Развитие самоуправления в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях модернизации системы российского образования развитие студенческого самоуправления рассматривается в качестве значимого фактора профессиональной подготовки будущих специалистов. Реализация системного подхода к разработке стратегии государственной поддержки студенческого самоуправления, формирование общественно-государственного характера молодежной политики на современном этапе выступают необходимыми условиями подготовки конкурентоспособного специалиста в системе профессионального образования РФ. Основными качествами личности молодого специалиста в соответствии с современными требованиями социально-экономической ситуации должны быть компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность.

Содержание работы

Введение…………………………………………….…………………………...3
1.Общее понятие самоуправления……………………………………………..5
2. Видовые разнообразия самоуправления……….…………………………….8
3. История развития студенческого самоуправления……….…….……..….13
3.1.Дореволюционный период развития ССУ: 1 этап.…….………….13
3.2.Дореволюционный период: 2 этап.…….………………………….17
4. Развитие самоуправления в настоящее время ………….….……….…..…..22
Заключение……………………………………………..……………..………….26Библиографический список…………...…………………………………….…..33

Файлы: 1 файл

Содержание курсовой работы.docx

— 78.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

Ювенис (лат.) – молодой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Целью данной  курсовой работы,  как уже упоминалось выше, является изучение развития самоуправления в студенческом коллективе.

           Системный анализ студенческого самоуправления Овчинникова В.В., в российских вузах проявил значительность социальной роли, играющейся ими в рамках современных образовательного и гражданского процессов. Фактически, студенческие советы, профсоюзные комитеты, старостаты и общественные организации студентов стали неотъемлемым и важным элементом образовательной системы, значение которых определяется, прежде всего, их направленностью на самостоятельное, добровольное включение студентов в процессы организации деятельности своего вуза и общества в целом. Выявление и кристаллизация функций органов студенческого самоуправления происходило в процессе их исторического становления.

В подготовке поколения высоконравственных, интеллектуально развитых, творчески  работающих профессионалов - граждан  России и интеллигентов - состоит  миссия высшего образования, ибо  высшая школа всегда выступала не только как институт подготовки специалистов высшей квалификации, но и как институт гражданского воспитания, формирующий  личностные качества и общественно  активную позицию у студентов.

     В высшей школе СССР была создана достаточно действенная система воспитания, имевшая административно-общественный характер. Воспитанию студентов уделялось много внимания в учебном процессе, где цикл социально-гуманитарных дисциплин призван был формировать мировоззрение и ценностные установки. Во внеучебном процессе воспитание студентов осуществлялось через систему общественных организаций, прежде всего партийной и комсомольской. Большую роль в проведении воспитательной работы в вузах играли культурно-досуговые и спортивные организации.

На современном этапе развития российского общества наблюдается  возрождение на новой демократической основе студенческих организаций, которые строят свою деятельность, исходя из образовательных, профессиональных, социальных потребностей молодежи, интересы которой они представляют, коррелируя их с социокультурным контекстом развития молодежи как страта и высшей школы как социального института.

В этой связи чрезвычайно актуальным представляется формирование в высшей школе нового воспитательного поля, ориентированного на развитие студенческого самоуправления, глубокую актуализацию его педагогического потенциала, активное включение студенчества в социальные процессы и поддержку на всех уровнях студенческих общественных инициатив. Формирование такого поля невозможно без теоретического осмысления сущности современного студенческого самоуправления, изучения значимых условий эффективной реализации педагогического потенциала студенческих организаций.

Изучение современного опыта студенческого  самоуправления и анализ научно-педагогических работ по проблемам молодежи в целом, и студенчества в частности, позволяет обозначить ряд существенных противоречий:

- между интенсивно растущим  интересом в теории педагогики  к проблеме развития студенческого  самоуправления в современном  вузе и слабой методологической разработанностью данной проблематики;

- между потребностью студенчества  в социальной активности, творческой  самореализации и отсутствием  адекватных организационных форм  работы со студенчеством;

-между потенциальными воспитательными  возможностями студенческого самоуправления  и отсутствием организационно-педагогических  условий для их реализации;

-между потребностью студенческого  актива в педагогической поддержке  со стороны администрации и  преподавателей вуза и неразработанностью основных форм педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студенческой молодежи.

Это, впрочем, не помешало создать на их основе целую систему привлечения молодых людей к активной социальной и профессиональной деятельности. Фактически, система студенческого самоуправления в вузе представляет собой целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления на всех уровнях управления. Базовыми при этом мы выделяем такие органы как студенческий совет вуза (факультета), студенческий профком вуза (факультета), старостат, а также общественные молодежные организации, действующие на базе вуза. Наиболее типичными формами выступают студенческие советы и студенческие профкомы, а характерными видами деятельности для всех организаций являются: научная работа (научные студенческие общества, научные конференции и т. п.), культурно - массовая работа трудоустройство, работа в общежитиях и др. Инновационная форма студенческого самоуправления — студенческий парламент, не была предметом специального анализа в нашей работе, но мы должны отметить и её потенциал, связанный с привлечением студентов к самоуправлению, путем включения в особые демократические процедуры.

С одной стороны, подчеркнув, что  неразрешенные или не смягченные вовремя противоречия способны дискредитировать саму идею самоуправления (самоуправления), превращая его в формальную надстройку и инструмент манипуляции студенческой средой, с другой стороны, отметив -в качестве рекомендаций - необходимость совместными усилиями всех заинтересованных сторон (от администрации, педагогического и студенческого коллективов вузов до государственных и общественных структур вне вуза на муниципальном, региональном и федеральном уровне) разрешать или смягчать (а порой - и предотвращать) выявленные нами противоречия и проблемы, проведенное исследование, позволило сделать вывод, что решение ряда проблем современного студенческого самоуправления затруднено рядом причин, среди которых особенно выделяются те, предпосылок решения которых пока в России не создано:

- низкая заинтересованность менеджеров  вуза в объективной информации  о реальном состоянии профессионально-личностного  развития будущих специалистов, реальной эффективности деятельности воспитательной системы вуза, роли органов студенческого самоуправления в организации жизнедеятельности университетского сообщества;

- отсутствие у преподавателей  вузов мотивации к полноценной,  творческой деятельности в сфере  воспитания студентов;

- отсутствие подлинной индивидуализации  и дифференциации воспитательного процесса в условиях вуза, условий для становления и развития первичных студенческих коллективов;

- отсутствие систематического  планирования воспитательной работы  в вузе в целом и мониторинга ее эффективности;

- отсутствие конкретных показателей  в системе оценки воспитательного  процесса при государственной атгестации и аккредитации вузов.

В результате анализа современных  проблем развития студенческого  самоуправления в вузах России, мы приходим к ряду практических рекомендаций по их решению, оптимизации совершенствованию и развитию существующих органов студенческого самоуправления и более полной самореализации его участников-студентов.

Основной задачей администрации  вуза в работе с органами студенческого  самоуправления должно стать создание необходимых условий для формирования и эффективного развития самоуправления студентов, установления партнерских отношений со студенческими коллективами, органами студенческого самоуправления. Это позволит сконцентрироваться над решением административных и хозяйственных вопросов, а те проблемы, которые легче и эффективнее могут быть решены непосредственно самими студентами, - передать студенческому самоуправлению.

Целью участия органов студенческого  самоуправления в воспитательном процессе вуза должны явиться организация  системной работы и проведение мероприятий  по приоритетным функциональным направлениям студенческой жизни:

- учебно-административное направление  (распределение стипендий, проведение конкурсов, составление рейтингов, организация курсов, семинаров, предоставление студентам информации по возможностям дополнительного образования и т.п.);

- научное направление (организация  конференций, круглых столов и  научных семинаров, систематизация  информации о возможностях научных  публикаций студентов и участия в научных проектах и т.п.);

- социально-бытовое направление  (организация выдачи льготных  проездных билетов, материальной  помощи льготным категориям обучающихся,  мониторинг состояния учебных аудиторий, предприятий общественного питания на территории вуза, условий проживания и т.п.);

- спортивное направление (проведение  соревнований, организация секций  и спортивных клубов по интересам,  предоставление студентам информации  о вневузовских чемпионатах и возможностях для 'занятий спортом, пропаганда здорового образа жизни и др.).

Таким образом, необходимо, чтобы содержание внеучебной работы в высших учебных заведениях Российской Федерации соответствовало требованиям, предъявляемым рынком труда, всем гражданским обществом, к молодому специалисту, выпускнику российского университета.

К сожалению, во многих учебных заведениях нашей страны сохранились, а в  некоторых даже переживают ренессанс  остатки старой системы воспитания личности, направленной на формирование поведенческого стереотипа исполнителя, не желающего проявлять инициативу, находить ресурсы, грамотно их использовать, рисковать и нести ответственность за возможные результаты.

Результаты социологических исследований подтверждают тот факт, что среди современной российской молодёжи преобладают потребительские установки, нередко находящиеся на грани агрессивного инфантилизма. Это огромная проблема всего нашего общества, без решения которой невозможен социально-экономический прогресс.

В конце 2006 года Правительством России принята Стратегия государственной молодёжной политики, активнейшее участие в разработке которой приняли и члены нашего коллектива. В апреле текущего года на заседании Правительства Москвы принята городская целевая программа «Молодёжь Москвы 2007-2009», которая реально формировалась при непосредственном участии крупнейших молодёжно-студенческих объединений, а значит, теперь никто не сможет сказать, что власть навязывает московской молодёжи неинтересные и бессистемные мероприятия. К концу 2006 года в городе завершился процесс формирования молодёжных советов во всех административных округах, а также советов молодых специалистов при функциональных и отраслевых органах государственной власти.

Уже несколько лет в ряде регионов России действуют органы молодёжно-студенческого  самоуправления, которые стали лидерами по сводному количеству предложенных и реализованных проектов, предлагающих конкретные решения наиболее острых, по мнению жителей регионов, проблем социально-экономического развития.

Всё это говорит о том, что, по крайней мере, региональные и федеральные  власти предпринимают попытки подключать молодых россиян к реализации городских программ, реальному, а  не формальному участию молодёжи в социально-экономическом развитии Российской Федерации.

Реально оценивая потенциал студенчества ведущих российских вузов, достижения и позиции выпускников, социальный капитал, накопленный студенческими коллективами, считаем возможным в качестве цели концепции воспитательной работы вузов обозначить реальное развитие студенческого самоуправления, отказ от «бутафорских» моделей, демотивирующих молодых граждан к реальному ответственному участию в общественно-политической жизни общества. По нашему мнению, основные предпосылки (заинтересованность профильных государственных структур, богатый опыт студенческого самоуправления, научные разработки в сфере молодёжной политики, практическое воплощение и успешная реализация студентами и выпускниками больших и малых социально-экономических проектов) для достижения этой цели мы имеем. И на данном этапе очень важна детальная проработка научно-исследовательких подходов, обощение и структуризация опыта студенческого самоуправления, а в дальнейшем - её системная, результат-ориентированная и консолидированная реализация всем российским университетским сообществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодёжи / Краснояр. гос. ун-т.Красноярск, 1997. -188 с. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодёжи. – Москва: Академический Проект, 2001.- 304 с.Павловський В.В. Основи ювентологii// Наукова монографiя. – Киiв: КНТ, 2007.- 209 с.

2. Ховрин А.Ю., Шаламова Л.Ф. Студенческая молодежь и государствен- ная молодежная политика // Социально-гуманитарные знания, 2007. – №4. – С. 112-129 (0,6 п.л., неразделенное авторство). ISSN 0869-8120.

3. Добрыпина В. И. Студенчество России: вектор перемен / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич // Российское студенчество на рубеже веков: материалы Всерос. студенч. форума. М., 2001. - 195 с.

4. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Рос. газ. 1996. — 29 авг. 
5. Форум «Российский союз молодежи» http://www.ruy.ru/

6.Ю.Викторов О. Н. Ценностные ориентации студенческой молодежи: Опыт работы / О. Н. Викторов, М. Н. Изратова. Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.-60 с. 
7.Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, одобренная решением Правительственной комиссии по делам молодежи от 5 декабря 2001 г. N 4, а также в проекте межведомственной программы "Студенчество России (2002 - 2006 годы)" и др.

8. Государственная молодежная  политика 98. Региональный опыт реализации / Центр образования молодежи  «Демократия и развитие». —  М., 1998. — 236 с.

9. Государственная молодежная политика в республиках Российской Федерации : док. и материалы / под общ. ред. В. А. Родионова. М. : Социум, 1997.-Вып. 1.-141 с.

10. Государственная молодежная политика в Российской Федерации // Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. — М.: Ин-т молодежи, 1995. вып

 

 

 

 


Информация о работе Развитие самоуправления в настоящее время