Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа
Ломка тоталитарной системы советского государства осуществлялась через реформирование всей общественной жизни, в том числе и властных структур. При этом неизбежна нестабильность законодательства, его противоречивость и «пробельность». Сегодняшняя ситуация в России усугубляется фактом существования развитого правового нигилизма как в обществе, так и среди представителей государства. Недопустимо слаб механизм контроля и надзора за состоянием законности. Имеют место такие негативные явления, как: снижение эффективности осуществления государственной власти и авторитета ее представителей; рост нарушений прав и свобод граждан; деградация экономической и политической жизни общества; падение уровня общественных нравов и т.п.
Введение 3
Проверка исполнения законодательства
в местном самоуправлении 4
Прокурорский надзор над деятельностью
органов местного самоуправления 11
Обеспечение законности действий местного
самоуправления 12
Принципы соблюдения законодательства
в сфере местного самоуправления 14
Особенности предмета прокурорского надзора
в сфере местного самоуправления 16
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИ Й УНИВЕРСТИТЕТ
Институт непрерывного образования
Факультет сокращенной подготовки
Курсовая работа
По дисциплине: «Муниципальное право»
На тему : «Прокурорский надзор за соблюдением законности органами и должностными лицами местного самоуправления»
Студентки 2 курса гр. СГМЮ-2012
Головиной Юлии Сергеевны
Преподаватель Романов А.Н.
Екатеринбург, 2014 год.
в местном самоуправлении 4
органов местного самоуправления 11
самоуправления 12
в сфере местного самоуправления 14
в сфере местного самоуправления 16
Законность - важнейший принцип функционирования любого правового демократического государства. Основным гарантом обеспечения соблюдения и исполнения законов на территории российского государства является прокуратура РФ, поскольку это ее основная функция. Петр I создал прокуратуру с целью надзора за законностью в системе органов государственной власти.
Коренные преобразования в политической, экономической, правовой и социальной сферах далеко не одни изменяли приоритеты, полномочия, формы и методы надзорной деятельности прокуратуры. Но на сегодняшний день смысл ее существования остался тем же - осуществление высшего государственного надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории России законов. Прокуратура является мощной опорой государственной власти России, бесповоротно стоящей на пути создания правового демократического государства, где высшая ценность - права и свободы человека и гражданина.
Ломка тоталитарной системы советского государства осуществлялась через реформирование всей общественной жизни, в том числе и властных структур. При этом неизбежна нестабильность законодательства, его противоречивость и «пробельность». Сегодняшняя ситуация в России усугубляется фактом существования развитого правового нигилизма как в обществе, так и среди представителей государства. Недопустимо слаб механизм контроля и надзора за состоянием законности. Имеют место такие негативные явления, как: снижение эффективности осуществления государственной власти и авторитета ее представителей; рост нарушений прав и свобод граждан; деградация экономической и политической жизни общества; падение уровня общественных нравов и т.п.
В таких условиях нужна прокуратура с разветвленными функциями, сильными надзорными полномочиями, позволяющими ей играть роль «компенсатора» в системе государственной власти. Органы прокуратуры оказывают воздействие на происходящие в сфере государственного управления процессы посредством оценки полноты и законности деятельности государственных и местных органов, с учетом прав, свобод и законных интересов граждан. Прокурорский надзор характеризуется разнообразием поднадзорных объектов и должен «срабатывать» в каждом случае нарушения закона.
Исходя из закона о прокурорском надзоре РФ Предметом надзора являются:
- соблюдение Конституции
- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Учитывая широту предмета ведения местного самоуправления, определённого ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", особое значение для правильной организации прокурорского надзора приобретает этап сбора и получения информации, позволяющей судить о наличии или отсутствии нарушений закона в деятельности органов местного самоуправления, юридических лиц, созданных ими или с их участием, соблюдении прав граждан, проживающих на территории муниципального образования. В соответствии с приказом Генерального прокурора Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина см. «приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195», основанием для проведения проверок является наличие сведений о нарушении законов. При этом в объём информации о нарушениях закона включаются не только жалобы или обращения граждан, но и материалы прокурорской, судебной и следственной практики и статистики, сообщения и данные органов контроля, иные сведения. Прокуратуры субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления делают акцент на проверках законности правовых актов субъекта Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, в том числе в организации местного самоуправления и оказанию поддержки, муниципальным образованиям, координируют работу районных прокуратур в этом направлении надзора. На районные прокуратуры ложится основная нагрузка как по надзору за законностью правовых актов, издаваемых представительными и исполнительными органами местного самоуправления, так и по надзору за законностью в их деятельности по различным направлениям на территориях муниципальных образований. Принимая во внимание такое разделение труда, прокуроры обоих уровней должны своевременно получать и обмениваться необходимой информацией. Если материалы из органов статистики по направлениям деятельности органов местного самоуправления, а также поступившие обращения граждан могут быть получены и проанализированы самостоятельно прокурорами обоих уровней, то пути получения и анализа иной информации должны определяться совместно либо прокуратурой субъекта Российской Федерации с учётом мнения и предложений прокуратур районов.
Приступая к рассмотрению деятельности прокуратуры по надзору за соответствием закону правовых актов местного самоуправления и уставов муниципальных образований, следует подчеркнуть, что законодательство субъекта Российской Федерации в значительной степени формирует процедуры реализации прав граждан на местное самоуправление и специфику организации местного самоуправления в конкретном регионе. Именно поэтому большое значение для обеспечения законности в деятельности муниципальных образований имеет полноценная, принятая во исполнение федерального законодательства нормативная база субъекта Российской Федерации. В силу действия ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесен широкий круг вопросов от принятия и изменения законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, контроля за их соблюдением; обеспечения соответствия законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации; регулирования порядка передачи объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность, межбюджетных отношений до регулирования особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций, принятия законодательства о муниципальной службе и установления порядка регистрации уставов муниципальных образований. По существу, каждое из приведённых в ст. 5 Закона полномочий субъекта Российской Федерации должно быть положено в основу самостоятельного направления прокурорского надзора за соответствием закону законодательных и иных нормативных актов о местном самоуправлении. Большая доля надзорной деятельности в этом направлении ложится на прокуратуры субъектов Российской Федерации, но и районным прокурорам нельзя устраняться от данной деятельности, поскольку они могут выявить несоответствие закону нормативных актов субъекта Российской Федерации, защищая интересы граждан, проживающих в муниципальных образованиях или интересы муниципального образования в целом. Работа эта необходима, в противном случае усилия прокурора района по надзору за соответствием закону Устава или иного правового акта органов местного самоуправления, закону субъекта Российской Федерации могут обесцениться самим фактом существования ненадлежащего Закона субъекта Российской Федерации. Вот почему, не вторгаясь в компетенцию прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурор района обязан удостовериться в том, что Закон субъекта Российской Федерации не противоречит как федеральному закону, так и Конституции Российской Федерации.
Исходные положения анализа правовых актов субъектов Российской Федерации, определяющие подход к обеспечению единого правового пространства.
Проверка исполнения законодательства при реализации форм прямого волеизъявления граждан и других форм местного самоуправления Формами осуществления местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное местное самоуправление. Рассмотрим их применительно к надзорной деятельности прокуратуры. В деятельности органов местного самоуправления реализуется принцип, закреплённый ст. 3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с ним народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Под местным референдумом понимается голосование граждан, постоянно проживающих в границах муниципального образования (районе, округе, посёлке, сельском округе), по вопросам местного значения, отнесённым законодательством к предмету ведения местного самоуправления. Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Порядок назначения и проведения местного референдума на основании законов Российской Федерации, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В ряде субъектов имеются специальные законы, посвящённые проведению местного референдума. При этом для прокурора значение имеют три обстоятельства:
1) чтобы региональные законы не противоречили федеральному законодательству;
2) чтобы федеральное и
3) чтобы не нарушались права граждан, имеющих право на участие в референдуме.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в п. 3 ст. 13 приводит исчерпывающий перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум. В этой связи следует помнить, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении местного самоуправления. Существенными для обеспечения законности проведения местного референдума являются законодательно определённые позиции, которые для прокурора и будут направлениями проверки. Их примерно можно разделить на следующие стадии:
1) реализация инициативы
2) назначение референдума, регистрация (учет) участников референдума;
3) составление списков
4) агитация при проведении
5) финансирование референдума;
6) подсчёт голосов участников
референдума, установление результатов
референдума и их
7) обжалование нарушений права на участие в референдуме и ответственность за нарушение рассматриваемого права.
Если обратиться к каждой из перечисленных стадий, то в зависимости от регионального законодательства каждая из них может наполняться специфическим содержанием. В любом случае следует иметь в виду, что принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с уставом муниципального образования может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
При осуществлении надзора за соблюдением законодательства о проведении местного референдума в поле зрения прокурора должны находиться установленные законодательством сроки, поскольку именно от их осуществления зависит своевременность и полнота реализации прав граждан на участие в референдуме. Интересы граждан сопряжены с надлежащим проведением агитации в форме собраний, встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, в т.ч. в средствах массовой информации, митингов, демонстраций, шествий, распространения печатной продукции и так далее. В этой связи прокурор должен обращаться к законодательству, регулирующему порядок проведения массовых мероприятий, деятельность средств массовой информации, иных политических и гражданских прав. Проверяя законность расходов на проведение местного референдума необходимо установить:
1) предусмотрено ли в бюджете
финансирование расходов на
2) не оплачивались ли расходы
за счёт кредитов банков при
несвоевременном перечислении
Как показывает практика прокурорского надзора, нарушение законодательства при проведении местного референдума связано как с попытками субъектов Российской Федерации нивелировать деятельность органов местного самоуправления, так и с процедурными нарушениями при его проведении. Например, в Курской области населению предложили провести референдумы по вопросу о возможном отказе от самоуправления на своих территориях.