Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:25, контрольная работа
Децентрализованная модель управления образованием предполагает передачу или делегирование ответственности за принятие ряда решений, а значит, и делегирование соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления. Активный сдвиг в сторону децентрализованной модели управления образованием наблюдается в последние двадцать лет ХХ века. В связи с этим, можно выделить шесть подходов к децентрализации, наблюдаемых в странах – членах Европейского Союза. Это рассредоточение власти среди социальных партнеров, региональная передача власти, региональная деконцентрация, локализация, институциональная автономия, маркетизация. Региональная модель управления характерна для Австрии, Германии, Бельгии. Местный контроль в управлении системой образования осуществляется в странах: Дания, Финляндия, Швеция, Ирландия. Институциональная автономия характерна для образовательных систем Нидерландов и Великобритании.
Введение
1. Управление образованием в России
а) Органы управления образованием в Российской Федерации
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений
2. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием
Список литературы
Филиалы (отделения) образовательных
учреждений проходят регистрацию по
фактическому адресу, лицензирование,
аттестацию и государственную аккредитацию
в общем порядке, установленном
для образовательных учреждений
настоящим Законом.
Образовательные учреждения могут получать
общественную аккредитацию в различных
российских, иностранных и международных
общественных образовательных, научных
и промышленных структурах. Такая аккредитация
не влечет за собой дополнительные финансовые
обязательства со стороны государства.
2. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием
Одна из отличительных особенностей
современной системы образования
- переход от государственного к государственно-общественному
управлению образованием. Сущность государственно-общественного
управления заключается в объединении
усилий государства и общества в решении
проблем образования.
В соответствии с Федеральной программой
планируется разработать механизмы совершенствования
взаимодействия и координации деятельности
органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, объединений
системы образования и общественных организаций
по развитию системы образования как единого
комплекса.
Несмотря на наличие проблем, необходимо отметить, что для современного состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации. Он состоит в том, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые, материальные проблемы.
Наряду с государственными создаются
общественные органы управления системой
образования. Они состоят из представителей
учительского и ученического коллективов,
родителей и общественности. Важнейшим
признаком общественного характера
управления системой образования, кроме
создания коллегиальных органов управления,
являются разгосударствление (создание
негосударственных учебных заведений)
и диверсификация (одновременное развитие
различных типов учебных заведений) образовательных
учреждений. В управлении образованием
на современном этапе предполагается
гибкое сочетание усилий педагогического
сообщества, коллектива учебных заведений,
родителей, общественных объединений
учащихся и студентов.
Одним из коллективных органов управления
является совет школы, деятельность которого
определяется Временным положением о
государственных общественных учебных
заведениях в РФ.
Общешкольный совет в полном составе собирается один-два раза в год и решает стратегические вопросы: основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяют язык обучения и т.п. В течение года основную работу ведут комиссии (сектора), создаваемые советом школы. Они собираются раз в четверть, заслушивают ответственных за определенный участок деятельности, намечают пути реализации принятых решений. Оперативное руководство школой ведет президиум совета, в который входят руководители комиссий и члены администрации. Такая организация деятельности совета школы превращает его в действенный институт управления.
Состав этих органов в разных
образовательных учреждениях
Управление высшим учебным заведением
осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
типовым положением об образовательном
учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении)
и уставом высшего учебного заведения
на принципах сочетания единоначалия
и коллегиальности.
Устав высшего учебного заведения принимается
общим собранием (конференцией) педагогических
работников, научных работников, а также
представителей других категорий работников
и обучающихся высшего учебного заведения
(далее - общее собрание, конференция).
Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.
Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения на основании типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).
Уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание попечительских советов.
Непосредственное управление высшим
учебным заведением осуществляет ректор.
Ректор государственного или муниципального
высшего учебного заведения в порядке,
установленном уставом высшего учебного
заведения, избирается тайным голосованием
на общем собрании (конференции) на срок
до пяти лет и утверждается в должности
органом управления образованием, в ведении
которого находится высшее учебное заведение.
В случае мотивированного отказа органа
управления образованием утвердить кандидатуру,
избранную на должность ректора государственного
или муниципального высшего учебного
заведения, проводятся новые выборы, при
этом если кандидат на должность ректора
набирает не менее чем две трети голосов
общего числа участников общего собрания
(конференции), он утверждается органом
управления образованием в обязательном
порядке.
В случае если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации по результатам аттестации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом управления образованием по трудовому договору (контракту) на срок не более чем пять лет. Учредителем (учредителями) высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем (учредителями) органом управления образованием по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета.
После повторной аттестации высшего учебного заведения (но не ранее чем через один год со дня лишения государственной аккредитации) и возобновления государственной аккредитации в высшем учебном заведении вновь избирается ученый совет в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Интересы обучающихся высших учебных заведений могут представлять общественные организации обучающихся. Конкретные взаимоотношения администрации высшего учебного заведения и общественных организаций обучающихся определяются уставом высшего учебного заведения и договором между его администрацией и общественной организацией обучающихся.
В системе высшего и
Государственно-общественные объединения
создаются государственными органами
управления образованием и осуществляют
свою деятельность в соответствии с положениями,
утверждаемыми этими органами управления.
Типовые положения о государственно-общественных
объединениях утверждаются федеральным
(центральным) органом управления высшим
профессиональным образованием. В состав
государственно-общественных объединений
на добровольных началах входят научно-педагогические
и другие работники высших учебных заведений,
работники предприятий, учреждений и организаций,
действующих в системе высшего и послевузовского
профессионального образования. Государственно-общественные
объединения могут привлекать к участию
в своей работе иностранных граждан, лиц
без гражданства и иностранных юридических
лиц в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Государственные органы управления высшим профессиональным образованием, ученые советы высших учебных заведений рассматривают и учитывают в своей деятельности рекомендации общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
Список литературы:
1. Вербицкий А.А. Новая
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня./ под ред. Селивановой Н.А. - М., 1998.
3. Езопова, С. А. Менеджмент
в дошкольном образовании:
4. Зайцева, И.А. Управление
5. Новиков А.П. Профессиональное образование в России. - М., 1997.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Уч. пос. / под ред. Смирнова
7. Программно-методическое
8. С.А. - М.: Академия, 1998.
9. Сергеева В.П., Грицаева С.В.
Основы управления
10. Учебное пособие / И.А. Зайцева, В.С.Кукушин, Т.В.Миронова, Е.А.Попова, И.Е.Шолудченко / Под ред. B.C. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд.центр «МарТ», 2003. - 464 с. (Серия «Педагогическое образование»)
Информация о работе Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием