
отечественного производителя и производства
средств телекоммуникаций, компьютеров
и другой техники на территории самой
России информатизация регионов будет
очень дорогостоящей задачей, как на этапе
ее создания, так и на этапе ее эксплуатации;
- отсутствие квалифицированных
специалистов, недостаточная подготовка
кадров в области использования
и производства информационных
ресурсов, неподготовленность кадров
управленческого звена к работе
в условиях современного уровня
информационного обмена или недостаточная
квалификация государственных и
муниципальных служащих в сфере
компьютерных технологий, отсутствие
в регионах собственной инфраструктуры
ИТ (нет исследовательских, опытно-конструкторских,
производственных организаций);
- имеющиеся структурированные
информационные ресурсы часто
технически и лингвистически
не совместимы, а в результате
бывают не востребованы и, зачастую,
формируются заново, неоправданно
дублируются; отсутствует единая
система классификаторов и кадастров;
из-за отсутствия единой системы
идентификации, необходимой, в частности,
для ведения государственных
реестров, нарушаются фундаментальные
информационные принципы однократности
ввода и совместимости исходных
данных, алгоритмической и программной
структурности и модульности, унификации
и стандартизации сопряжения (интерфейса)
и т.д.
Для успешного решения выявленных
проблем необходимо решить следующие
задачи:11
1. Придать работам, связанным
с информатизацией, статус приоритетных;
создать вертикаль государственной
власти, ответственной за информатизацию
- «жесткая» вертикаль управления
этим процессом; выделить приоритеты
и финансирование этих приоритетов
в полном объеме; необходимо активное
участие государства в деле
создания общегосударственных баз
данных, регистров и банков информации,
осуществление государственного
финансирования проектов, оказание
Правительством Российской Федерации
регионам материальной поддержки
при создании инфраструктуры
информатизации: средств связи, телекоммуникаций,
вычислительной техники и лицензионных
программных средств, пакетов прикладных
программ. Повысить статус структурных
подразделений, курирующих вопросы информатизации.
2. В целях координации
работ по выполнению Федеральной
целевой программы (ФЦП) "Электронная
Россия" руководству программы
необходимо отчетные материалы,
представляемые по разделам, предусматривающим
участие субъектов РФ, направлять
на экспертизу для дачи заключения
в соответствующие органы исполнительной
власти; реальная координация работ
по информатизации не возможна
без софинансирования; в реализации
ФЦП "Электронная Россия" необходимо
расставить практические акценты, сконцентрировав
первоочередное внимание на инфраструктурных
вопросах (необходимо решить задачу создания
общефедеральной системы управления и
передачи данных и связанных с этой проблемой
стандартов и унификации); должен быть
уточнен и четко регламентирован порядок
участия регионов в ФЦП, сделав его единым
для всех госзаказчиков, скоординировав
между собой федеральный и региональный
бюджетные процессы, связанные с финансированием
единых проектов информатизации.
3. В целях обеспечения
нормативно-правового регулирования
процесса информатизации в органах
государственной власти необходимо
разработать и принять Закон
РФ "Об информационном взаимодействии
органов государственной власти и органов
местного самоуправления"; в отраслевые
федеральные законы необходимо внести
изменения, устанавливающие порядок доступа
к ресурсам федерального ведения других
органов власти, организаций и граждан;
необходимы механизмы для предотвращения
потерь информационных ресурсов, накопленных
региональными отделениями федеральных
органов по территориям регионов, при
многочисленных структурных реорганизациях.
Разработать новые организационно-правовые
схемы формирования информационных ресурсов,
реализация которых должна быть общегосударственной
программой, включающей не только информатизацию
государственных органов и организаций,
но и всего общества. Повысить статус (значения)
электронных документов во властных структурах.
4. Разработать, утвердить
и внедрить единые стандарты
защиты, шифрования и обмена информацией
для государственных органов; законодательно
решить вопрос по перечню обязательной
информации органов государственной
власти и органов местного
самоуправления, открытой для населения.
5. Организовать на федеральном
уровне финансирование создания
интегрированных кадастров, реестров,
баз данных и создание типовых,
унифицированных проектов центральных
узлов и узлов доступа к
информационным ресурсам для
внедрения их в регионах. Необходимо
создать унифицированный банк
программных средств и технологий
по вопросам государственного
и муниципального управления, организовать
централизованное обеспечение органов
исполнительной власти лицензионными
системными и специальными программами
за счет средств федерального
или регионального бюджетов, создать
российскую библиотеку типового,
свободно распространяемого программного
обеспечения, предназначенного для
применения в органах государственной
власти регионов. На федеральном
уровне создать единую систему
идентификации, необходимую, в частности,
для ведения государственных
реестров.
6. Основным компонентом
информационной инфраструктуры
региона должна являться система
баз данных общего пользования,
охватывающая коллективные и
общедоступные БД. Информационную
совместимость различных баз
данных в территориальных системах
целесообразно реализовать через
создание специальной «словарно-справочной
службы системы баз данных
общего пользования» регионов
и округа в целом. Создание
системы баз данных в каждом
регионе должно происходить, с
одной стороны, путем их создания
на средства и по инициативе
отдельных предприятий и организаций
(«снизу»), а с другой стороны,
по решению соответствующих органов
управления региона за счет
средств своего бюджета. Организовывать
информационные центры для оказания консультационных
и других услуг гражданам и организациям
7. Наладить систему государственного
регулирования процесса создания информационных
систем органов власти. Это вопрос согласованного
функционирования и взаимодействия органов
государственной власти России - вопрос
конституционного полномочия президента.
Это регулирование должно явно осуществляться
на должном уровне власти: президентском
и правительственном.
8. Организовать регулярную
рассылку регионам конкретных
достижений и предложений по
развитию информатизации в муниципальных
образованьях; регулярное освещение
деятельности регионов в области
информатизации в журналах и
Web-сайтах федерального уровня.
Предлагаются следующие пути
преодоления трудностей, связанных с кадровым
составом муниципальных органов.
Во-первых, позитивные результаты
достигаются не там, где учитываются признаки
семейственности, личной преданности,
клановости и т.п., а там, где соблюдаются
научные принципы подбора, расстановки
и воспитания кадров. 12
Во-вторых, подбор кадров нужно
осуществлять с учетом личностно-профессиональных
качеств претендентов. Более 70% опрошенных
респондентов поставили на приоритетные
позиции именно такие качества как порядочность
и компетентность.
В-третьих, должны быть четкие
квалификационные требования, которые
устанавливают показатели, определяющие
соответствие профессионального уровня
муниципального служащего или кандидата
на должность муниципальной службы функциям
и полномочиям этой должности.
В-четвертых, нужно улучшать
профессиональную подготовку кадров,
которые уже работают в сфере местного
самоуправления с помощью получения ими
дополнительного образования. Однако
в целом пополнять надо не только профессиональные
знания муниципальных служащих, но также
расширять их общекультурный кругозор
и обучать навыкам по реализации знаний
на практике.
В-пятых, нужно повышать престиж
органов муниципального управления, создавая
адекватные материальные стимулы и систему
поощрений для привлечения квалифицированных
работников.
В-шестых, следует осуществлять
горизонтальную и вертикальную ротацию
кадрового состава муниципального образования.
В-седьмых, необходимо создавать
банк данных о кадровом потенциале муниципального
образования с целью формирования кадрового
резерва. В его состав включаются перспективные
специалисты: депутаты местных советов,
руководители различных хозяйств, ассоциаций
и движений.
В-восьмых, требуется четкий
государственный стандарт для будущих
муниципальных служащих, который позволит
проконтролировать качество подготовки
подобных специалистов не только в государственных
вузах, но и коммерческих.
Заключение
Муниципальное управление формируется
сегодня как новая сфера управленческой
деятельности.
Совершенствование муниципального
управления ставит задачу осмыслить теоретически
новые требования, связанные с развитием
рыночных отношений в процессе управления
муниципальными образованиями, а также
выявить современные тенденции развития
муниципального управления.
Муниципальное стратегическое
планирование выступает современной тенденцией
развития муниципального управления
Для действительной способности
реализации права на местное самоуправление
представляется необходимым:
1) наличие механизмов
осуществления права, то есть
наличие органов, создаваемых населением
для реализации своих прав
в решении местных вопросов, процедур
прямого волеизъявления (референдумы,
конференции, сходы) или зависимости
от населения создаваемых им
органов (выборы, формы контроля). Эти
вопросы в основном решены
в рамках первого, организационного
этапа;
2) наличие возможности
осуществления права, то есть
наличие финансово-экономической
базы для обеспечения реальной
самостоятельности населения и
дееспособности создаваемых им органов
(основная задача второго, экономического
этапа);
3) наличие осознанной
воли в осуществлении права, то
есть активное участие в процессе
организации местного самоуправления
не только государства (через
официальные решения его органов
и реализацию их должностными
лицами), но и населения (через
широкое участие в процессе, заинтересованность
в его результате). Решение этой
задачи, видимо, будет являться в
основном целью следующего этапа
(назовем его условно "социальным").
Все три составляющие находятся
в настоящее время в процессе формирования,
но именно их неразрывное сочетание: наличие
обладающих экономической и правовой
возможностью организационных структур
местного самоуправления при активном
участии и заинтересованности государства
и населения может привести к созданию
реального эффективного местного самоуправления,
а значит, и обеспечению стабильного поступательного
развития российского общества и российского
государства.
Список литературы
1.Конституции РФ
2.Федеральный закон от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ
"Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
п.9 ст.35, ст. 41
3.Васильев А.А. Муниципальное
управление: Курс лекций. Изд. 4-е, испр.
И доп.- Н. Новгород:, Издатель: Гладкова
О.В., 2004. 454 с.
4.Гаврилов А.И. Региональная
экономика и управление. М.: Наука, 2002. 564с.
5.Полякова Н. Н. Анализ влияния
института муниципального заказа на повышение
конкурентоспособности предприятий муниципального
образования. Оренбург, 2003. 453с.
6.Пылин В. В. Основы и принципы
местного самоуправления // Журнал российского
права. 1999. № 7/8. С.26— 32.
7.Салов О. Уроки формирования
экономической базы местного самоуправления
// Федерализм. 2001. №1С.127 — 148.
8.Тихомиров Ю. А. Муниципальное
право: Учебник. М.: Норма, 2003. 564с.