Конституцией же РФ (ст. 3) определено,
что единственным источником власти в
стране является ее народ, осуществляющий
свою власть непосредственно, а также
через органы государственной власти
и органы местного самоуправления. Конституционные
основы местного самоуправления в РФ рассматриваются
в разделе 1.3.
Основные признаки местного
самоуправления, отличающие его от государственной
власти, наиболее точно указаны Л. Велиховым.
К таким признакам он относит:
• различие в характере
власти. Местное самоуправление —
власть подзаконная, действующая в порядке
и пределах, указанных ей верховной властью;
• разграничение сфер
компетенции... Речь идет об отграниченности
круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
• самостоятельные
источники средств. Нельзя говорить
о местном самоуправлении как об особом
субъекте прав, если ему не предоставлены
те или иные определенные и отграниченные
средства к осуществлению своих задач;
• территориально-ограниченный
выборный принцип.
Все эти принципы в тех или иных
формулировках закреплены в Европейской Хартии местного
самоуправления и в Конституции РФ.
Таким образом, местное самоуправление
— это такой способ децентрализации власти,
при котором ее нижний уровень, наиболее
приближенный к населению, обладает значительной
автономией и самостоятельностью в решении
вопросов местной жизни, избирается жителями
и несет ответственность перед ними.
Местное самоуправление основано
на ряде принципов, под которыми понимаются
обусловленные природой местного самоуправления
основополагающие начала и идеи, лежащие
в основе организации и деятельности населения
и формируемых им муниципальных органов1.
Принципы местного самоуправления сформулированы
в Европейской хартии местного самоуправления,
в Конституции РФ, Законе об общих принципах
организации местного самоуправления
и в других законодательных актах. Они
определяют демократическую организацию
местного самоуправления как института
публичной власти, их соблюдение обязательно
для федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Федерации, населения и образуемых
им органов местного самоуправления в
целях реализации равного права граждан
на местное самоуправление, обеспечения
самостоятельного решения населением
местных вопросов на территориях муниципальных
образований в соответствии с законодательством
России и субъектов Федерации, а также
с уставами муниципальных образований.
Реализация принципов местного самоуправления
обеспечивается организационными формами
и методами деятельности муниципальных
органов.
В Конституции РФ названы следующие
общие принципы местного самоуправления:
- самостоятельность
решения населением вопросов местного
самоуправления (ст. 12 и 130).
Муниципальные образования
самостоятельны в решении вопросов местного
значения, которая реализуется путем местного
референдума, муниципальных выборов, других
форм прямого волеизъявления, через деятельность
граждан в выборных и других органах местного
самоуправления. Муниципальное образование
разрабатывает устав, который принимает
представительный орган местного самоуправления
или непосредственно население. Органы
местного самоуправления организационно
обособлены, наделены в соответствии с уставом муниципального образования
собственной компетенцией в решении вопросов
местного значения. Население самостоятельно
определяет организационную форму осуществления
местного самоуправления, наименование
и структуру его органов. Местное самоуправление
обеспечено финансово-экономической самостоятельностью,
управляет муниципальной собственностью,
утверждает и исполняет местный бюджет,
устанавливает местные налоги и сборы;
- организационное обособление
местного самоуправления в системе управления
обществом и государством (ст. 12).
Местное самоуправление должно
иметь автономию в отношении своей компетенции,
обладать свободой действия для осуществления
собственных инициатив по любому вопросу,
находящемуся в его ведении. Органы местного
самоуправления не входят в систему органов
государственной власти, однако строят
отношения с другими муниципальными образованиями,
органами местного самоуправления и государственной
властью. Предметы ведения разграничиваются
между муниципальными образования, они
не подчиняются другим муниципальным
образованиям. Являясь юридическими лицами,
муниципальные образования обладают правом
на муниципальную собственность и являются
участниками гражданского оборота;
- многообразие организационных
форм осуществления местного самоуправления
(ст. 131).
Местное самоуправление осуществляется
гражданами непосредственно, а также через
выборные и иные органы местного самоуправления.
Население может самостоятельно выбирать
любые формы и сочетания форм представительной
(выборные органы местного самоуправления)
и непосредственной демократии (референдум,
выборы, собрание), определять организационно-правовые
формы осуществления местного самоуправления.
Граждане могут реализовать свое право
на народную правотворческую инициативу
и на индивидуальные и коллективные обращения
граждан в органы и к должностным лицам
местного самоуправления;
- обеспечение деятельности местного
самоуправления необходимыми материально-финансовыми
ресурсами (ст. 132).
Местное самоуправление должно
иметь условия, позволяющие его органам
обладать достаточными для осуществления
своих функций средствами. Местное самоуправление
самостоятельно управляет муниципальной
собственностью, формирует, утверждает
и исполняет местный бюджет, устанавливает
местные налоги и сборы. Местному самоуправлению
в соответствии с Законом об общих принципах
организации местного самоуправления
гарантируется: обеспечение сбалансированности
минимальных местных бюджетов на основе
нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
передача материальных и финансовых средств,
необходимых для осуществления переданных
ему отдельных государственных полномочий;
компенсация дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых
органами государственной власти;
- гарантия права местного самоуправления
на судебную защиту (ст. 133).
Граждане, проживающие на территории
муниципального образования, органы и
должностные лица местного самоуправления
могут предъявлять в суд или арбитражный
суд иски о признании недействительными
нарушающих права местного самоуправления
актов органов государственной власти
и государственных должностных лиц, органов
и должностных лиц местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций
и общественных объединений.
К основным принципам муниципальной службы
относятся принципы, прописанные статье
3 Федерального закона от 02.03.2007
N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской
Федерации»4:
1) приоритет прав и свобод
человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих
государственным языком Российской
Федерации, к муниципальной службе
и равные условия ее прохождения
независимо от пола, расы, национальности,
происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным
объединениям, а также от других
обстоятельств, не связанных с
профессиональными и деловыми
качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность
муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности
муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными
объединениями и гражданами;
7) единство основных требований
к муниципальной службе, а также
учет исторических и иных местных
традиций при прохождении муниципальной
службы;
8) правовая и социальная защищенность
муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных
служащих за неисполнение или
ненадлежащее исполнение своих
должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной
службы
Также местное самоуправление
имеет свои функции. Под функциями местного
самоуправления понимаются основные направления
муниципальной деятельностью. Функции
местного самоуправления обусловлены
его природой, местом в системе народовластия,
теми задачами и целями, к достижению которых
направлена муниципальная деятельность.
Выделяют социально-целевые
функции управления (основные направления,
цели и содержание конкретной управленческой
деятельности) и социально-организационные
(процессуальные, действия организационного
и исполнительно-распорядительного характера,
совокупность которых составляет управленческий
процесс). Местное самоуправление самостоятельно
решает все' вопросы местного значения,
оптимально сочетая местные и общегосударственные
интересы для достижения наиболее эффективной
реализации социально-экономического
потенциала самоуправляющихся территориальных
единиц. Являясь частью демократической
системы управления обществом и государством,
оно путем самостоятельного решения вопросов
местного значения реализует также задачи
по обеспечению жизненных интересов населения,
социальной защите граждан.
Функции местного самоуправления
отличаются определенной устойчивостью
и стабильностью, ибо в них проявляется
постоянное, целенаправленное воздействие
населения, органов местного самоуправления
на муниципальные отношения в целях наиболее
эффективного решения вопросов местного
значения. В своей совокупности они показывают
возможности и эффективность системы
местного самоуправления, характеризуют
социальное предназначение местного самоуправления
(должное) и процесс его осуществления
(сущее).
С учетом роли местного самоуправления
в организации и осуществлении власти
народа, задач, решаемых в процессе муниципальной
деятельности, и полномочий местного самоуправления
можно выделить следующие социально-целевые
функции управления, основанные на принципах
демократии и децентрализации
власти:
1) обеспечение участия
населения в решении вопросов
местного значения. В соответствии
с Законом об общих принципах
организации местного самоуправления
муниципальные образования полномочны
принимать и вносить изменения в свои
уставы, контролировать их соблюдение;
определять формы, порядок и гарантии
непосредственного участия граждан в
решении вопросов местного значения; образовывать
выборные и иные органы местного самоуправления,
определять их структуру и полномочия;
проводить выборы депутатов представительных
органов и должностных лиц местного самоуправления;
определять условия и порядок организации
муниципальной службы;
2) управление муниципальной
собственностью, финансовыми средствами
местного самоуправления. Органы
местного самоуправления осуществляют
от имени муниципального образования
права собственника в отношении
имущества и местных финансов,
входящих в состав муниципальной
собственности. Представительные органы
местного самоуправления устанавливают
порядок управления и распоряжения муниципальной
собственность, порядок и условия ее приватизации;
утверждают местный бюджет и отчет о его
исполнении, образуют целевые внебюджетные
фонды; устанавливают местные налоги и
сборы; разрабатывают планы и программы
развития муниципального образования
и утверждают отчеты об их исполнении;
принимают общеобязательные правила по
предметам ведения муниципального образования;
контролируют деятельность иных органов
местного самоуправления и должностных
лиц в соответствии с уставом муниципального
образования. Иные органы и должностные
лица местного самоуправления осуществляют
оперативное, текущее управление муниципальной
собственностью и местными финансами.
Они в соответствии с законом вправе передавать
объекты муниципальной собственности
во временное или постоянное пользование
физическим и юридическим лицам, сдавать
в аренду, совершать с муниципальным имуществом
иные сделки, определять в договорах и
соглашениях условия использования приватизируемых
или передаваемых в пользование объектов
муниципальной собственности. Они обеспечивают
исполнение местного бюджета, управляют
средствами муниципальных внебюджетных
фондов. Местное население или представительные
органы местного самоуправления с учетом
мнения населения могут принимать решения
о разовых добро вольных сборах средств
граждан для финансирования вопросов
местного значения, местное население,
кроме того, может определять на референдуме
порядок и условия приватизации муниципальной
собственности.
3) обеспечение комплексного
развития территории муниципального
образования, что означает владение,
пользование и распоряжение муниципальной
собственностью; управление местными
финансами; формирование, утверждение
и исполнение местного бюджета,
установление местных налогов
и сборов, решение других финансовых
вопросов местного значения; хозяйственная
деятельность, создание и управление
муниципальными предприятиями, учреждениями
и организациями; комплексное социально-экономическое
развитие территории муниципального
образования; координирование участия
предприятий, учреждений и организаций,
не находящихся в муниципальной собственности,
в комплексном социально-экономическом
развитии территории муниципального образования;
осуществление внешнеэкономической и
иной предусмотренной законом деятельности;