Прокурорский надзор за соблюдением законности органами и должностными лицами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Ломка тоталитарной системы советского государства осуществлялась через реформирование всей общественной жизни, в том числе и властных структур. При этом неизбежна нестабильность законодательства, его противоречивость и «пробельность». Сегодняшняя ситуация в России усугубляется фактом существования развитого правового нигилизма как в обществе, так и среди представителей государства. Недопустимо слаб механизм контроля и надзора за состоянием законности. Имеют место такие негативные явления, как: снижение эффективности осуществления государственной власти и авторитета ее представителей; рост нарушений прав и свобод граждан; деградация экономической и политической жизни общества; падение уровня общественных нравов и т.п.

Содержание работы

Введение 3
Проверка исполнения законодательства
в местном самоуправлении 4
Прокурорский надзор над деятельностью
органов местного самоуправления 11
Обеспечение законности действий местного
самоуправления 12
Принципы соблюдения законодательства
в сфере местного самоуправления 14
Особенности предмета прокурорского надзора
в сфере местного самоуправления 16
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

курсовая по Муницип. праву.docx

— 39.09 Кб (Скачать файл)

Прокурорский надзор над деятельностью органов местного самоуправления.

Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется на основании Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ (ФЗ РФ "Об общих принципах организации МСУ" и др.), указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ.

Основным законодательным актом прокурорского надзора в деятельности органов МСУ является Конституция РФ, Кодексы РФ, ФЗ РФ "Об общих принципах организации МСУ в РФ".

Статья 51. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Прокурорский надзор в сфере управления муниципальной социально-культурной деятельностью осуществляется посредством контроля и проверок экономической и юридической базы.

Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов в сфере социально-культурной деятельностью, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

Полномочия прокуроров, организация, начала, и порядок деятельности прокуратуры определяется Конституцией РФ, Законом РФ "О прокуратуре", иными законодательными актами.

Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, укрепление правопорядка и имеет своей задачей защиту от неправомерных посягательств:

1) закрепленных Конституцией РФ  независимости республики, общественного  и государственного строя, политической  и экономической систем, прав  национальных групп и территориальных  образований;

2) гарантированных Конституцией, другими  законами РФ и международными  правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод  человека и гражданина;

3) основ демократического устройства  государственной власти, правового  статуса местных Советов народных  депутатов, органов территориального  общественного самоуправления (ФЗ  РФ "О прокуратуре").

Обеспечение законности действий местного самоуправления

Прокуратура – контрольный орган, обеспечивающий состояние прокурорского надзора за исполнением органами власти, местного самоуправления.

Прокуратура РФ составляет единую систему, на которую возлагаются:

1) поддержание государственного  обвинения в суде;

2) представительство интересов  гражданина или государства в  суде в случаях, определенных  законом;

3) надзор за соблюдением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание, досудебное  следствие;

4) надзор за соблюдением законов  при исполнении судебных решений  по уголовным делам, а также  при применении иных мер принудительного  характера, связанных с ограничением  личной свободы граждан.

Oрганизация и порядок деятельности органов прокуратуры определяется законом (Конституция РФ).

Oсновными функциями прокуратуры являются:

1) надзор за соблюдением законов  всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами  и гражданами;

2) надзор за соблюдением законов  органами, ведущими борьбу с преступностью  и другими правонарушениями и  расследующими деяния, содержащие  признаки преступления;

3) расследование деяний, содержащих  признаки преступления;

4) поддержание государственного  обвинения, участие в рассмотрении  в судах уголовных, гражданских  дел и дел об административных  правонарушениях и хозяйственных  споров в арбитражных судах;

5) надзор за исполнением законов  в местах содержания задержанных.

Предварительного заключения, при исполнении наказаний и применении других мер принудительного характера, назначаемых судом;

Прокуратура принимает участие в разработке органами государственной власти мер предупреждения преступлений и других правонарушений, в работе по совершенствованию и разъяснению законодательства.

На прокуратуру не могут возлагаться функции, не предусмотренные законами РФ.

Принципы соблюдения законодательства в сфере местного самоуправления

Складывающийся в обществе правопорядок, к какой бы сфере жизнедеятельности он не относился, зависит от многих обстоятельств как объективного, так и субъективного свойства. Правопорядок, рассматриваемый нами как "реализующаяся законность", как раз и несёт на себе печать конкретно-исторической ситуации, обусловленной нравственным состоянием общества, уровнем развития его производительных сил, степенью реального влияния на проводимую политику гражданских институтов. Он стабилен, когда гражданин и власть консолидированы или, напротив, деформируется при отчуждении от неё, когда население не верит в способность государства защитить его права и либо прибегает к недозволенным методам разрешения правового конфликта, либо остаётся безучастным ко всему происходящему. Поэтому и прокуроры, будучи проводниками зафиксированной в праве политики, должны понимать меру своего возможного влияния как на правоприменителя, так и на законодателя. Эта мера влияния, с одной стороны, прямо зависит от качества нормативного массива, а с другой от готовности правоприменителя следовать велениям законодателя осознанно и добровольно.

Свои специфические причины и факторы законности действуют и в сфере местного самоуправления. К числу основных относятся, как представляется, следующие. Историко-философские причины становления и развития местного самоуправления в России. Актуализация учения о естественном праве в общественном сознании в России в перестроечный период повлияла на общий процесс демократизации всех сторон жизни: возвышение значения гражданского общества и соответственно сужение роли и места государства, признание высшей ценностью в государстве человека и иных общемировых ценностей. В ответ на запрос времени и желание порвать с тоталитарным прошлым в России, как и во многие иные исторические периоды, вновь возрождается либеральная идея, в том числе реализуемая в реформировании власти на местах в органы местного самоуправления как части самоорганизации новейшего постиндустриального общества. Именно в контексте широких преобразований в западном обществе в сторону модернизации отношений между государством и гражданским обществом и следует рассматривать, на наш взгляд, становление, развитие и упрочение форм самоорганизации населения в России.

Появление местного самоуправления в нынешнем варианте было обусловлено внутренними потребностями развития страны. Однако на ускорение процессов развития местного самоуправления, несомненно, повлияли также взятые Россией международные обязательства, вступление её в Европейский Союз, следствием чего и явилось институциональное обособление местного самоуправления как формы народовластия и способа осуществления гражданских прав.

Десятилетие реформ продемонстрировало всё более весомое участие органов местного самоуправления в управлении общественными делами и отчасти государственными, на решение которых им делегированы соответствующие полномочия. Неясность, противоречия, замалчивание в законодательстве важнейших сторон взаимодействия общества и государства, а главное, постоянно меняющийся баланс интересов государства и общества, вызванный противоборством политических и экономических элит отрицательно сказываются на понимании сути и содержания деятельности местного самоуправления, следовательно на правоприменении и, как следствие этого, на действенности мер прокурорского реагирования. Отсутствие преемственности, в том числе и в историческом прошлом России в деятельности органов местного самоуправления также один из факторов отрицательного влияния на состояние законности.

Особенности предмета прокурорского надзора в сфере местного самоуправления

Достоверное знание об исполнении действующих законов, истинном объёме выявленных и оставшихся неизвестными правоохранительным органам нарушений служит необходимой предпосылкой для правильной организации прокурорского надзора, избрании для проверок тех органов и должностных лиц, которые нуждаются в пристальном прокурорском внимании. Взятые "наугад" объекты, отсутствие продуманной технологии выявления нарушений законов, незнание точек роста противоправной активности обрекают прокурорские проверки на слабую эффективность, а порой серьёзно дискредитируют прокурора, в том случае, когда населению известны творящиеся в городе, посёлке, сельском населённом пункте безобразия, а прокурорская проверка не дала никаких результатов.

Данные прокурорской отчётности о расширении масштабов противоправной деятельности органов местного самоуправления подтверждаются сведениями Министерства юстиции Российской Федерации, которые, как известно, регистрируют правовые акты субъектов Российской Федерации, в т.ч. в сфере местного самоуправления. Об устойчивой тенденции роста нарушений законодательства о местном самоуправлении свидетельствует и судебная статистика. Нелишне напомнить о принимаемых в этой связи на федеральном уровне мерах по укреплению Российской государственности, соблюдению конституционных принципов, обеспечивающих единство политического, экономического и правового пространства. Немаловажную роль в отмеченном направлении призваны сыграть органы местного самоуправления. Учитывая многоплановый характер деятельности самоуправляющихся территорий, для обеспечения целенаправленного воздействия надзорных мероприятий необходимо выделить следующие самостоятельные направления надзора, объединяемые как общностью решаемых задач, так и спецификой их правового регулирования:

1) надзор за исполнением законодательства  о формировании представительных  и исполнительных органов самоуправляемых  территорий; 2) надзор за законностью  принимаемых органами местного  самоуправления правовых актов;

3) надзор за соблюдением политических  прав граждан о непосредственном  участии в решении важных вопросов  общественной жизни муниципальных  образований (участие в выборах, референдумах, реализация иных форм  непосредственной демократии);

4) надзор за соблюдением социальных  прав граждан;

5) надзор за исполнением законодательства  о реализации экономической реформы, включая изменение отношений  земельной собственности;

6) надзор за исполнением экологического  законодательства. Вне зависимости  от того, к какой из сторон  предмета ведения местного самоуправления  относятся.

Прокурорский надзор за законностью муниципальной деятельности требует реформирования. Основные направления в данной сфере включают в себя:

- реформирование законодательной  базы;

- пересмотрение функций прокурорского  надзора в сфере МСУ и другие.

Решение этой важной проблемы, в первую очередь, должно основываться на объективной оценке условий жизнедеятельности и развития общества, потребностей формирования демократического правового социального государства, его исторических, правовых и культурных традициях. Без должного учета этих условий и потребностей место и роль прокуратуры в обществе могут быть искажены во вред социальному развитию, что приведет к ослаблению роли прокуратуры по выполнению ее социального назначения – осуществлять высший надзор за демократической законностью в государстве. В процессе построения демократического правового государства подлежат реформированию государственные институты и переосмыслению – устаревшие представления об обеспечении законности и укрепления правопорядка. При этом нужно использовать исторический опыт организации и деятельности прокуратуры в сочетании с новыми условиями развития общественных отношений. Нынешний правовой статус прокуратуры, ее задачи и функции определены ФЗ РФ "О прокуратуре". Следует особенно подчеркнуть, что в Декларации наряду с разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную отводится самостоятельное место высшему надзору за точным и одинаковым исполнением законов, который возлагается на Генерального прокурора. Закон РФ "О прокуратуре" приблизил ее деятельность к демократическим принципам права, к всемерному укреплению верховенства закона, к защите прав и свобод человека и гражданина. Предусмотрен судебный контроль за некоторыми решениями прокурора, принимаемыми в порядке общего надзора. Санкция прокурора на арест гражданина может быть обжалована в суде.

Первые две статьи носят чисто декларативный характер, которые сводят функции прокуратуры к:

1) поддержанию государственного  обвинения в суде;

2) представительство интересов  гражданина или государства в  суде в случаях, определенных  законом;

3) надзор за соблюдением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание, досудебное  следствие;

4) надзор за соблюдением законов  при исполнении судебных решений  по уголовным делам, а также  при применении иных мер принудительного  характера, связанных с ограничением  личной свободы граждан.

В РФ существует множество мнений по определений статуса прокуратуры, которые можно сгруппировать в три концепции.

Первая: прокуратура пребывает в системе законодательной власти и от ее имени осуществляет надзор за исполнением законов на всех уровнях.

Вторая: прокуратура включается в систему органов судебной власти как орган уголовного преследования.

Третья: прокуратура ограничивается только функцией исполнительной власти в структуре Министерства юстиции.

Заключение

Роль прокурорского надзора в борьбе с нарушениями законодательства и иных нормативных правовых актов в деятельности органов МСУ, содержащих нормы законодательства весьма значительна и актуальна в Российской Федерации. Ибо именно прокурорский надзор направлен на достижение законности в деятельности органов МСУ. Он призван содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития. При этом следует учитывать, что для усиления связи между социальным прогрессом и соблюдением законодательства, особое значение имеют гарантии соблюдения основополагающих принципов и прав.

Принятие нового законодательного акта РФ "О прокуратуре" было вызвано необходимостью развития и конкретизации ее задачи в условиях изменения общественно-политической формации украинского общества, полномочия прокуроров по их осуществлению, полнее формулирует принципы организации и деятельности прокуратуры.

Прокуратура должна стать высокоэффективным государственным, профессиональным, доступным органом по защите граждан от своеволия, прежде всего, чиновников. И для этого у прокуратуры есть все основания и полномочия. Рассматривая пути дальнейшего совершенствования деятельности прокуратуры, нельзя допустить, чтобы субъективные представления, оторванные от реальной деятельности, лоббистские возможности некоторых политических групп, свели сложную и многогранную деятельность прокуратуры только к уголовному преследованию. Ибо в таком случае будет сведена к нулю важнейшая конституционная функция, которая оправдана жизнью, функция высшего надзора за исполнением законов.

Информация о работе Прокурорский надзор за соблюдением законности органами и должностными лицами местного самоуправления