Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:25, контрольная работа
Децентрализованная модель управления образованием предполагает передачу или делегирование ответственности за принятие ряда решений, а значит, и делегирование соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления. Активный сдвиг в сторону децентрализованной модели управления образованием наблюдается в последние двадцать лет ХХ века. В связи с этим, можно выделить шесть подходов к децентрализации, наблюдаемых в странах – членах Европейского Союза. Это рассредоточение власти среди социальных партнеров, региональная передача власти, региональная деконцентрация, локализация, институциональная автономия, маркетизация. Региональная модель управления характерна для Австрии, Германии, Бельгии. Местный контроль в управлении системой образования осуществляется в странах: Дания, Финляндия, Швеция, Ирландия. Институциональная автономия характерна для образовательных систем Нидерландов и Великобритании.
Введение
1. Управление образованием в России
а) Органы управления образованием в Российской Федерации
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений
2. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием
Список литературы
Введение
1. Управление образованием в России
а) Органы управления образованием в Российской Федерации
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений
2. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием
Список литературы
Введение
Управление системами
Централизованная модель управления системой образования предполагает концентрацию прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления. Такая централизованная модель управления (с некоторой передачей полномочий от центра местным властям) характерна для Италии, Испании, Греции, Португалии, Люксембурга, Франции и СССР.
Децентрализованная модель управления образованием предполагает передачу или делегирование ответственности за принятие ряда решений, а значит, и делегирование соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления. Активный сдвиг в сторону децентрализованной модели управления образованием наблюдается в последние двадцать лет ХХ века. В связи с этим, можно выделить шесть подходов к децентрализации, наблюдаемых в странах – членах Европейского Союза. Это рассредоточение власти среди социальных партнеров, региональная передача власти, региональная деконцентрация, локализация, институциональная автономия, маркетизация. Региональная модель управления характерна для Австрии, Германии, Бельгии. Местный контроль в управлении системой образования осуществляется в странах: Дания, Финляндия, Швеция, Ирландия. Институциональная автономия характерна для образовательных систем Нидерландов и Великобритании.
1. Управление образованием в России
а) Органы управления образованием в Российской Федерации
Государственные органы управления образованием
создаются решением соответствующего
органа исполнительной власти по согласованию
с соответствующим
Местные (муниципальные) органы управления
образованием могут создаваться по решению
соответствующих органов местного самоуправления.
Необходимо отметить, что деятельность
органов управления образованием направлена
на обеспечение Федеральной программы
развития образования, государственных
образовательных стандартов и функционирования
системы образования на уровне государственных
нормативов.
К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся:
1) разработка и реализация
2) разработка государственных
3) государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
4) установление порядка
5) формирование структуры
6) прямое финансирование
7) создание государственных
8) разработка государственных
9) прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
10) контроль исполнения
Законом определяется, что органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.
б) Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
Органы управления образованием осуществляют процессы лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений.
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.
Экспертная комиссия создается
государственным органом
Предметом и содержанием экспертизы
является установление соответствия условий
осуществления образовательного процесса,
предлагаемых образовательным учреждением,
государственным и местным требованиям
в части строительных норм и правил, санитарных
и гигиенических норм, охраны здоровья
обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений, оборудования
учебных помещений, оснащенности учебного
процесса, образовательного ценза педагогических
работников и укомплектованности штатов.
Содержание, организация и методики образовательного
процесса предметом экспертизы не являются.
Требования экспертизы не могут превышать
среднестатистических показателей для
территории, на которой зарегистрировано
образовательное учреждение. Затраты
на проведение экспертизы оплачиваются
учредителем. В лицензии, выдаваемой образовательному
учреждению, фиксируются контрольные
нормативы, предельная численность контингента
обучающихся, воспитанников и срок действия
этой лицензии.
Отрицательное заключение по результатам
экспертизы и основанный на нем отказ
в выдаче лицензии образовательному учреждению
могут быть обжалованы учредителем в суде.
Контроль за соблюдением образовательным
учреждением независимо от его организационно-правовой
формы предусмотренных лицензией условий
обеспечивает государственный орган управления
образованием или орган местного самоуправления,
выдавший лицензию. В случае нарушения
этих условий лицензия подлежит изъятию.
Возобновление лицензии осуществляется
в том же порядке, что и ее получение.
Права образовательного учреждения на
выдачу своим выпускникам документа государственного
образца о соответствующем уровне образования,
на пользование печатью с изображением
Государственного герба Российской Федерации,
а также право общеобразовательного учреждения
на включение в схему централизованного
государственного финансирования возникают
с момента их государственной аккредитации,
подтвержденной свидетельством о государственной
аккредитации.
Свидетельство о государственной аккредитации
образовательного учреждения подтверждает
его государственный статус, уровень реализуемых
образовательных программ, соответствие
содержания и качества подготовки выпускников
требованиям государственных образовательных
стандартов, а также право на выдачу выпускникам
документов государственного образца
о соответствующем уровне образования.
Свидетельство о государственной аккредитации,
выдаваемое дошкольным образовательным
учреждениям и учреждениям дополнительного
образования детей, подтверждает государственный
статус соответствующего образовательного
учреждения, уровень реализуемых им образовательных
программ, категорию этого образовательного
учреждения.
Государственная аккредитация образовательных
учреждений проводится федеральными и
ведомственными государственными органами
управления образованием или по их доверенности
иными государственными органами управления
образованием на основании заявления
образовательного учреждения и заключения
по его аттестации.
Государственная аккредитация высшего
учебного заведения осуществляется на
основе аттестации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации
устанавливает (подтверждает на очередной
срок) статус высшего учебного заведения,
перечень направлений подготовки (специальностей),
которые прошли государственную аккредитацию
и по которым высшее учебное заведение
имеет право выдавать выпускникам документы
государственного образца о высшем профессиональном
образовании, а также ступени высшего
профессионального образования и квалификации
(степени).
Высшие учебные заведения могут получать
общественную аккредитацию. Общественной
аккредитацией является признание уровня
деятельности высшего учебного заведения,
отвечающего критериям и требованиям
соответствующих общественных образовательных,
профессиональных, научных и промышленных
организаций. Общественная аккредитация
не влечет за собой финансовых или иных
обязательств со стороны государства.
Аттестация образовательного учреждения
проводится по его заявлению государственной
аттестационной службой либо по ее поручению
или по ее доверенности органами государственной
власти, органами управления образованием
и органами местного самоуправления с
привлечением ведущих образовательных
учреждений, общественности. Аттестация
проводится один раз в пять лет, если иное
не предусмотрено законом. Затраты на
проведение аттестации оплачиваются образовательным
учреждением.
Целью и содержанием аттестации является
установление соответствия содержания,
уровня и качества подготовки выпускников
образовательного учреждения требованиям
государственных образовательных стандартов.
Условием аттестации образовательного
учреждения являются положительные результаты
итоговой аттестации не менее чем половины
его выпускников в течение трех последовательных
лет.
Первая аттестация вновь созданного
образовательного учреждения может
проводиться по его заявлению
после первого выпуска
Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.
Аттестационное заключение государственной
аттестационной службы может быть обжаловано
в суд только в части процедуры
аттестации. Образовательное учреждение
вправе потребовать повторной
Аттестация высшего учебного заведения
проводится государственной аттестационной
службой по заявлению высшего
учебного заведения или по инициативе
федерального (центрального) органа
управления высшим профессиональным образованием,
федеральных органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления, в ведении
которых находится высшее учебное заведение.
Целью и содержанием аттестации высшего
учебного заведения является установление
соответствия содержания, уровня и качества
подготовки выпускников высшего учебного
заведения требованиям государственных
образовательных стандартов высшего профессионального
образования по направлениям подготовки
(специальностям).
Критерии аттестации, порядок функционирования
государственной аттестационной службы
определяются Правительством Российской
Федерации.
Образовательное учреждение может быть
лишено государственной аккредитации
по результатам аттестации.
Информация о работе Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием