Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого целью нашего исследования является изучение прокурорского надзора за законностью муниципальных правовых актов в России для выявления особенностей, практики применения. В работе также обращается внимание на проблемы в ходе устранения юридических ошибок в ходе применения надзора со стороны прокуратуры, сформулированы предложения, направленные на их устранение и повышение эффективности в стабилизации и совершенствовании всего комплекса мер.
В соответствии с поставленной целью рассмотрение обозначенной темы исследования призвано решить следующие задачи:
1) Определить понятие прокурорского надзора за законностью актов местного самоуправления, его природу и юридическое содержание;
2) Выявить и анализировать порядок осуществления прокурорского надзора за законностью муниципальных правовых актов;
3) Обобщить и проанализировать научные взгляды, существующие в юридической литературе по данным вопросам;
4) Выявить практические проблемы, возникающие в правотворческой и правоприменительной деятельности в обозначенной сфере, а также сформулировать выводы, рекомендации и предложения теоретического и прикладного характера.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и цели прокурорского надзора за законностью муниципальных правовых актов 5
Глава 2. Порядок осуществления прокурорского надзора за законностью актов муниципальных образований. 16
Глава 3. Проблемы практики прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления 26
Заключение 31
Список использованных источников литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Инна Исаева на сдачу.docx

— 67.03 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

Итак, в данной курсовой работе нами была предпринята попытка изучения правовой основы, содержания такого сложного и многогранного явления, как прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления.

Подчеркивая особую значимость для охраны прав и свобод человека и гражданина, общества и государства тех или иных видов деятельности, законодатель счел необходимым специально указать на возложение на прокуратуру надзора за законностью актов органов местного самоуправления. Специальными федеральными законами регламентируются цели, задачи, полномочия и порядок деятельности прокуроров в отдельных сферах правовых отношений, ввиду специфики которых прокурор является по существу единственным «внешним» гарантом законности.

В сфере административного нормотворчества законность предполагает, с одной стороны, нормотворческую деятельность органов местного самоуправления, которая должна основываться на положениях и требованиях как федеральных законов, так и законодательных актов субъектов Федерации. С другой стороны эта деятельность не должна противоречить и подзаконным нормативным правовым актам, изданным самими органами местного самоуправления. Соответственно, управленческая деятельность осуществляется органами только в пределах предоставленных им полномочий и компетенции. Необходимо, чтобы требования законности выполнялись на всех стадиях нормотворческого процесса.

Мы выполнили поставленные задачи, достигли цели, которая была изначально выбрана нами, а именно: изучение прокурорского надзора за законностью муниципальных правовых актов в России для выявления особенностей, практики применения. На основании этого вытекают следующие выводы:

      1. Прокурорский надзор является стержнем проверочной деятельности прокуроров на всех направлениях. Через эту работу в первую очередь реально достигается защита публичного интереса. И прежде всего – через инициативные действия в защиту правового статуса личности. Другая сторона публичного интереса заключается в охране конституционного строя России, ее федеративного устройства, единства правового и экономического пространства, стратегических интересов государства.
      2. Анализ практики прокурорского реагирования указывает на то, что большинство незаконных решений органов местного самоуправления, как правило, связано с грубым нарушениями прав и свобод граждан. Причем наиболее характерным для органов местного самоуправления является игнорирование требований налогового, земельного, жилищного, трудового, административного законодательства.
      3. Правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц носят подзаконный характер. Они издаются в целях реализации законов и в своей основе имеют закрепленные в законе положения. Любое отклонение от текста закона может привести к искажению его смысла, наступлению отрицательных, во многом непредсказуемых последствий. Поэтому государство, всецело заинтересовано в том, чтобы подзаконные акты издавались в точном соответствии с требованиями, заложенными в законе.
      4. На основе полученных сведений мы сделали вывод, что представляется необходимым и дальше активизировать роль территориальных органов юстиции в правотворческой деятельности органов местного самоуправления как при разработке правовых актов, так и при обеспечении контроля за их законностью, также нуждаются в пересмотре и ужесточении меры ответственности за невыполнение законных требований прокурора по устранению юридических ошибок, правонарушений и других проявлений юридической антикультуры в деятельности органов местного самоуправления. 

Список использованной литературы и других источников:

Нормативные правовые акты и другие официальные материалы

1.Конституция Российской Федерации.  М., 1997. 68 с.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации по сост.на 1 сентября 2011 года. М., 2011. 192с.

3. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001г. // Собрание законодательства РФ. 2002. Ч. 1.

4. Приказ Генерального прокурора РФ №30 от 22.05.1996г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // СПС "Консультант Плюс».

5. Приказ Генеральной прокуратуры  РФ «195 от 07.12.2007г. «Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и  свобод человека и гражданина»  // СПС «Консультант плюс».

6. Федеральный закон №154 от 28.08.1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ. 1995.№ 35.

7. Федеральный закон №1550-1 от 06.07.1991г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

8. Федеральный закон №2202-1 от 17.01.1992г. «» о прокуратуре в Российской Федерации (в ред. от 05.10.2002) // СПС «Консультант плюс».

 

Теоретические источники

 

9. Алексеев А. Общий надзор: проблемы и перспективы // Законность. 1998. №11. с.6-11.

10. Бабичев И. Проект изменений  и дополнений в Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» // Местное право. 2001. №9. с. 3-63.

11. Басков В.И. Коробейников Б.В.  Курс прокурорского надзора. М.: Зерцало, 2000. 512 с.

12. Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой. М., 1964. С. 229.

13. Винокуров А.Ю.  Методические рекомендации по  осуществлению прокурорского надзора  за исполнением законодательства  о местном самоуправлении. М., 2001. 26 с.

14. Волколупов Е.В. Прокурорский надзор как гарантия обеспечения законности правовых актов (проблемы теории и практики): Автореф.дис…канд.юрид.наук. Саратов, 2003. С. 18

15. Гуценко К.Ф. Правоохранительные  органы: Учебник для юридических  вузов и факультетов. М., 1998. 368с.

16. Ефремов А.Ф. Проблемы совершенствования  контроля и надзора за соблюдением  законов // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. №4. С.89-95.

17. Зайцев О.А., Смирнов П.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М., 2009. С.76

18. Карташов В.Н., Вантеева Н.В. Ошибочная юридическая деятельность органов местного самоуправления. Ярославль, 2010. 180 с.

19. Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть. Екатеринбург, 1999. С. 140

20. Коробейников Б.В., Басков В.И. Курс прокурорского надзора. М., 2000, с.298

21. Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России / Прокурорский надзор. 2002.  №6. С. 8

22. Мицыков А. Прокуратура: проблемы развития//Законность, 2000. №3. С.4

23. Негробов В.Л. Мониторинг российского законодательства как элемент правовой политики: общетеоретический аспект. Владимир, 2008. С.17

24. Петрова Л., Кобзарева Е., Манакова С. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности на муниципальном уровне //Законность. 2008. №11. С. 13-14

25. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М., 2007. С.172

26. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2003. С. 212.

27. Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Выпуск 1. Часть 1. М, 1999. С.17

28. Сергеев А.А., Розенфельд В.Г. Административный онтроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления // Государство и право. 2002. №12. С.25

29. Слюсаренко Т.В. Прокурорский надзор за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов // Научные труды РАЮН: В 3 т. Вып. 8. М., 2008, Т.3 с.782-787

30. Сухарева А.Я. Прокурорский надзор. М., 2009. С.57

1 См.: Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России / Прокурорский надзор. 2002. №6. С. 8

2  Мицыков А. Прокуратура: проблемы развития//Законность, 2000. №3. С.4

3 См.: Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М., 2007. С.172

4 См.: Коробейников Б.В., Басков В.И. Курс прокурорского надзора. М., 2000, с.298

5 См.: Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М., 2007. С.192

6 См.: Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой. М., 1964. С. 229.

7 См.: Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2003. С. 212.

8 См.: Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть. Екатеринбург, 1999. С. 140

9 См.: Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой. М., 1964. С. 229

10 См.: Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М., 2007. С.186

11 См.: Зайцев О.А., Смирнов П.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М., 2009. С.76

12 См.: Сухарева А.Я. Прокурорский надзор. М., 2009. С.57

13 См.: Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Выпуск 1. Часть 1. М, 1999. С.17

14 См.: Вопросы прокурорского надзора. Сборник научных трудов. М., 1972. С.181

15 См.: Карташов В.Н., Вантеева Н.В. Ошибочная юридическая деятельность органов местного самоуправления. Ярославль, 2010. С.154

16 См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. 2009. №3

17 См.: Петрова Л., Кобзарева Е., Манакова С. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности на муниципальном уровне //Законность. 2008. №11. С. 13-14

18 См.: Тихомиров Ю., Андриченко Л. Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях // Законность. 2009. №7 с.7

19 См.: Негробов В.Л. Мониторинг российского законодательства как элемент правовой политики: общетеоретический аспект. Владимир, 2008. С.17

20 См.: Карташов В.Н., Вантеева Н.В. Ошибочная юридическая деятельность органов местного самоуправления. Ярославль, 2010. С.159

21 См.: Волколупов Е.В. Прокурорский надзор как гарантия обеспечения законности правовых актов (проблемы теории и практики): Автореф.дис…канд.юрид.наук. Саратов, 2003. С. 18

22 См.: Слюсаренко Т.В. Прокурорский надзор за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов // Научные труды РАЮН: В 3 т. Вып. 8. М., 2008, Т.3 с.782-787

23 См.: Там же.

24 См.: Петрова Л., Кобзарева Е., Манакова С. Указ. соч. С.16

25 См.: Тихомиров Ю, Андриченко Л. Указ. соч. с.7

26 См.: Петрова Л., Кобзарева Е., Манакова С. Указ. соч. С.16

27 См.: Сергеев А.А., Розенфельд В.Г. Административный онтроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления // Государство и право. 2002. №12. С.25

 

 


Информация о работе Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления