Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:30, курсовая работа
Исходя из этого целью, моего исследования является изучение прокурорского надзора за соблюдением законности органов местного самоуправления и их должностных лиц в России для выявления особенностей, практики применения. В моей работе также обращается внимание на проблемы в ходе устранения юридических ошибок в ходе применения надзора со стороны прокуратуры, сформулированы предложения, направленные на их устранение и повышение эффективности в стабилизации и совершенствовании всего комплекса мер.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и цели прокурорского надзора за соблюдением законности органами и должностными лицами местного самоуправления.………………….6
Глава 2. Порядок осуществления прокурорского надзора за соблюдением законности органами и должностными лицами местного самоуправления...............................................................................................…..….11
Глава 3. Проблемы практики прокурорского надзора за соблюдением законности органами и должностными лицами местного самоуправления...............................................................................................……...20
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников литературы………………………………..28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный экономический университет»
(ФГБОУ ВПО «УрГЭУ»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Муниципальное право»
Тема: «Прокурорский надзор за соблюдением законности органами и должностными лицами местного самоуправления»
Исполнитель:
Группа:
Проверил:
г. Сухой Лог
2014
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и цели прокурорского надзора за соблюдением законности органами и должностными лицами местного самоуправления.………………….6
Глава 2. Порядок
осуществления прокурорского надзора
за соблюдением законности органами и
должностными лицами местного самоуправления................
Глава 3. Проблемы
практики прокурорского надзора за соблюдением
законности органами и должностными лицами
местного самоуправления................
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников литературы………………………………..28
Введение
На состояние законности в Российской Федерации, прежде всего, сказываются объективные сложности нынешнего времени, зыбкость и подвижность нормативно-правового «поля». Сейчас в России нет стабильной правовой системы, она только формируется. При отсутствии продуманной концепции правовой реформы законотворческие работы осуществляются бессистемно. Наличие пробелов в законодательстве пагубно сказывается на регулировании процессов в экономике, социальной и других сферах.
На фоне общего падения социальной дисциплины в стране усилился правовой нигилизм. Распад прежней системы государственного и общественного контроля и надзора не сопровождался созданием новой целостной контролирующей системы.
Нормализовать сложившуюся ситуацию в сфере законности актов местного самоуправления призваны органы прокуратуры, основная цель деятельности которых - обеспечение законности и правопорядка. Именно им принадлежит функция надзора за соблюдением законности различными государственными органами и организациями, именно они наделены государством необходимыми полномочиями, именно от правильной и грамотной организации их работы в данном направлении, во многом зависит состояние законности в Российской Федерации в целом.
Деятельность прокуратуры должна реализовываться по приоритетным направлениям обеспечения реальной охраны прав и свобод человека и гражданина и общества в целом. Одно из таких направлений — прокурорский надзор за соблюдением законности деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, которое выражается в проверке законности правовых актов издаваемых указанными органами, которые являются неотъемлемыми, а в некотором роде даже главными составными частями механизма государственного управления, отвечающего за законность и правопорядок в стране на местном уровне.
Поскольку в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления возникает риск произвола в отношении физических и юридических лиц, постольку местное самоуправление, а также его юридические средства деятельности ставятся под контроль права, ограничиваются некоторыми принципами, имеют соответствующие критерии соответствия фундаментальным ограничениям права. Основные права человека и гражданина, местные свободы, местная демократия, принцип равенства как правовые императивы конституционного уровня требуют их изучения и описания с точки зрения обеспечения соответствия актов местного самоуправления, а также правового режима их формирования, реализации и исчезновения, указанным ограничениям. Данные факторы определяют выбор темы научного исследования – «Прокурорский надзор за соблюдением законности органов местного самоуправления и их должностных лиц».
В настоящее время актуальность этой темы объясняется тем, что в сфере муниципального правотворчества наблюдается большое количество юридических ошибок, во избежание негативных последствий прокурорский надзор за соблюдением законности деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, являясь наиболее эффективной и последовательной формой надзора со стороны государства в очень важной для него сфере — обеспечения законности, будучи свободным от ведомственных и местнических влияний, обладает рядом механизмов регулирования.
Исходя из этого целью, моего исследования является изучение прокурорского надзора за соблюдением законности органов местного самоуправления и их должностных лиц в России для выявления особенностей, практики применения. В моей работе также обращается внимание на проблемы в ходе устранения юридических ошибок в ходе применения надзора со стороны прокуратуры, сформулированы предложения, направленные на их устранение и повышение эффективности в стабилизации и совершенствовании всего комплекса мер.
В соответствии с поставленной целью рассмотрение обозначенной темы исследования призвано решить следующие задачи:
1) Определить понятие прокурорского надзора за соблюдением законности органов местного самоуправления и их должностных лиц, его природу и юридическое содержание;
2) Выявить и анализировать
порядок осуществления
3) Обобщить и проанализировать научные взгляды, существующие в юридической литературе по данным вопросам;
4) Выявить практические проблемы, возникающие в правотворческой и правоприменительной деятельности в обозначенной сфере, а также сформулировать выводы, рекомендации и предложения теоретического и прикладного характера.
Теоретическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что мое исследование позволит получить объективное представление, основанное на анализе правотворческой, правоприменительной практики, о сущности надзора со стороны прокуратуры за соблюдением законности деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, выделить основные факторы для более активного влияния органами прокуратуры на состояние правовой базы муниципального уровня.
Практическая значимость исследования состоит в возможности
использования органами местного самоуправления
в процессах правотворчества и правоприменения,
а также органами прокуратуры, предлагаемых
теоретических выводов и вариантов конкретных
решений правовых проблем. Результаты
исследования также могут быть использованы
в качестве информативного источника
для местной администрации и органов прокуратуры.
Глава
1. Понятие и цели прокурорского надзора за соблюдением законности органов местного
самоуправления и их должностных лиц
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности, как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности ни одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.
В правовой науке нередко отмечается, что классическая триада разделения властей не учитывала прокурорскую власть в силу чисто исторических моментов ее становления в условиях ранней западной демократии. Однако зачастую заимствование прогрессивных явлений из зарубежной практики есть механическое перенесение, принудительное вживление инородных правовых образований в государственно-правовую материю нашего общества без учета устоявшихся отечественных правовых традиций и институтов.
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации1. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их устранению и наказанию виновных не от имени отдельных органов местного самоуправления, отдельных субъектов федерации, иной представительной, исполнительной или судебной власти, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом.
Российские прокуроры традиционно уделяют особое внимание прокурорскому надзору за законностью актов, издаваемых органами, перечисленными в ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992г. «О прокуратуре в Российской Федерации», а именно: федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Перечисленные органы, реализуя возложенные на них полномочия, издают (принимают) законы и подзаконные акты (указы, постановления, решения, распоряжения, приказы, указания) по самым различным вопросам общественной жизни, применяя многочисленные законодательные и иные акты. При этом, как свидетельствует практика прокурорского надзора, они нередко допускают нарушения применяемых законов, выражающиеся чаще в превышении своих полномочий.
Прокурорами ежегодно в ходе проверок выявляются десятки тысяч правовых актов, противоречащих действующему законодательству.
Как утверждает А. Мицыков: «Надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, является приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры, обязательным звеном в системе надзора за исполнением законов»2. Состояние прокурорского надзора в данной сфере является одним из критериев оценки работы прокуратуры города, района в целом. Следует иметь в виду, что издание незаконных актов помимо отрицательного влияния на состояние законности приводит к снижению авторитета органов и их руководителей, издавших эти акты, что ведет к ослаблению управляемости в районах и дестабилизации обстановки.3
Проверки законности актов занимали в прошлом и занимают в настоящее время значительный объем в общем объеме проводимых прокурорских проверок.
Осуществляя надзор за законностью правовых актов, в частности, органов местного самоуправления, прокуроры одновременно осуществляют надзор и за исполнением тех законов, которые применяются при их издании. Вместе с тем в содержание проверок исполнения законов входят и проверки законности правовых актов, изданных соответствующими руководителями органов в процессе исполнения этих законов.4
Прокуратура и осуществляемый ею надзор за соблюдением деятельности законности органов местного самоуправления и их должностных лиц — важная гарантия сохранения целостности государства, средство борьбы с нарушениями законности, кем бы они ни совершались, от кого бы ни исходили.
В Законе «О прокуратуре Российской Федерации» говорится, что целью деятельности прокуратуры является обеспечение не только верховенства законов, но и единства законности, что конкретизирует верховенство закона и в определенной мере расширяет его. Единство законности – это соответствие Конституции Российской Федерации издаваемых законов, подзаконных актов, оно также предполагает и соответствие правовых актов нижестоящих органов правовым актам вышестоящих.
Единство законности должно быть реальным. Именно на прокуратуру возлагается обязанность его укрепления, т.е. принятия эффективных мер по предупреждению, выявлению и устранению правонарушений относительно законности правовых актов органов местного самоуправления. Прокурорский надзор не должен осуществляться формально, он призван быть фактическим, действенным и результативным.
Нарушение законности актов муниципальных образований, как правило, представляют собой посягательства на чьи-либо субъективные права и охраняемые законом интересы. Поэтому в упомянутом законе перед прокуратурой поставлена цель защита прав и свобод человека и гражданина.
Основной целью является также повышение правовых знаний должностных лиц, депутатов, издающих (принимающих) правовые акты, а также лиц, разрабатывающих проекты этих актов.5
Таким образом, прокуратура, являясь многофункциональным органом, снабжена богатым набором правовых средств борьбы за законность6. Эти средства должны быть направлены на соответствующие цели: выявление нарушений законности актов, а соответственно, устранение нарушений законов (протесты на незаконные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления; представления об устранении нарушений законов)7.
Прокурорское реагирование по выявленным нарушениям закона, кроме обычных мер (принесения протестов, обращения с заявлениями в суд о незаконности нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления и др.) включает оценку законодательных актов муниципальных образований, которые нередко искажают федеративные установления, что способно оказывать серьезное негативное влияние на местном уровне. Как показывает анализ Конституций и актов органов местного самоуправления, во многих случаях в них содержатся нормы, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Понятно, что их соответствие федеральному законодательству является необходимым условием для принятия законных правовых основ на местах. Данный вопрос должен получить особое внимание со стороны прокуратур муниципальных образований и структур Генеральной прокуратуры в федеральных административных округах.