Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 08:19, курсовая работа
Актуальность. Государственная гражданская служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.
Введение 3
Глава 1. Государственная служба как профессиональная служебная деятельность 5
1.1. Понятие, принципы и виды государственной службы 5
1.2. Государственные должности и их классификация 12
Глава 2. Характеристика деятельности государственных служащих 17
2.1. Понятие и виды государственных служащих 17
2.2. Правовое положение государственного служащего 21
Заключение 30
Библиографический список 31
Реализация принципов
Государственно-служебная должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закреплённая в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему - в целях её практического осуществления.
Таким образом, должность характеризуется следующими признаками:
С организационной точки зрения
должность представляет собой определённую
структурную единицу, находящуюся
в системе государственной
Внутренняя структура
Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью. Она принадлежит государственной администрации. Назначение государственным органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей - с другой7.
Государственной является должность
в федеральных органах
Законодательное определение государственной
должности государственной
Должности государственной службы подразделяются на:
Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) –
3) специалисты – должности,
4) обеспечивающие специалисты –
должности, учреждаемые для
Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" относятся соответственно к высшей, главной и ведущей группам должностей гражданской службы.
Должности категории "специалисты" относятся соответственно к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" относятся соответственно к главной, ведущей, старшей и младшей группам должностей гражданской службы.
Должности федеральной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной гражданской службы.
Реестр должностей федеральной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.
Реестр должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, а также структуры, наименований, категорий и групп должностей гражданской службы Реестра должностей федеральной гражданской службы.
Реестр должностей федеральной гражданской службы и реестры должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации образуют Сводный реестр должностей гражданской службы Российской Федерации.
Порядок ведения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.
Государственный служащий - гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, если иное не установлено федеральным законом, получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий установленные федеральными законами ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном (служебном) регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.8
Согласно ст. 10 Закона РФ «О системе государственной службы РФ»: Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.
Государственные должности могут занимать только государственные служащие. Государственному служащему присваивается в установленном порядке квалифицированный разряд (чин, специальное звание, класс, ранг и т.д.).
Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере.
Государственный служащий совершает во многих случаях действия, которые вызывают определённые юридические последствия. Такие действия могут быть юридическими фактами и используются в качестве доказательств или документов. Эти действия государственных служащих изменяют, образуют либо прекращают различные правоотношения в сфере государственной и общественной жизни.
Деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.
Многие законодательные акты, регулирующие государственно-служебные отношения, содержат ещё один признак государственного служащего: принятие им присяги на верность государству - РФ. Однако ФЗ «Об основах государственной службы РФ» не устанавливает необходимость принятия служащим присяги на верность. Вместо этого в трудовом договоре, заключаемом государственным служащим с государственным органом содержится обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции РФ и федеральных законов в интересах граждан РФ.
Существует масса классификаций видов государственной службы. Наиболее существенное теоретическое и практическое значение имеет классификация государственных служащих по: 1) роду их деятельности; 2) признаку объёма должностных полномочий.
Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба, правоохранительная служба. В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на три группы: служащие в государственном аппарате, военнослужащие и служащие правоохранительных органов. В свою очередь, можно проводить дальнейшую классификацию каждой из групп. Служащие государственного аппарата делятся по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти, служащие в органах управления, служащие в органах судебной власти, и т.д. Военнослужащие подразделяются по видам и роду вооружённых сил (сухопутные войска, военно-морской флот и т.д.), в службах, к ним приравненных (внешняя разведка, погранслужба и других структурах). Служащие правоохранительных органов, в свою очередь, подразделяются на сотрудников милиции, работников прокуратуры, сотрудников ФСБ и т. д.
При классификации государственных служащих по объему должностных полномочий служащих разделяют по их роли в реализации функций органа по объёму полномочий в общем виде, без детализации: а) руководители; б) специалисты (основной состав); в) вспомогательный персонал.
К группе руководителей относятся руководители органов, организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители. В их задачи входит непосредственное осуществление функций данного органа (организации).
К группе специалистов (основному составу - как по численности, так и по роли в реализации функций органа) относятся служащие, которые реализуют функции и соответствующие полномочия лично и непосредственно: инженеры, техники, преподаватели, врачи, работники учётно-бухгалтерских подразделений и т.д.
К группе вспомогательного персонала относятся служащие, которые непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа, но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп. Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие.
Продолжением классификации служащих по объёму должностных полномочий является их разделение по признаку обладания в рамках должностных полномочий полномочиями распорядительного характера. По этому критерию служащие должны быть разделены на две группы: 1) служащие, наделённые полномочиями распорядительного свойства, то есть полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативные акты и т.д.; 2) служащие, таковыми полномочиями не наделённые.
Информация о работе Развитие системы государственной службы в Российской Федерации